История общественного транспорта История Разное

АВТОБУС

Из всех видов гор. транспорта автобус перевозил в Ташкенте наибольшее количество пассажиров (1981, 52% общего объема перевозок).
Первый автобус в Ташкенте появился в декабре 1909 года, работали 10 восьмиместных автобусов. Их маршруты связывали поселок Никольское (совр. Луначарское шоссе) и Куйлюк. В 1926 году образован трест Узбекпатопромторг, в ведении которого была 21 машина, из них 7 автобусов, среди которых 40-местный автобус марки «Бенц-Геггенау». В 1929 году на ташкентских улицах появился первый отечественный автобус произв-ства Ярославского автозавода «Я-6» (1928 г. Выпуска, с 18 двухместными мягкими креслами, скорость – 70 км/ч). В 30-е гг. автобусный парк Ташкента пополнился «ЗИС-8» и «ЗИС-16».

Массовые автобусные перевозки по маршруту ТашМИ – Чапаната (совр. автобусный маршрут №80) начались в 1949 г. Появились первые серийные автобусы вагонного типа «ЗИС-154». В 1981 г. На 117 маршрутах (в т.ч. 31 маршрут микроавтобусов) протяженностью 1397 км. Курсировали ежедневно около 1100 машин (84 гор. и 33 пригородных маршрутов). 40 диспетчерских станций организуют движение автобусов и контролируют его работу. Все сведения о движении автобусов в Центральной диспетчерской станции (бывш. ул. Пролетарская 1). Разработана автоматизированная система диспетчерского управления движением автобусов. Городской автобусный парк постоянно пополнялся новыми марками автобусов, гл. обр. машинами «ИКАРУС-280», «ИКАРУС-260», «ЛиАЗ-677», «ЛАЗ-695», «ПАЗ-672», «Кароса» и «РАФ-2102». Все жилые районы Ташкента соединены автобусными маршрутами и со станциями метрополитена.
За годы Независимости РУз автобусные парки пополнялись различными видами автобусов разных марок: 1994-95 гг – автобусами марки «ДЭУ», 1997-98 гг – автобусами марки «Мерседес Бенц» , 1999 г – микроавтобусами марки «Отойол» местного производства, 2005-2006 гг – автобусами марок «КамАЗ», «ЛАЗ – 776» и «Хёндай» , 2007 г – микроавтобусами марки «Исузу» местного производства.

Автобусные парки
Автобусный парк №1. (улица Манжары 26) .Создан в 1973 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ЛАЗ гор. типа, обслуживал 9 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 27 млн. пассажиров)

Автобусный парк №2 . (улица Ген. Петрова 263). Создан в 1957 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС гор. типа. Обслуживал 10 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 42,5 млн. пассажиров)

Автобусный парк № 3 (ул. 50 лет профсоюзов 57) . Создан в 1959 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ПАЗ-672. Обслуживал 18 городских и 2 пригородных маршрута (1981, 53,5 млн. пассажиров)

Автобусный парк №4 (ул. Чаштепинская 27). Создан в 1962 году. Специализировался на эксплуатации автобусов гор. типа ЛиАЗ-677. Обслуживал 10 городских маршрутов (1981, 40,8 млн. пассажиров)

Автобусный парк №5 (ул. 50 лет профсоюзов 56) . Создан в 1963 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ЛАЗ-695 и ПАЗ-672. Обслуживал 3 городских и 12 пригородных маршрутов (1981, 38,8 млн пас)

Автобусный парк №7 (просп. Дружбы народов 49). Создан в 1970 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС и ЛиАЗ. Обслуживал 9 городских и 4 пригородных маршрута (1981, 34 млн. пас)

Автобусный парк №8 (ул. Гвардейская 33 ). Создан в 1984 году. Специализировался на эксплуатации автобусов ИКАРУС и ПАЗ-672.. (С 1989 по 1996 гг. эксплуатировались автобусы марки «Кароса») Обслуживал 5 городских машрутов. (1985, 12 млн. пас)

Автобусный парк №12 (жилой массив Сергели 8). Создан в 1969 году. Специализировался на эксплуатации автобусов гор. типа ЛАЗ и ЛиАЗ. Обслуживал строительные организации, 7 городских и 1 пригородный маршрут (1981, 39 млн. пас)

Автобусный парк №18 (микрорайон Бешкайрагач). Создан в 1974 году. Специализировался на эксплуатации различных типов гор. абтобусов. Обслуживал 6 городских и 9 пригородных маршрутов (1981, 39 млн. пас)

