О «Пахтакоре», других интересных встречах — с любовью. Часть 9 История Ташкентцы
Михаил Зальцберг
КОГДА ОДНО «ДА» ПЕРЕВЕШИВАЕТ ТЫСЯЧУ «НЕТ»
11 августа 1979 года, суббота, Всесоюзный день физкультурника. Я в этот день дежурил на радио, подготовил репортаж со стадиона, пару информаций с «цифрами и достижениями» и в хорошем настроении отправился домой. Время на выходе где-то полпятого, я иду по улице Хорезмской к станции метро. И вдруг в 16 часов 35 минут 38 секунд остановился (ну, разумеется я не смотрел в этот момент на часы, это я потом, анализируя факты, пришел к выводу, что раз я из здания радиокомитета вышел в 16. 30, все, что произошло далее, началось именно с ЭТОГО момента) , почувствовал на какое-то мгновение жар, и самое главное-какое-то чувство беспокойства. Захотел вернуться, дабы проверить, ничего ли я не забыл. Стал лихорадочно вспоминать- не вспомнил, отругал себя последними словами за мнительность, продолжил свой путь. И вот с таким чувством беспокойства прошел весь вечер, как вдруг звонит Слава Шкультин из молодежной редакции, подвыпивший, и говорит (я сокращаю):
— Как дела?
— Нормально, хотя…какая-то хандра на меня вдруг напала.
— Хандра…А как у «Пахтакора» дела?
— Да вроде бы аклимались уже, на подъеме…
— (плача) Уже не поднимется наш «Пахтакор, «все ребята погибли… (бросил трубку) .
Что испытывает человек, узнавший, что погиб самый близкий человек,, причем, в расцвете сил? Я закричал «Нет! нет! нет!… «Я готов был кричать тысячу раз, миллион раз-лишь бы это оказалось ошибкой. Через минуту размышлений я уже стал надеяться, что это был не самолет, а автобус, может погибли не все? Но звонок к шефу-Роману Абдуллаевичу Турпищеву все расставил на свои места.
-А кто даст иформацию об этом?
-Погоди, вначале оповестят родных и найдут останки погибших…
В воскресенье ташкентцы стали друг от друга узнавать о случившейся трагедии. А в понедельник очень много людей пришло к Спорткомитету республики. Большинство-со слезами на глазах. Сотрудники отдела футбола постоянно развешивают на стоящих на улице больших досках новые телеграммы-соболезнования. Удивляет география мест, куда дошла уже скорбная весть-от Ужгорода до Сахалина., ведь в прессе об ЭТОМ – молчок. Поражает ну просто огромнейшее количество соболезнований из республик Закавказья — от граждан, спортивных организаций и коллективов. Но больше всего -из Грузии, видно, грузины до сих пор испытывают чувство благодарности к народу Узбекистана за поддержку в 1964 году, когда «Динамо» одолело в Ташкенте московское «Торпедо» в поединке за звание чемпиона СССР. Вот такие у меня воспоминания о тех днях. Еще раз хочу заметить, что та команда не нуждается в приукрашиваниях Нет, они не занимали третьего места после первого круга в 1979 году. Таким достижением могут похвалиться игроки «Пахтакора» образца 1966 года, ведомые мудрейшим Михеем-Михаилом Иосифовичем Якушиным… А » Пахтакор»-79, находясь на 9-м месте, удачно начал второй круг, и перспективы ее игроков, надеюсь, ни у кого сомнений не вызывали.
А вот и новый опус, автор которого, Олег Люлька, на сайте «Сегодня» беседует с 81-летним Яковом Погребняком, бывшим секретарем ЦК КП Украины, а в 1975 году -порученцем В. Щербицкого по делам киевского «Динамо», пишет: , не удосужившись перепроверить факты: «Как-то на поле «Пахтакора» киевляне, досрочно став чемпионами, проиграли 0: 5. Это позволило ташкентцам остаться в высшей лиге, — вспоминает Яков Погребняк. — После матча Владимир Васильевич звонит мне со словами: «Какой позор!» Как сказал мне Лобановский, он не мог не пойти навстречу своему учителю-тренеру «Пахтакора» Соловьеву, у которого перед тем был инфаркт. Но я объяснил Щербицкому поражение долгим перелетом».
