Полвека назад ушел из жизни Александр Александрович Семенов, которого по праву называли «Шейхом Туркестана».
Выпускник Лазаревского института восточных языков, блестящий знаток узбекского, арабского, персидского, турецкого языков появился в Средней Азии в мае 1901 года, когда был назначен заведующим статистическим отделом канцелярии начальника Закаспийской области. Но весь свой досуг А. А. Семенов отдает изучению края, его природных богатств, истории и культуры. В частности, А. А Семенов участвует в экспедиции американца Р. Помпелли, проводит раскопки на Гяуркале под Мервом и двух холмов в Анау.
Появляется его книга «Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза», вышедшая в Москве в 1903 году. За нее Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете присудило А.А. Семенову золотую медаль.
Летом 1906 года А.А. Семенов был из Ашхабада переведен в Ташкент в канцелярию Туркестанского генерал-губернаторства. В июне 1911 года А.А. Семенов уже дипломатический чиновник. В разгар Первой Мировой войны назначен вице-губернатора Самаркандской области.
В конце апреля 1917 года был советником при Российском резидентстве в Бухаре. А.А. Семенов дослужился до чина статского советника, награжден многими орденами Российской империи и Бухарского эмирата. Само собой, что А.А. Семенов был принят в число действительных членов Туркестанского кружка любителей археологии, регулярно проводившего заседания и публиковавшего ежегодники — «Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии».26 июня 1906 года он был введен в состав Наблюдательного комитета за ведением дел Туркестанской публичной библиотеки и музея.
25 апреля 1918 года А.А. Семенов командируется в Москву и Петроград для решения вопросов, связанных с открытием в Ташкенте университета. Но это официально. Академик Б.А. Литвинский, видимо, имея на то основания, говорил о Семенове: «После революции он ухитрился бежать из Ташкента в Моршанск, на родину, и там залечь на дно. В Ташкенте его бы сразу расстреляли…».
Тем не менее, будучи в Петрограде и Москве, он проводит большую работу по подготовке переезда в Ташкент преподавателей и профессоров и разработке учебных программ. А с 1921 года Семенов уже профессор в Среднеазиатском университете на Восточном факультете.
В памяти современников Александр Александрович Семенов сохранился как «Спокойный, степенный, важный, знаток узбекского и таджикского языков и мусульманских сект, он воспринял некоторые местные обычаи, между прочим, манеру здороваться, прикладывая правую руку к сердцу. Говорили про него, что будто бы он принял тайно мусульманство. Не знаю, насколько это верно, но среди местного населения он пользовался огромным авторитетом — его имя было магическим, открывало вход в любые мусульманские двери».
После разгрома Восточного факультета Среднеазиатского университета А.А. Семенов весной 1931 года получил приглашение из Таджикистана. Тут он был арестован. Но Семенов, знавший таджикский язык, местные обычаи и известный еще по своей прежней дореволюционной деятельности, пользовался у охраны громадным авторитетом. Любую передачу для него всегда принимали безотказно. Однажды он переслал через таджика-охранника большие золотые часы для передачи семье. На внутренней их крышке была выгравирована именная надпись эмира Бухарского. В Ташкенте эти часы могли бы сыграть роковую роль. Родные Семенова пришли в ужас. Разобрав их на части, они разбросали их в разные места, чтобы отделаться от опасной улики.
После месячного пребывания в сталинабадской тюрьме Семенов был переслан в Ташкент, где в это время полным ходом шло следствие по делу арестованных профессоров и преподавателей двух закрытых факультетов. В 1932-1934 годах А.А. Семенов отбывает ссылку в Казани. Затем вновь возвращается в Ташкент. С 1935 по декабрь 1941 года А. А. Семенов — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института искусствознания УзССР. Он работает в Ташкентской консерватории и в Республиканском научно-исследовательском кабинете.
Семенов принял участие в экспедиции по изучению погребений тимуридов в мавзолее Гур-Эмира в июне 1941 года. В годы Второй мировой войны А. А. Семенов в Среднеазиатском университете преподавал историю Средней Азии XVI — середины XIX вв., периода, непревзойденным знатоком которого он был. Расширенный и углубленный курс читался им для аспирантов. У студентов-старшекурсников и аспирантов он вел курс источниковедения по истории Средней Азии, у студентов-археологов — курсы арабской палеографии, средневековой среднеазиатской метрологии и курс «Хронология Востока».
«Запомнилось, — пишет Л. И. Ремпель, — как в одной из своих работ он неуклюже назвал иранскую культуру арийской. Последовала суровая критика, доказывалось, что А.А. Семенов стоит на чуждых позициях. Пышнотелый, грузный, с колючими стрелками закрученных в разные стороны усов, Александр Александрович сидел на поскрипывающем под ним стуле в окружении соболезнующих ему нейтралов и, как бы рассуждая сам с собой, говорил: «Ну что ж удивительного в том, что я плохой марксист, было бы удивительно, если бы выяснилось обратное — что бывший губернатор Туркестана стал хорошим марксистом».
Семенов был создателем особой школы в среднеазиатской ориенталистике, включавшей в себя несколько поколений научных работников из среды народов Средней Азии. Человек замечательной памяти и огромной эрудиции, наблюдательный свидетель жизни и быта народов Средней Азии на протяжении почти шестидесяти лет, Семенов был увлекательным и остроумным рассказчиком, автором красочных мемуаров.
В 1943 году Семенов избирается членом-корреспондентом АН УзССР, в 1951 году академиком АН Таджикской ССР. После него остался ряд работ в рукописях. Отдельные из них уже изданы, некоторые намечаются к изданию, другие ждут выхода в свет.
Валерий Германов
Источник — ВЕСТИ.UZ
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Важно
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.