Автоколонна №2519 (ул. Иркутская 20). Создана в 1966 году. Специализировалась на эксплуатации автобусов ЛАЗ гор. типа. Обслуживала пром. предприятия, 12 городских и 1 пригородный маршрут (1981, 45,6 млн. пас)

ТРАМВАЙ

Предшедственницей ташкентского трамвая была конно-железная дорога – конка. С 1913 года все линии переведены на электрическую тягу. К 1917 году протяженность трамвайных путей составляла более 23 км. После Октябрьской революции трамвайная сеть продолжала расширяться. В 1936 г была сдана в эксплуатацию первая широкая колея на участке Текстильный комбинат – Площадь Хадра. До 40-х гг. трамвай был единственным видом городского транспорта. К 1940 г. протяженность трамвайных путей составила 100 км. В 1967 г узкоколейные трамвайные линии полностью заменены ширококолейными. В связи с возникновением ряда новых жилых массивов проложены новые трамвайные пути, связывающие их с центром города. В Ташкенте (1982) существовало 23 трамвайных маршрута протяженностью 223 км. На линиях курсировали 452 вагона типа РВЗ-6, РВЗ-6М и КТМ-5М3. Услугами трамваев (1981) пользовались около 140 млн. чел. (более 20% общего числа пассажиров, перевозимых всеми видами гор. транспорта).
На 1981 г. в Ташкенте существовало 3 трамвайных парка
№1 им. Героя Советского Союза С.Ф. Черникова – ул. Гайдара 50 (позже Янгизамон)
№2 по улице Хамзы
№3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)

ТРОЛЛЕЙБУС

Первые троллейбус начал курсировать в Ташкенте в 1947 г по маршруту Железнодорожный вокзал – площадь Калинина (Чорсу).
К 1960 г сеть троллейбусных линий возросла до 89,4 км, к 1970 г – 135,7 км. В 1981 протяженность троллейбусных линий (18 маршрутов) 223,6 км, число машин (типа ЗИУ -5 и ЗИУ-9) – 370. В 90е гг троллейбусные парки Ташкента пополнились троллейбусами марки «Шкода».
Среди средств наземного гор. транспорта троллейбус по объему первозок занимал 3-е место после автобуса и трамвая, перевозя ежегодно более 100 млн. пассажиров, что составляло более 12% пассажирооборота гор. пассажирского транспорта.
На 1981 г в Ташкенте существовало 3 троллейбусных парка
№1 – улица Тараса Шевченко 28
№2 – улица Пионерская 4а
№3 (трамвайно-троллейбусный) – улица Красновосточная 3а (позже Тимура Малика)

МЕТРОПОЛИТЕН

Строительство метрополитена в Ташкенте начало в 1973 г. Первый участок первой линии (от станции Октябрьской революции (сейчас — Амир Темур Хиебони) до станции Сабира Рахимова), с 9 станциями, электродепо с Домом Связи был введен в эксплуатацию 6 ноября 1977 года. Протяженность линий – 12,2 кс. Второй участок первой линии (от станции Октябрьской революции (сейчас — Амир Темур Хиебони) до станции Максима Горького (сейчас — Буюк Ипак Йули) с 3 станциями вступил в строй 18 авг. 1980 г. Протяженность линий 4,6 км, среднесуточные перевозки составляли 220-240 тыс. чел. К 1981 г число станций на 2х участках первой линии достигла 12. (Максима Горького(сейчас – Буюк Ипак Йули) – Пушкинская — Хамида Олижджана – Октябрьской революции (Амир Темур Хиебони) – Площадь Ленина (Мустакиллик Майдони) – Пахтакор – Дружба Народов (сейчас — Бунедкор), Комсомольская (позже – Ешлик, сейчас – Миллий Бог) – Хамза – 50 лет СССР (сейчас – Мирзо Улугбек) – Чиланзар – Сабира Рахимова).
Метрополитен характеризовался большой интенсивностью движения максимальной нагрузки.
В 1981 г начато строительство первого участка второй линии метрополитена от станции Алишера Навои до станции Ташкент с 5 станциями. Протяженность линии 5,5 км. В 1983 5 станций были сданы, началось строительство 2 участка линии – от станции Ташкент до станции Авиастроителей (сейчас – Чкалова) с 2 станциями. Протяженность 3,1 км.
В 1986 г была сдана вторая линия метрополитена общей протяженностью 8,6 км с 7 станциями. Среднесуточные перевозки составляли 180-190 тыс чел.
В 1987 г началось строительство 3его участка второй линии от станции Алишера Навои до станции Беруни с 4 станциями. К 1990 г 2ая линия ташкентского метрополитена состояла из 11 станций.
(Авиастроителей (сейчас – Чкалова) – Сельмашская (сейчас – Машинасозлар)- Ташкент – Айбек – Проспект Космонавтов – Алишера Навои – Гафура Гуляма – Чорсу – Тинчлик – Беруни).
Строительство 3й линии ташкентского метрополитена началось в середине 90х годов.
В 2002 году сдан участок линии из 6 станций. (Минг Урик – Юнус Раджабий – Абдула Кодири – Минор – Бодомзор – Хабиб Абдуллаева).

