ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ НИКОЛАЕВ — русский пианист и педагог Искусство Ташкентцы
(1878–1942), родился в Киеве 1 (13) августа 1878. Окончил Киевское музыкальное училище и затем Московскую консерваторию в 1900 по классу фортепиано В.И.Сафонова и в 1902 по композиции у С.И.Танеева и М.М.Ипполитова-Иванова. Со студенческих лет проявлял живой интерес к современному творчеству, участвовал как пианист и композитор в московском Кружке любителей русской музыки и в петербургских Вечерах современной музыки.
В 1904–1904 был концертмейстером в Большом театре и преподавал в Филармоническом училище; с 1909 и до конца дней вел классы фортепиано и впоследствии также композиции в Петербургской/Ленинградской консерватории. Как пианист дебютировал в 1902 и с тех пор постоянно концертировал, главным образом в Москве и Петербурге, исполняя весьма обширный и разнообразный репертуар, в том числе музыку своих современников Глазунова, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Метнера.
Основным полем деятельности Николаева была педагогика, в сфере которой он разработал собственный метод. С именем Николаева во многом связано представление о ленинградской пианистической школе; среди его многочисленных учеников по фортепиано – В.В.Софроницкий, П.А.Серебряков, Н.Е.Перельман, С.И.Савшинский, А.Д.Каменский; по композиции у него занимался такой интересный автор, как Г.Н.Попов, а также В.М.Дешевов и А.А.Крейн. Главными же учениками Николаева были Д.Д.Шостакович и М.В.Юдина, которых он не только обучал, но и неизменно поддерживал в трудные для них периоды жизни, с которыми у него установилась прочная духовная связь.
В стиле Николаева-пианиста критика отмечала техническую свободу, логичность и уравновешенность, тщательность отделки. Среди его сочинений, в целом выдержанных в классической традиции, – соната для фортепиано и скрипки, два струнных квартета, романсы, фортепианные транскрипции.
Умер Николаев в Ташкенте 11 октября 1942.
Да! Как жаль, что не сохранились традиции прекрасных педагогов даже в мои учебные годы в Ташкенте. У меня было два Прекрасных педагога по фоно- Черниловская Нина Ивановна и Безель Татьяна Глебовна и много отвратительных- Смольянинов(имя не помню, ещё одна баба в Муз.училище(именно баба, а имени её не помню-фамилия Гильман), другие. Это были педагоги способные внушить отвращение к музыке, заискивающие перед денежными учениками и высокомерные ко мне( у меня были интеллигентные и не богатые родители, к тому же слишком честные). А вот первых два педагога заложили у меня столько прекрасного в душе! Но они были в Муз.школе при Дворце Пионеров, а прочие в Муз.училище
Русина Бокова[Цитировать]