Три грубые ошибки и еще одна — принципиальная. 1. Киевляне были близки к званию чемпионов, но 17 октября ими, конечно, не были. Их тогда называли «Без 5-ти минут чемпионы». Другое дело, 10 дней назад они завоевали Суперкубок Европы, но как кто-то остроумно заметил, хорошо что «Динамо» выпало играть с «Баварией». А ведь могли нарваться на «Пахтакор»…2. Ташкентцам, увы, эта победа не помогла. Проиграв в последнем туре московскому » Динамо», они на 2 года перебрались в 1-ую лигу. 3. В. Соловьев из-за инфаркта не руководил командой, к нашему величайшему сожалению. Главным был Г. Качалин, тренером — Г. Красницкий.
А теперь я хотел бы высказать свое отношение к этому матчу. Не было никакого «договорняка», просто в силу понятных всем причин киевляне «нарасслаблялись», не настроились как следовало бы, а когда поняли, что дело «швах»-оказалось поздно. Они думали ( как героини Мордюковой и Гурченко ): голос они вечером дадут, а в Ташкенте 2 тайма будут демонстрировать «высокую технику», катая мяч поперек поля. Но наш народ такие «катания» не понимает и не принимает. Да, в Ташкенте их встречали как героев, но это было за кромкой поля, а на игру ташкентцы вышли драться за победу, ведь турнирное положение у них было «не позавидуешь» -оставались еще «Днепр» (на выезде) , «Спартак» и «Динамо» — дома. Исход известен.
И еще два момента. Я слышал из уст игрока победного состава киевлян, что перед матчем с «Пахтакором» они успели слетать в Карши, сыграть вничью — 2: 2 с местной командой «Каршистрой» и что их принимали там по-царски. Так что может и прав был порученец, говоря, что долгие перелеты мешают? Что касается высокочеловечного поступка В. Лобановского, то полагаю, что команда осуществила его значительно раньше, 29 июня в Киеве, где «Пахтакор» победил в матче первого круга со счетом 1: 0. В любом случае, думается, Вячеславу Дмитриевичу было приятно, и даже немалому числу украинских болельщиков тоже. Вот такой след оставил этот человек в развитии футбола двух республик!. ЯШИН КРИЧАЛ СВОИМ ЗАЩИТНИКАМ: «ДЕРЖИТЕ КРАСНОГО!»
Об этом Человеке и Футболисте сказано немало. Скоро в Ташкенте к 70-летию Геннадия Александровича Красницкого выйдет книга воспоминаний о нем. Родился он 27 августа 1940 г. Начинал обучаться футбольному мастерству на стадионе «Пищевик» у молодого тренера Геннадия Васильевича Ермакова, ныне заслуженного тренера Узбекистана. Там воспитывалась целая плеяда мастеров этой игры: Владимир Таджиров, Станислав Стадник, Виталий Суюнов, Виталий Виткалов, Улугбек Кариякубов, Владимир Шеффер и много др. Все они отлично проявили себя, отстаивая честь республики. Я же хочу выбрать путь посложнее и постараюсь рассказать о Геннадии Александровиче, основываясь на том, что я видел и слышал, общаясь с ним.
Ну, о том, что это был настоящий бомбардир с великолепно поставленным ударом-об этом знают все. И что соперники «вынуждены» были идти на любые нарушения, если «зевали» его. А он беспощадно наказывал их за это. Или так поступали его партнеры, шедшие на добивание. А вот все ли знают, что Красницкий во второй половине своей творческой жизни в футболе, вынужденный отходить чуть назад, дабы избежать грубой опеки, здорово овладел искусством длинного паса, выводя своих партнеров на ударные позиции?
Всю жизнь я мечтал брать интервью у Геннадия Красницкого и его товарищей по команде, ради этого я и стал журналистом. В августе 1974 г. когда меня приняли в «Физкультурник Узбекистана», состоялось наше знакомство-редакция тогда располагалась на 5-м этаже, а отдел футбола на первом. Я спустился, чтобы взять какие-то результаты и, конечно, волновался перед встречей с кумиром. И напрасно, т. к. Геннадий Александрович по-отечески встретил меня, как будто мы давно знакомы.