В проекте – обеспечение жителей спальных районов быстрым подземным траспортом, а именно:
-Удлинение Чиланзарской линии от станции Сабира Рахимова до вещевого рынка Ипподром и жилого массива Аль-Хорезми, а также от станции Буюк Ипак Йули до жилых массивов Карасу и ТТЗ.
-Удлинение Узбекистанской линии от станции Беруни до жилых массивов Каракамыщ и МедГородок и от станции Чкалова до микрорайонов Лисунова, Янгиабад и до рынка Куйлюк.
-Удлинение Юнусабадской линии от станции Минг Урик до Текстильного комбината, Южного вокзала и до жилого массива Сергели, а также от станции Хабиба Абдуллаева до жилого массива Юнус Абад.

10 комментариев

  • Фото аватара Som:

    В 2010 году собирались вывести из эксплуатации все тролейбусы. В тех местах, где я бываю их не видно. Или в Ташкенте их осталось еще несколько штучек?

      [Цитировать]

  • Som, о троллейбусах речь впереди

      [Цитировать]

  • Фото аватара hotaru:

    Строительство метро полностью заморожено несколько лет назад. Шансов на возобновление — пока никаких.

      [Цитировать]

  • Фото аватара hotaru:

    Ну и забыл добавить, в Ташкенте эксплуатировались:
    Троллейбусы марок МТБ-82, ТБЭС, ЗиУ-5,ЗиУ-683(10)
    Трамваи : Конка — вагоны Каменского завода(Екб).
    Электрифицированный: Завода Рагено(Бельгия), Путиловского, Мытищинского заводов, серии X, Лова T54+B54, Гота T57+B5 (1000mm)
    X, M, КТМ1+КТП1, КТМ2+КТП2, ЛМ-57, ЛМ-68, РВЗ-6(М,M2), КТМ-5M3, КТМ-8К, КТМ-8КМ, Tatra T3SU (1524mm)
    Метро — серии Еж, Ем

    Ныне эксплуатируются:
    Троллейбус — ЗиУ-682, Шкода-14Tr
    Трамвай — КТМ-19, Tatra T6B5
    Метро — Номерные(81.717/714), 81.718/719

      [Цитировать]

  • Hotaru, спасибо за информацию, буду собирать и обобщать постепенно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара hotaru:

    И вновь забыл добавить :)
    Ныне также экплуатируются еще 2 модификации трамваев, по 1 штуке каждой:
    УТМ 71-402(СПЕКТР) и УТМ-71-403

      [Цитировать]

  • Фото аватара Som:

    Со строительством метро в Ташкенте все нормально. Проблема в одном – кто сможет реализовать этот проект? «Равшан, Джамшуд и их Начальника»?
    Моя одноклассница проектировала один из центральных путепроводов в Ташкенте. Позже контролировала выполнение работ на строящимся путепроводе. Какое количество там недоделок – просто страшно по нему ездить. То же произошло и с последней линией метро. По нему так же страшно ездить до сих пор.
    Пока на проекте метро в Ташкенте не появится руководитель с сильной волей, способный заставить выполнять все положенные работы и регламенты, этот проект будет невозможно реализовать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Андрей:

    Вот и закончился последний день работы троллейбуса в Ташкенте. С 1 мая 2010 года останавливается движение троллейбусов по единственному оставшемуся 6-му маршруту «Чиланзар 20 квартал — пл. Бешагач».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир:

    Hotaru, небольшое уточнение — в Ташкенте работали троллейбусы СВАРЗ МТБЭС (а не ТБЭС), переданные из Москвы. Эксплуатационники не очень любили эти машины.
    По тексту статьи: микроавтобусов РАФ-2102 не существовало. Необходимо исправить на РАФ-2203.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Андрей:

    С 19 января закрыт маршрут 25-го трамвая «Завод «Зенит» — Северный Вокзал» (18 января был последний день работы), что будет с трамвайной линией на Юнусабад, пока точно не известно.
    Информация с форума ОТ Уз (uztransport.ru)

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.