Заповедными тропами ручья Пальтау Разное

Alex-inet

Не успел я вернуться домой из моего долгожданного путешествия по Малайзии и Индонезии, как вспомнились наши недавние мытарства с разрешениями на посещение Коксу, и тут же захотелось выехать в наши родные горы, испробовать, так сказать, разрешения, выданные Бостанлыкским РОВД накануне моего отъезда в отпуск.

Сказано — сделано, в воскресенье утром мы сели на маршрутку и решили поехать на Пальтау, проверять разрешения.

Ручей Пальтау — ближайшее место от дороги вокруг Чарвакского водохранилища, где установлен пограничный пост по старой дороге по Чаткалу вверх, прямо к Киргизской границе, тут до неё по этой самой дороге 15 км. Где-то в этих горах, летом 2002 года, прошли вооружённые группы террористов Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и Дж.Намангани, надолго нарушив покой местных кишлаков. И именно тут границы Узбекистана и Кыргызстана проходят очень близко, от водопада Пальтау рукой подать — около 3 км. Одним словом именно то место, где и нужно проверять разрешения на стойкость J

Приехали мы к заветному повороту на дорогущую зону отдыха «Чаткал Маунтэинс» к 9 утра. Там, в 500метрах от дороги, находится пограничный пост куда мы и направились. Строго говоря, обойти их можно, но не нужно и уж тем более небезопасно, я даже не упоминаю о незаконности такого прохода через пункт контроля!

На КПП сидят трое: офицер пограничник, рядовой с автоматом у шлагбаума и лесник в своём домике. КПП оборудован защитными укрытиями, ну, в общем, всё как и бывает в таких местах. Удивлённый взгляд рядового с автоматом ещё издалека пристально следил за нами, а вот офицер делал вид, что нас нет вообще или мы прозрачные, он занимался расспросами каких-то местных парней пытавшихся пройти по Чаткалу.

Через пару минут, я всё-таки попытался привлечь внимание офицера, который сделал вид, что не понимает русского языка и демонстративно говорил со мной на узбекском. Но моего словарного запаса хватило, чтобы понять, что отдыхать там нельзя. А я ему про разрешения, а он мне снова — нельзя. Я достал заветную бумажку, исчирканную подписями незнакомых мне дяденек из РУВД и с гербовой печатью РОВД, которая гласила, что МВД не против нашего прохода в эти места. Офицер углубился в чтение, и изучение подписей на листке. И о чудо! Он спросил, куда мы собираемся идти, и попросил дать паспорта — победа! После быстрой регистрации наших паспортных данных в их журнале (они записали время прохода КПП и куда мы направляемся), мы зашагали по дороге на Чаткал.

Со спокойной душой, мы зашагали по хорошей грунтовой дороге быстро спускающейся к большому саю возле которого работал бульдозер и грузовик, а также деловито копались несколько человек. Мы конечно же подошли поздороваться и узнать что они делают. Оказалось, что это сотрудники Угам-Чаткальского нац.парка, и тут они восстанавливают мост через ручей Пальтау, по которому в прошлом месяце пронёсся мощный сель, оставив после себя широкие песчаные поля по обоим берегам. Конечно же, и они захотели посмотреть на наши разрешения и паспорта. Проверили и отпустили.

Той тропы, а даже дороги, по которой мы ходили в прошлом году, сейчас не оказалось. Только валуны и песок до самого сая, который с шумом бежал, вниз прыгая с камня на камень. На месте хорошей грунтовой дороги сейчас расплылось песчаное море, проглотив часть дороги.

Снова встретили пограничника с автоматом, снова проверил документы, связался по рации с КПП, проверили ещё раз наши документы, фамилии, когда мы зарегистрировались на КПП и куда идём. Когда мы рассказали, что идём на Пальтау, он замахал руками, заверещал, что там граница и туда нельзя, а мы ему в ответ, что нам можно и нам разрешили, вот и спец.разрешения. Попрощались и ушли дальше.

После прошедшего селя ущелье ручья Палтау стало интереснее. Песок и камни скрыли под собой мусор людского быта: дорогу, огороды, мусорные кучи — следы цивилизации. До ближайшего фермерского хозяйства, видать совсем недавно, бульдозер проделал новую дорогу сквозь густую и высокую траву, камни и песок прошедшего селя.

В прошлый наш поход в фермерском хозяйстве были люди, а в этот раз никому небыло, и даже царило некоторое запустение: непрополотые грядки, грязные скамейки, заросшие тропки, несобранная малина, которая впрочем, оказалась нам по вкусу! Ягоды крупные, сладкие, некоторые уже переспелые, урожай большой. Рядом кусты смородины и цветущие розы. Хорошее место для отдыха в тени высоких тополей.

Но нам нужно идти вперёд, до водопада немного осталось, и тропы никакой и не видно, спустились в русло ручья, и пошли прямо по нему. Сотни разноцветных бабочек взмывали в воздух из под ног и кружились над нами потревоженные у водопоя. В это время бабочек очень много, и тут они на каждом шагу, прячутся в крутых каменистых и влажных берегах Пальтау. Каждая лужа, каждый ручеёк — место водопоя бабочек всех мастей. Настоящее горное лето среди белой мальвы и ароматных жёлтых зонтиков пижмы.