Вот так шли годы и с каждым разом я убеждался все больше в том, что это не только великий футболист, но и человек. В 1984 году Г. Красницкий являлся старшим тренером джизакской «Звезды», составленной из проходящих службу ребят. Ну, об армейском «режиме» говорить не приходится, -полуармейская команда, тренируйся, играй как следует-вот, что от тебя требуется. Но проблемы с обеспечением команды так и не решались, сегодня мы понимаем как это важно. Неудивительно, что большинство ребят попали в команды мастеров: Шаимарданов, Морозов, Синелобов, Постнов, Зейтуллаев, Селимов, Айвазян. Зирченко, Поваляев,. Бекбулатов и др. Некоторые в «Пахтакор», но этого было явно мало.
Однажды нашим знойным летом»Звезда» принимала кишиневский «Нистру». По просьбе молдавских коллег мы организовали для них репортаж из Джизака, который провел я. По окончании встречи подошел поздравить с победой Геннадия Александровича и говорю ему: если я наберусь наглости попросить вас взять меня осенью в поездку в Кишинев и Симферополь для подготовки материала в газету и фоторепортажа, вы мне откажете? Его ответ подбросил меня до потолка: » Нет, почему ? Где-то за две недели до матча подойди к нам в спортклуб. «Вот так: коротко и ясно.
Обещание Геннадий Александрович сдержал и мы полетели в края, откуда родом моя мама… Что касается предстоявших матчей, то «Звезда» обязана была с выезда привезти как минимум два очка, турнирное положение команды было попросту угрожающим. То ли устали ребята с дороги, то ли вратарь молдаван Курочкин на них влиял, но в Кишиневе не получилось, поражение -0: 3. А влиял он своеобразно: матерился так, что любой биндюжник по сравнению с ним был бы сразу принят в члены королевской семьи. Чего скрывать, частенько с этим явлением приходится сталкиваться, боремся, так сказать, придумываем» наказание рублем». Но в тот холодный кишиневсий вечер никаких долларов и евро не хватило, чтобы выкупить этого «дядьку» с повадками армейского старшины. Так он «шевелил» своих ребят весь матч, совершенно не задумываясь, что вокруг полно еще других молодых ребят. Во всяком случае молдавские спорторганизации выразили свое отношение к этому безобразию четко. Угадайте с одного раза, кому они вручили приз «Лучшему игроку встречи…»
Теперь у «Звезды» не было выбора, в Симферополе только победа давала шанс на сохранение места в первой лиге. Уже в самолете чувствовалось, что летим не на прогулку. Ребята, конечно, каждый по-своему, настраивались на предстоящую игру. Ведь еще в Кишиневе после матча решили: будем биться до последнего. Несмотря на то, что «Таврия» находится в таком же трудном положении.
…Обычная предматчевая суета. Геннадий Александрович заходит в раздевалку и говорит (далее со слов игрока команды) : Только что ко мне подошел представитель «Таврии» (фамилию автор нам сообщил-Ред. ) и предложил сдать игру за 2 тысячи (рублей) . Какие будут мнения? (Все молчат) . Тогда он обращается к капитану команды Аре Айвазяну: что думаешь, капитан? Ара встает и говорит: будем играть! Г. Красницкий: может есть другие мнения? Все, вопрос закрыт!
Первый тайм все-таки проходит с небольшим преимуществом хозяев. Чувствуя поддержку зрителей «Таврия «делает все, чтобы добиться ощутимого перевеса. . На перерыв команды уходят при счете 1: 0 в пользу крымчан. А вот во втором тайме сказывается мастерство наших ребят и Айвазян сравнивает счет. Казалось, нашей радости нет предела. И здесь Постнов в центре поля делает неудачный пас, который перехватывает соперник. Идет опаснейшая коптратака на ворота джизакцев. Замер стадион, у нас остановились сердца, но команду выручает вратарь В. Филатов. Мы вздыхаем с облегчением, проходит еще секунд 5-6 и вдруг со скамейки гостей раздается крик : Ва-а-а-с-я-я! Это Геннадий Александрович, остро переживая промахи ребят, как бы говорит: Васенька, родной, что же ты делаешь, мы же только что говорили, сейчас пойдем вперед и «Таврия»постарается поймать нас на конратаках, ты всегда так здорово дирижируешь игрой, так пожалуйста, не ошибайся сегодня, ведь на карту поставлено много… Я мог бы продолжать рассказ о том, что я явственно услышал в этом крике, но лучше давайте посмотрим на реакцию Васи….
