День рождения Николая Гумилёва Искусство
Т. Санаева
Помню, как первокурсницей была впервые «на хлопке». Вывезли нас, студентов-филологов, в Сырдарью, разместили в незаселенных коттеджах, приставили в качестве воспитателей молодых преподавателей. Днем мы собирали на полях «белое золото», а по вечерам общались.
Я подружилась преподавателями. Это были выпускницы филфака: Валентина Ивановна Забурдяева, Людмила Федоровна Шильникова, другие… Года по 23-24 было тогда заслуженным ныне ученым-филологам, наставникам многих поколений студентов филфака ТашГУ.
Была среди них и безвременно ушедшая из жизни литературовед Тамара Погребняк — большой знаток поэзии Серебряного века. Она знала наизусть неимоверное количество стихотворений и прекрасно их читала. Выплескивала из себя строки, толчками сердца отдавалась в них внутренняя энергия.
По вечерам мы бродили с нею по мокрым разбитым поселковым улицам, под черным, усыпанным колючими звездами небом. И Тамара, сопровождая декламацию легкими, изящными жестами левой руки с зажатой в длинных пальцах сигаретой, читала стихи. Цветаева, Пастернак, Ахматова…
И Гумилев. Особенно удавалось ей стихотворение «Жираф».
Шел 1969 год. Лучшего чтения этого стихотворения Гумилева слышать мне более не довелось.
15 апреля — 124 года со дня рождения Николая Степановича Гумилева (1886-1921), русского поэта, одного из ведущих представителей акмеизма. «Психология вечного пятнадцатилетнего капитана. Купер, Майн Рид, Стивенсон, Киплинг, Рембо, Ницше и восточная философия — вот что было ингридиентами гумилевского романтизма», — говорит о поэте Евгений Евтушенко. Николай Гумилев был расстрелян большевиками за участие в контрреволюционном заговоре, хотя ни в каком заговоре, как позже выяснилось, он не участвовал.
Николай Гумилев
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
1907
Откуда я пришел, не знаю…
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду.
Когда исполнюсь красотою,
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к покою
Душа, усталая от грез.
Но я живу, как пляска теней
В предсмертный час больного дня,
Я полон тайною мгновений
И красной чарою огня.
Мне все открыто в этом мире —
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.
Я не ищу больного знанья —
Зачем, откуда я иду;
Я знаю, было там сверканье
Звезды, лобзающей звезду.
Я знаю, там звенело пенье
Перед престолом красоты,
Когда сплетались, как виденья,
Святые белые цветы.
И жарким сердцем веря чуду,
Поняв воздушный небосклон,
В каких пределах я ни буду,
На все наброшу я свой сон.
Всегда живой, всегда могучий,
Влюбленный в чары красоты.
И вспыхнет радуга созвучий
Над царством вечной пустоты. Н.Гумилев Кредо
Л.С.[Цитировать]
Л.С., спасибо. Вы угадали мое тайное желание: дать начало цепи комментов со стихами Гумилева. Увидев ваши инициалы, вспомнила Лилю Чудновскую, сокурсницу. Вы — не она? В сообществе Unizona Plus (uz.unizona.doira.uz) объявила фестиваль «Пушкин и мы». Присоединяйтесь! Надо помочь узбекской молодежи открыть для себя творчество русских поэтов.
Только в Унизоне, если хотите оставить коммент, надо регистрироваться. Не моя придумка. Но — добро пожаловать, очень недостает таких людей, как вы. Ваш стихотврный коммент позвольте перенести в свой сайт. Спасибо.
Тамара[Цитировать]
А я уж стою в саду иной земли…
А я уж стою в саду иной земли,
Среди кровавых роз и влажных лилий,
И повествует мне гекзаметром Вергилий
О высшей радости земли.
************
Акростих
Аддис-Абеба, город роз.
На берегу ручьёв прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазной, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной
(Мы все склоняемся пред ним),
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.
Не чувствуете ассоциаций с Ташкентом?
Тамара[Цитировать]
Николай Гумилёв
В саду
Целый вечер в саду рокотал соловей,
И скамейка в далекой аллее ждала,
И томила весна… Но она не пришла,
Не хотела, иль просто пугалась ветвей.
Оттого ли, что было томиться невмочь,
Оттого ли, что издали плакал рояль,
Было жаль соловья, и аллею, и ночь,
И кого-то еще было тягостно жаль.
— Не себя! Я умею забыться, грустя;
Не ее! Если хочет, пусть будет такой;
…Но зачем этот день, как больное дитя,
Умирал, не отмеченный Божьей Рукой?
Лилия Свердлина[Цитировать]
Здравствуйте, Тамара!У Лили Чудновской была в гостях полгода назад, я-из *Решетовского* мой основной курс был*ЛАХТ*, так что с удовольствием войду в ваше сообщество, спасибо за приглашение, Сомневалась, уместно ли выложить в комментах стихотворение— благодарна за поддержку. Ассоциации с Ташкентом не почувствовала,возможно потому, чтоя действительно *стою в саду ИНОЙ земли* и здесь моя *высшая радость*
Лилия Свердлина[Цитировать]
Лиля, спасибо, что откликнулись.
Поклон Чудновским Лиле и Эмме, Толику Сидоренко, мы сокурсники.
За Гумилева — особое спасибо, одарили поистине высшей радостью. Словно читала стихи в одном кругу с вами. Думаю, стихи в комментах очень уместны.
Буду рада, если зарегистрируетесь в моих сообществах. В ru.mediacult.doira.uz удобнее зарегистрироваться, а в uz.unizona.doira.uz можно потом просто вступить. Чувствую, как близка вам поэзия, как хорошо ее знаете.
Надеюсь, подружимся. У меня зарегистрировалась Русина Бокова. Приятно находить новых и прежних друзей. Жду вас у себя в Медиакульт и в Унизоне+. До встречи!
Тамара[Цитировать]