Татары в Узбекистане Разное
По материалам сайта tatarinform.ru
Три четверти татар живут вне пределов своей исторической родины. Около полумиллиона – в Узбекистане. Таким образом, в Узбекистане проживает одна из крупнейших татарских диаспор. Исторические связи татарского народа с народами Средней Азии давние. Известно, что прародина татар – Волжская Булгария (Х–ХIV вв.) – имела дипломатические и торговые отношения со странами Средней Азии и особенно тесные – с Хорезмом. Эти связи укрепились в период Казанского х анства (XV–XVI вв.). После разгрома его Иваном Грозным, чтобы избежать насильственного крещения, многие татары бежали в разные края, в том числе и Среднюю Азию. Её население относилось к ним с симпатией, как к единоверцам.
Указом 1874 года Екатерина II дала широкие права татарским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Китаем и Персией. В 1794 году восемь купцов из казанских татар с караваном в 80 верблюдов направились из Омска в Ташкент через Бухару вместе с экспедицией горных инженеров (среди них был горный инженер Г.С. Бурнашев – татарин по происхождению). Однако из Бухары хан их не выпустил, ссылаясь на опасности в дороге. Несмотря на все трудности, российское правительство стремилось наладить регулярную торговлю со среднеазиатскими ханствами, привлекая для этих целей «торговых татар».
Самая большая татарская община сложилась в начале XIX века в окрестностях Ташкента, в местечке Ногай-курган (на территории нынешнего Сергели), благодаря смекалке и оборотливости казанского татарина муллы Губейт-Уллы, который на свои средства купил землю и продал своим соплеменникам в рассрочку. Первая татарская деревушка в 40 дворов имела планировку, отличную от азиатской. Поселившиеся здесь татары бежали в основном из страха попасть в рекруты или от насильственной христианизации. За ними потянулись их соплеменники в погоне за наживой. За неимением пахотной земли, жители Ногай-кургана или промышляли извозом (арбакеши), или занимались разведением садов и огородов при своих домах, продавали картошку, квас и кумыс.
В середине XIX века в бухарские, хивинские и самаркандские духовные медресе не прекращался поток татарских учащихся – шакирдов из Казани, Уфы, Оренбурга, желающих получить образование. Из этой среды появляются такие личности, как Г. Курсави, Ш. Марджани и другие, ставшие первыми реформаторами мусульманских медресе в России.
Уже к концу XIX – началу XX века новые передовые татарские просветители, педагоги новометодных школ, деятели культуры, печати, литературы и театра, впитавшие в себя передовые достижения восточно-мусульманской и европейской культур, начинают выступать, как отмечает В.В. Бартольд, в роли просветителей своих туркестанских единоверцев. Джадиды открыли десятки светских школ, в которых учились местные и татарские дети. Значительную работу проводили татары в налаживании местной периодической печати. Первые узбекские печатные книги были напечатаны в типографии Казанского университета. Первые типографии в Ташкенте и Хиве под названием «Михбосма» также были привезены из Казани Шахигиреем Биккуловым. Во многих типографиях наборщиками и книгопечатниками работали татары. Ими же были созданы и первые общественные читальни. Изгнанная бухарским эмиром узбекская интеллигенция спокойно проживала в Казани.
Таким образом, татарские просветители сыграли большую роль в просвещении Туркестана. Навсегда в истории джадидского движения Узбекистана, наряду с именами М. Бехбуди, С. Айни, А. Авлони, Фитрата останутся и имена татарских просветителей: Низамитдина Сабитова из Бухары, Шакира Мухтари из Ферганы, Абдуллы Тукмуллина из Намангана, Мухтара Бакира из Хивы, Абдуллы Беги Мустакаева, Булата Салиева из Ташкента и многих других.
Приток татар увеличился с завоеванием Россией Туркестана. Значительное количество татар пришло в Туркестан вместе с царскими войсками в качестве солдат и офицеров. Свободные от службы татары работали, главным образом, переводчиками и маркитантами. Женщины занимались шитьём, кулинарией, выпечкой, в том числе на продажу.
В 80-х годах XIX века в Ташкенте прочно обосновалось уже более 100 человек татарской национальности. Татарская слободка образовалась вблизи Бешагачских ворот (татары, как правило, селились в русской части городов). Улица вдоль арыка Анхор получила название Татарской (ныне ул. Тураба Тулы). В конце XIX века в Ташкенте уже действовали татарская мечеть и медресе Марджани (снесены в середине 30-х годов во время строительства театра им. Навои), а в центре Ташкента процветал пассаж братьев Яушевых (в районе ресторана «Зарафшан»).
