Алексей Леонтьевич Бенуа История Ташкентцы
Среди строителей дореволюционного Ташкента особое место по праву принадлежит архитектору Алексею Леонтьевичу Бенуа. Династия художников и архитекторов Бенуа удостоена даже специального музея в дворцовом пригороде Петербурга – в Петергофе. Некогда Бенуа из поколения в поколение служили кондитерами у одной из самых аристократических фамилий королевской Франции – у герцогов де Монморанси. В конце XVIII века предок всех российских Бенуа эмигрировал от ужасов революции в Россию, а его талантливые дети, внуки и правнуки, презревшие спокойную семейную профессию кулинара, сумели на новом жизненном поприще вписать яркие страницы в историю не только русской, но и мировой культуры. Фундамент известности этой семьи заложил профессор Российской императорской академии художеств Николай Леонтьевич Бенуа, который имел звание «архитектора Высочайшего Двора». Скольких живописцев и архитекторов «вывел в люди» Николай Леонтьевич! Покровительствовал он и своему племяннику – Алексею Леонтьевичу, окончившему в 1865 году академию в звании «свободного художника».
Алексей Леонтьевич Бенуа перебрался в Среднюю Азию в июле 1874 года. В то время для архитектора здесь открывалось необозримое поле деятельности. Ускоренными темпами строилась столица Туркестанского края – новый город Ташкент, который должен был занять огромное пустое пространство к востоку от средневековых стен старого города. Первый туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман, энергичный и умелый администратор, каждому находил интересное дело, часто не обращая внимания на полицейские предписания и анкеты. Даже ссыльные оппозиционеры, народовольцы – и те иногда получали возможность занять видное место в ташкентском обществе. Поначалу был принят на государственную службу и Алексей Бенуа – членом Сырдарьинской строительно-дорожной комиссии, которая руководила всей застройкой нового города, а с апреля 1877 года он был назначен младшим архитектором Сырдарьинской области.
Непосредственный начальник Алексея Бенуа, военный инженер полковник Д. К. Зацепин, почему-то невзлюбил подчиненного ему младшего архитектора и, как говорится, копил на него компромат. Так возникло сохранившееся и доныне в Национальном архиве Республики Узбекистан «Дело о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и увольнении его от службы». Не дожидаясь официального представления, Алексей Бенуа в 1878 году вынужден был подать в отставку. Но он превыше всего ставил творчество и за короткий срок своей официальной службы успел сделать очень многое.
Он совершенствует проект мужской гимназии, активно занимается перестройкой Белого Дома – главного здания дореволюционного Ташкента (резиденции генерал-губернаторов на нынешней площади Мустакиллик), где, в частности, создает парадный белый Георгиевский зал, В это же время А. Бенуа разработал проект двухэтажного дома в классическом стиле для военного губернатора Сырдарьинской области, постройка которого намечалась на месте нынешних «Ташкентских курантов», но так и не была осуществлена.
Его проекты, тщательно вычерченные и раскрашенные акварелью в характерной зелено-коричневой гамме с прорисованными для масштаба фигурками людей, неизменно отличались изяществом и хорошим вкусом. Было видно, что это работа настоящего художника, стоявшая на голову выше, чем работы его коллег – военных и гражданских инженеров строительного ведомства. Может быть, поэтому, даже потеряв государственную службу, он продолжал активно трудиться как архитектор и свои главные проекты осуществил уже в качестве частного лица. В 1881 году Алексей Бенуа приступил к работе над зданием Туркестанской учительской семинарии. Тогда нынешнего сквера Амира Темура еще не существовало, а на этом месте простиралась большая немощеная Константиновская площадь. Вдоль южной границы площади, на конце Петербургской улицы (ныне – улица Матбуотчилар) стоял невыразительный жилой дом полковника К. А. Терейковского. Капитальная перестройка этого дома заняла несколько лет. Здание семинарии осталось одноэтажным, но приобрело нарядный вид за счет декоративного решения главного фасада с четкой группировкой арочных оконных проемов и входных дверей, вписанных в фигурные наличники. Несомненное влияние традиций древнерусского зодчества на весь ансамбль семинарии стало особенно явным, когда А. Бенуа завершил постройку домовой семинарской церкви во имя Александра Невского, освященной 22 ноября 1897 года. Эта небольшая церковь – один из самых запоминающихся памятников архитектуры дореволюционного Ташкента. Пятиглавая колокольня над объемом основного помещения церкви теперь уже не существует, но и в сильно искаженном виде это здание неизменно привлекает наше внимание. Долгие годы здесь был зал заседаний Ташкентского дома техники.