А Вася, пока Володя устанавливает мяч, поворачивается лицом к скамье, складывает руки на груди и низко кланяется своему наставнику, как бы говоря: «Отец родной, виноват, я очень постараюсь, чтобы не допускать подобных ошибок, мы можем победить и мы это сделаем…»И что вы думаете, не проходит и 10-ти минут, как ребята выходят вперед-2: 1. Ну. а под занавес встречи именно гости ставят точку в этом памятном матче-3: 1. Победа!
Вечером за ужином на каждом столе стояла бутылка шампанского. Только «руководство»могло позволить себе чуть-чуть водочки, но Геннадий Александрович отказался пить категорически. Все переживания за судьбу команды как бы сфокусировались в этом вечере. Посидев с нами еще пару минут, он поднялся к себе в номер.
В Ташкент самолет прилетел ночью, часа в три. Встречал нас Слава Кольцов, пошутивший: Саныч, а Миша оказался для вас фартовым. Я не возражал против такого распределения ролей. Слово свое я тоже сдержал. Статья была опубликована в газете «Правда Востока», в ней говорилось о том, что команда с хорошей перспективой, но требуется помощь, иначе зачем она создавалась?
…Через несколько лет судьба уготовила мне еще один подарок. В «эпоху» перестройки решили объединить все профсоюзные спортобщества в один кулак. Не берусь судить, может это хорошо в плане организационном и экономии средств, но, увы, исчезли такие родные названия, как «Спартак», «Мехнат, «»Буревестник», «Зенит»и др. А Г. Красницкий стал заведующим отдела футбола РДФСО профсоюзов-человек на своем месте, хотя, полагаю, мечтал он о «Пахтакоре…
В 1988 году при РДФСО создали «Х\р Клуб ветеранов «Пахтакора» и любителей футбола»во главе с опытным В. Десятчиковым. А я стал отвечать за работу с любителями футбола. Ветераны «Пахтакора» стали ездить по республике, проводить матчи с самыми разными коллективами. Добирались даже до Москвы и Югославии. К нам в Ташкент приглашали ветеранов Москвы, Казахстана и др. Взял интервью у Эдуарда Стрельцова и Игоря Нетто. О загубленной судьбе Э. Стрельцова сказано много. Он выглядел уставшим. Разговаривали мы у кромки пахтакоровской поляны, и вспомнили как торпедовцы безуспешно вскрывали тут оборону «Кардиффа»-всего лишь 1: 0, а чуть позже- переигровка, в которой москвичи уступили. А вот с Игорем Александровичем мы вспомнили его второй гол в ворота «Пахтакора»в 1961 году. Конечно, он был удивлен моей осведомленностью. «Спартак»уже выигрывал- 1: 0, вот-вот раздастся свисток судьи на перерыв, осталось пробить штрафной в северные ворота (те, что ближе к выходу) . Солнце слепит глаза Юрию Пшеничникову, и Игорь Нетто блестящим ударом забивает мяч в дальнюю «девятку» 2: 0. Все.
К чему это я сейчас говорю? Наверно, к тому, что воспоминания о футболе помогали мне держаться на плаву, прибавляли настроения. Ведь до второй (более удачной операции ) оставалось еще долгих 19 лет. Отдел футбола, как и весь РДФСО, расположился в бывшем здании института физкультуры на б. Пролетарской, причем, все сотрудники — в одной комнате. Поэтому я считаю, что мне повезло, ведь я видел как работает Геннадий Александрович. Стиль его работы был прежде всего основан на великолепном знании футбола, авторитете как среди народа, так и начальства, главное- желании двигать узбекский футбол вперед. Нет-нет, не подумайте, что я у него ходил в любимчиках, поэтому, мол, я им восторгаюсь. Поверьте, и мне доставалось «на орехи» по делу. . Просто я видел работу человека, который заслужил уважение не прошлыми футбольными успехами, а своим трудом. Как это больно -говорить о Красницком в прошедшем времени. 48 лет-это расцвет жизненных сил, у него прекрасная жена, дочурка Катенька. И вдруг в один миг все порушилось…
Начнем с того, что в начале июня-88 в наших краях стояла какая-то невыносимая жара, «без воздуха» и спасительного ветерка. На многих это действовало угнетающе. Геннадий Александрович, конечно, в молодости отличался здоровьем богатырским, но после автоаварии косточки ног и таза пришлось собирать по крупицам, ходил он чуть медленнее привычного и это, разумеется радости у него не вызывало.