В 1902 году в Новой Бухаре была открыта первая татарская школа, а в Ташкенте функционировала татарская школа им. Муллы Hyp Вахидова. В 1904 году Сахибом Еникеевым был создан первый национальный театр. Революция 1917 года прервала расцвет джадидских реформ образования и период исламского просвещения. Последующие события привели в 20–30-х годах к массовому притоку в Среднюю Азию татар, над которыми нависла угроза раскулачивания, коллективизации, голода и репрессий.
В 1926 году в Узбекистане проживало 28 400 татар. В 20-х годах здесь выходило несколько газет, журналов на татарском языке, существовали национальные библиотеки, профессиональные театры, институт просвещения, готовящий учителей для татарских школ. В этот период в писательской организации Узбекистана существовала татарская секция, в которую входило несколько десятков писателей.
С середины 20-х годов в Узбекистане действовало Татаро-башкирское бюро. В последующие годы под его руководством в крае функционировало 17 национальных школ, три дошкольных заведения, две библиотеки.
В 1929 году было создано два татарских колхоза. В середине 30-х годов татары на производстве занимали первое место среди представителей нацменьшинств республики – 1060 человек.
Дальнейший приток пришёлся на годы войны и послевоенные годы. В 50–60-е годы шла волна беспаспортников из сельской местности Татарстана. Устраивались они в Узбекистане на тяжёлую работу, не пользующуюся спросом у местного населения.
После Ташкентского землетрясения 1966 года прошла ещё одна волна переселения в Узбекистан как татар, так и представителей других национальностей.
В 70-е годы происходит перелом в миграционных процессах. Начинается постепенный, но всё более увеличивающийся отток русскоязычного населения на прежние места проживания и историческую родину. Это связано с рядом социально-экономических причин.
Приходят годы горбачёвской перестройки. В 1989 году происходят известные Ферганские события, и начинается уже массовый исход татарского, и не только, населения. В начале 90-х годов XX века в Узбекистане поднялась волна национализма, были слышны лозунги «русские в Рязань, татары в Казань». По различным причинам многие татары вынуждены были уехать в Россию, США, Казахстан.
Проблематичным стало устроиться на престижную работу, особенно в госорганы. В учебных заведениях, больницах и поликлиниках, учреждениях почти не остались квалифицированных специалистов. Экономическая ситуация остаётся тяжёлой. Но парадокс – практически исчезли проявления бытового национализма, лозунги 90-х годов напрочь забыты.
К 2000 году в Узбекистане проживало 324 080 татар, то есть на 100 000 меньше, чем было в 1990-м.
Из культурных событий можно выделить создание в 90-х годах XX века Татарского общественного центра (Ташкент); появились татарские национально-культурные объединения (Алмалык, Бухара), татарская редакция теле радиокомпании Узбекистана, фольклорный ансамбль «Яшьлек», эстрадный театр «Дуслык», самодеятельные ансамбли «Якташ», «Ләйсән», «Безнен мирас», татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Шатлык». Одна из центральных улиц Ташкента названа в честь выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая.
Сегодня татарские национальные центры действуют в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Карши и других городах.
Благодарю за интересную информацию.Каковы прогнозы на будущее, есть ли шансы на счастье под солнцем Родины у не титульной нации?
Дания Нуриева[Цитировать]
Дания поверте есть шансы, после того как уехали лучшие специалисты и заводы стали из за этого иметь проблему, у местных кадров мозги стали на место, но было уже поздно, поэтому сейчас все будет сделано что бы оставшиеся мозги не утекли за границу Узбекистана.
Николай[Цитировать]
Свежо предание, да верится с трудом.
Какие заводы стали иметь проблемы? Которых уже нет?
Мы свои кадры выкуем, в смысле — накуём.
ELLE[Цитировать]
Мозги на пустом месте не бывают. Это процесс создается поколениями. А учитывая уровень образования в нонешнем Ташкенте, а тем более на периферии…
Да и не нужны никому эти заводы уже. Пример тот же тапоич. Передали Российскому объединению и тут же обонкротили. А управляющим поставили безграмотного.
Анатолий[Цитировать]
наковать-нет проблем а вот что дальше делать с этими заготовками?
вася[Цитировать]
Надо было бы мне смайлик поставить. Тогда, наверное, было бы понятней. Вот такой :-)
ELLE[Цитировать]
Чтобы наковать нужно иметь кузнецов а их то и нет теперь!!! ТАПОиЧ этому пример!!!
Николай[Цитировать]
Так, какова же дальнейшая судьба татар-путешественников, которых «из Бухары хан не выпустил, ссылаясь на опасности в дороге.»
Шамиль[Цитировать]