Приверженность Алексея Бенуа поэзии прошлого отлично просматривается и в других строениях, возведенных в Ташкенте по его проектам. В 1889–1890 годах чиновник для особых поручений по строительной части при канцелярии генерал-губернатора В. С. Гейнцельман привлек А. Бенуа к работам по сооружению замечательного дворца для опального великого князя Николая Константиновича (ныне Дом приемов МИД Республики Узбекистан). По проекту А. Бенуа были построены два отдельно стоящих одноэтажных флигеля, из которых западный снесен после землетрясения 1966 года, а восточный сохранился до наших дней на перекрестке современных улиц Сайилгох и Буюк Турон. Можно убедиться в великолепном мастерстве и художественном вкусе Алексея Бенуа, внимательно присмотревшись к этому примечательному строению, которое, не повторяя форм основного корпуса дворца великого князя, тем не менее, составляет с ним гармоничный ансамбль и в то же время смотрится как самостоятельный памятник архитектуры.
Еще одно творение Алексея Бенуа благополучно дожило до сегодняшнего дня. Это евангелическо-лютеранская церковь (кирха) на бывшей улице Жуковского (теперь – ул. Азимова). Проект ее он разработал в 1892 году, а само здание построено в 1899 году. Храм возведен все из того же бурого туркестанского кирпича, но в совершенно иной традиции – прибалтийской, и тоже, несомненно, является украшением Ташкента.
Перечисленными постройками, конечно, не исчерпывается творческое наследие Алексея Леонтьевича Бенуа. Талантливый архитектор много работал и для других городов Туркестанского края. Специалисты выделяют его проекты церковных зданий в поселках Чиназ, Белые Воды и Вревское, жилые дома в Петро-Александровске (в Каракалпакии) и Аулие-Ата (в Казахстане). Им много сделано также для оформления первых Туркестанских выставок. Но с официальным признанием архитектурного мастерства А. Бенуа не везло. Когда по ходатайству дяди-профессора Алексей Бенуа был допущен к экзамену на следующее, более высокое академическое звание классного художника, высланные ему из Академии художеств документы безнадежно запоздали, так как почта шла из Петербурга в Ташкент почти полтора месяца, и положенные задания Алексей Леонтьевич не смог выполнить в назначенный срок.
Алексей Бенуа умер 25 мая 1902 года в возрасте 64 лет в Красноводске, где тоже построил несколько примечательных сооружений. В память о нем осталось главное – великолепные здания, которые и сегодня составляют золотой фонд среди разнообразнейших архитектурных памятников прошлого в многоликом Ташкенте.
Голендер Б. А. Мои господа ташкентцы. – Т., 2007.
это очень хорошо что вы рассказываете об этом. «подвижники» одним словом))))
александр махнёв[Цитировать]
О Ташкентском Бенуа собрал материалы и опубликовал небольшую книгу инженер-землеустроитель Эдуард Жданов (ныне проживает в Москве). Он собрал в архивах уникальные чертежи, выполненные архитектором и представил их в своей книге.
В России до сих пор мало знали об этой ветви рода Бенуа, и сотрудники музея Бенуа в Петергофе высоко оценили проведенное Э. Ждановым исследование.
Тамара[Цитировать]
Уважаемая Тамара!
Не могли бы Вы связвть меня с Э.Ждановым?
Мой адрес
uknizhnik@yahoo/com
Заранее Вам благодарен, Михаил Книжник
MK[Цитировать]
Добрый день!
Какое большое дело сделал автор!
Нельзя забывать таких великих людей!
Меня очень интересует вопрос: будет ли продолжение книги на сайте? Мне очень нужна информация об Илье Титовиче Пославском. Может подскажете, в какой библиотеке Ташкента можно найти эту книгу, или где ее можно найти в продаже? Очень надо!!!
Мой адрес: alyona_b85@mail.ru
Заранее Вам благодарна, Алена
Алена[Цитировать]