10 июня Геннадий Александрович прилетел в Курган-Тюбе инспектировать матч команд второй лиги, местный «Вахш» и «Сохибкор» (Халкабад») . Арбитр справился с судейством неважно, после игры тренеры обеих команд высказали ему все, что они думают о плохих судьях. А Г. Красницкому выпала нелегкая доля осуществлять арбитраж, т. е. разнимать» дерущихся». Хотя, все понимают: его вины нет ни грамма. В какой-то момент он почувствовал себя хуже и вышел на балкон. Далее я хочу привести монолог нашего старейшего наставника Сергея Артемовича Арутюнова, который мы услышали в день похорон (не дословно) .
— Сколько раз я ему говорил, чтоб он так не рисковал. Ну скажите мне- зачем подвергать свою жизнь опасности? . Ему, например, ничего не стоило покурить, сидя на балконном ограждении, «просто посидеть » на подоконнике – все равно, на каком этаже. И как всегда на замечания отвечал шуточками. Знаю я эту гостиницу, там второй этаж практически как первый, очень низкий. Надо же, так он еще умудрился упасть на голову. Наверно посмотрел вниз, голова закружилась и …
Да, такой человек, столько сделал для людей в свои-то 48. А вот мы его предостеречь и сберечь не смогли. Знаю, есть мнение, что это было самоубийство. Но мы ведь договорились: рассказываю о том, что я видел и слышал. Если так, то, во-первых, я ручаюсь за то, что Сергей Артемович произнес слова, которые приведены выше. А, во-вторых, я не хочу и никогда не поверю в версию самоубийства…
Еще раз вспоминается матч с московским «Динамо в 1962 году на стадионе «Пахтакор». Вот ведь как получается: неделей назад «Спартак», будущий чемпион страны, увез два очка из Ташкента, ведя 2: 0, они еле-еле выиграли-3: 2 (выше я уже рассказывал, как годом раньше москвичи также победили – 2: 0) . И вот очередь «Динамо». Гости вновь ведут-2: 0 и кажется, история повторяется. Но на второй тайм ташкентцы выходят с отчянной решимостью «перебороть» судьбу ( видно, не зря «Пахтакор» в том году занял почетное 6-е место) . Про гол Юрия Белякова я уже рассказывал в начале своих воспоминаний. Ну неужели мы не заслужили увидеть второй мяч в ворота самого Льва Яшина-так думали 65 тысяч зрителей, пришедших на стадион (напомню, официально вместимость его была равна 55 тыс. ) . И они оказались вознагражденными потому, что в нападении «Пахтакора» играл, яркий неповторимый мастер финтов Берадор Абдураимов, который-таки сравнивает счет — 2: 2. Нет, не ждите от меня «приписок», ведь историю не перепишешь, а так хочется написать: Красницкий забивает третий мяч и «Пахтакор» побеждает — 3: 2.
Матч закончился вничью — 2: 2, но какие последние полчаса мы получили! Пахтакоровцы буквально растерзали оборону динамовцев. И лидером атак был Г. Красницкий, который заставил сильно понервничать самого Льва Яшина. Вот что я отчетливо помню. Ничем закончилась редкая контратака диномовцев, Пшеничников готовится ввести мяч в игру, футболисты «разбирают » друг друга, и на стадионе установилась некоторая тишина. Вот тогда мы и услышали рык Великого Льва: «Красного держите, Красного!»
Начиная с момента включения «Пахтакора» в высшую лигу в течении 5ти или 6ти лет встречи с «Динамо» Москва заканчивались с ничейным результатом, что дало почву для разговоров о «договорных» играх. Правда в те времена эти понятия ещё отсутсвовали.
николай[Цитировать]