Вскоре нам показались обрывистые скальные выступы перед самым водопадом, тут ручей совершает поворот направо и кажется, что речка заканчивается, а межу тем в действительности она сворачивает в глубокий каньон во мрачной глубине которого грохочет один из самых больших и красивых водопадов Чаткальских гор — водопад Пальтау.

Высота водопада метров 20-25, а вот поток воды, который падает с этой высоты большой, и в дополнение к сильнейшему потоку воды, водопад кидает вниз булыжники, которые с глухим звоном стукаются о дно тёмного колодца и исчезают в коричневой воде ручья. Купаться под ним небезопасно!

В прохладе водопада мы пообедали, отдохнули и вышли в обратную дорогу и к следующей нашей цели, которую мы не достигли в прошлом году — стоянка древнего человека Обирахмат.

О ней понаписано много, о её значении и находках сделанных в ней вызвавшим резонанс в научном мире. Конечно же, нам нужно её посетить, посмотреть, где же жили наши пращуры, ощутить дух этого места.

Грот Обирахмат, находится недалеко от устья ручья Пальтау, на его левом притоке (если стоять спиной к устью), он единственный, и ошибиться дорогой трудно. Туда же ведёт грунтовая дорога ответвляющаяся от главной и делающая внушительную петлю поднимаясь по склону горы.

Про Обирахмат удалось найти вот такую информацию:

«В 1962 году археологический отряд Института истории и археологии Академии наук Республики Узбекистан под руководством Яхъё Гулямова, обследуя территорию зоны затопления будущего Чарвакского водохранилища, обнаружил неизвестную прежде пещеру.

При первом же ее осмотре академиками А.В. Мухамеджановым, У.И. Исламовым и другими сотрудниками отряда были обнаружены прекрасно сохранившиеся пластины и другие орудия мустьерской эпохи. Не было никаких сомнений, что найден незаурядный памятник первобытной культуры. Я. Гулямов назвал грот «Обирахмат» («Священный источник») по названию близлежащего родника. В гроте были начаты раскопки специалистами Узбекистана. В них принял участие также известный археолог и антрополог М.М. Герасимов.

Тщательный послойный анализ всех артефактов Обирахмата показал, что материалы представляют собой редкий случай превращения архаической техники обработки камня в более прогрессивную, верхнепалеолитическую. Это был медленный процесс эволюции на основе накопления прогрессивных элементов.

Естественно возник вопрос: «Кем были создатели культуры Обирахмата — неандертальцами или гомо сапиенсами (людьми современного типа)?»

Летом 2003 года при раскопках в Обирахмате случилось редкое и счастливое для археологии событие — были найдены останки древнего человека возрастом не менее 50 тысяч лет. Это вторая (после знаменитого погребения неандертальского ребенка, обнаруженного академиком А.П. Окладниковым в 1938 году в гроте Тешик-Таш) полная не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии антропологическая находка древнекаменного века.

Уникальность ее в том, что такие находки в мире единичны, а эта дает единственную на сегодняшний день возможность восстановить внешний облик человека, совершившего технологическую и культурную «революцию».

Результаты изучения обнаруженных фрагментов черепа и зубов сенсационны: с одной стороны, могут служить доказательством независимого мультирегионального образования человека современного физического типа, а с другой — свидетельством гибридизации предков современных людей и неандертальцев ».

Местечко где находится этот грот, действительно очень приятное: закрыто от ветра, родник водопадом падает с соседней скалы, вокруг растут деревья, и тишина. Можно понять древних людей разместившихся тут когда-то. Сам грот — это углубление в известняковой скале, довольно большое, место самых глубоких раскопок обнесено простеньким заборчиком их веток, вероятно, чтобы ненароком не упасть на дно десятиметровой ямы. В самом гроте повсюду видны следы проводимых раскопок, отметки археологов.

Как обычно, неприятно удивляет наличие мусора на таком объекте. В нищи грота кто-то понапихал пластиковых бутылок, на дне ямы пакеты, пачки сигарет, бутылки и обёртки. Уже наверное пора перестать удивляться помойкам в которые превращаются многие интересные места в горах, но всё никак не могу привыкнуть — наверное, это судьба всех памятников в Узбекистане не охраняемых круглосуточно.

А тем временем, день подошёл к концу и чтобы уехать без проблем и подешевле, во всех местах лежащих выше Юсупхоны, нужно выдвигаться на дорогу не позднее половины пятого, иначе уехать будет непросто. Нам повезло, мы быстро прошли в обратном направлении КПП, там наши данные снова записали, внесли в журнал время нашего выхода из зоны. Уже к пяти мы ловили машину вниз к Газалкенту. У моста через Чаткал нас забрала маршрутка на Газалкент и уже через полтора часа мы были дома.

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.