Алексей Леонтьевич Бенуа История Ташкентцы

Среди строителей дореволюционного Ташкента особое место по праву принадлежит архитектору Алексею Леонтьевичу Бенуа. Династия художников и архитекторов Бенуа удостоена даже специального музея в дворцовом при­городе Петербурга – в Петергофе. Некогда Бенуа из поколения в поколение служили кондитерами у одной из самых аристократических фамилий королев­ской Франции – у герцогов де Монморанси. В конце XVIII века предок всех российских Бенуа эмигрировал от ужасов революции в Россию, а его талант­ливые дети, внуки и правнуки, презревшие спокойную семейную профессию кулинара, сумели на новом жизненном поприще вписать яркие страницы в историю не только русской, но и мировой культуры. Фундамент известности этой семьи заложил профессор Российской императорской академии худо­жеств Николай Леонтьевич Бенуа, который имел звание «архитектора Высо­чайшего Двора». Скольких живописцев и архитекторов «вывел в люди» Николай Леонтьевич! Покровительствовал он и своему племяннику – Алексею Леонтье­вичу, окончившему в 1865 году академию в звании «свободного художника».

Алексей Леонтьевич Бенуа перебрался в Среднюю Азию в июле 1874 года. В то время для архитектора здесь открывалось необозримое поле дея­тельности. Ускоренными темпами строилась столица Туркестанского края – новый город Ташкент, который должен был занять огромное пустое простран­ство к востоку от средневековых стен старого города. Первый туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман, энергичный и умелый администратор, каждому находил интересное дело, часто не обращая внимания на полицейс­кие предписания и анкеты. Даже ссыльные оппозиционеры, народовольцы – и те иногда получали возможность занять видное место в ташкентском обще­стве. Поначалу был принят на государственную службу и Алексей Бенуа – членом Сырдарьинской строительно-дорожной комиссии, которая руководи­ла всей застройкой нового города, а с апреля 1877 года он был назначен млад­шим архитектором Сырдарьинской области.

Непосредствен­ный начальник Алексея Бенуа, военный инженер полковник Д. К. Зацепин, почему-то невзлюбил подчиненного ему младшего архитектора и, как гово­рится, копил на него компромат. Так возникло сохранившееся и доныне в На­циональном архиве Республики Узбекистан «Дело о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и увольнении его от службы». Не дожидаясь официального представления, Алексей Бенуа в 1878 году вынужден был подать в отставку. Но он превыше всего ставил творчество и за короткий срок своей официальной службы успел сделать очень многое.

Он совершенствует проект мужской гимназии, активно занимается пе­рестройкой Белого Дома – главного здания дореволюционного Ташкента (ре­зиденции генерал-губернаторов на нынешней площади Мустакиллик), где, в частности, создает парадный белый Георгиевский зал, В это же время А. Бенуа разработал проект двухэтажного дома в классическом стиле для военного губернатора Сырдарьинской области, постройка которого намечалась на месте нынешних «Ташкентских курантов», но так и не была осуществлена.

Его проекты, тщательно вычерченные и раскрашенные акварелью в характерной зелено-коричневой гамме с прорисованными для масштаба фи­гурками людей, неизменно отличались изяществом и хорошим вкусом. Было видно, что это работа настоящего художника, стоявшая на голову выше, чем работы его коллег – военных и гражданских инженеров строительного ведомства. Может быть, поэтому, даже потеряв государственную службу, он продол­жал активно трудиться как архитектор и свои главные проекты осуществил уже в качестве частного лица. В 1881 году Алексей Бенуа приступил к работе над зданием Туркестан­ской учительской семинарии. Тогда нынешнего сквера Амира Темура еще не существовало, а на этом месте простиралась большая немощеная Константиновская площадь. Вдоль южной границы площади, на конце Петербургской улицы (ныне – улица Матбуотчилар) стоял невыразительный жилой дом пол­ковника К. А. Терейковского. Капитальная перестройка этого дома заняла не­сколько лет. Здание семинарии осталось одноэтажным, но приобрело наряд­ный вид за счет декоративного решения главного фасада с четкой группиров­кой арочных оконных проемов и входных дверей, вписанных в фигурные на­личники. Несомненное влияние традиций древнерусского зодчества на весь ансамбль семинарии стало особенно явным, когда А. Бенуа завершил пост­ройку домовой семинарской церкви во имя Александра Невского, освящен­ной 22 ноября 1897 года. Эта небольшая церковь – один из самых запоминаю­щихся памятников архитектуры дореволюционного Ташкента. Пятиглавая колокольня над объемом основного помещения церкви теперь уже не суще­ствует, но и в сильно искаженном виде это здание неизменно привлекает наше внимание. Долгие годы здесь был зал заседаний Ташкентского дома техники.

Приверженность Алексея Бенуа поэзии прошлого отлично просмат­ривается и в других строениях, возведенных в Ташкенте по его проектам. В 1889–1890 годах чиновник для особых поручений по строительной части при канцелярии генерал-губернатора В. С. Гейнцельман привлек А. Бенуа к рабо­там по сооружению замечательного дворца для опального великого князя Ни­колая Константиновича (ныне Дом приемов МИД Республики Узбекистан). По проекту А. Бенуа были построены два отдельно стоящих одноэтажных флиге­ля, из которых западный снесен после землетрясения 1966 года, а восточный сохранился до наших дней на перекрестке современных улиц Сайилгох и Буюк Турон. Можно убедиться в великолепном мастерстве и художествен­ном вкусе Алексея Бенуа, внимательно присмотревшись к этому примеча­тельному строению, которое, не повторяя форм основного корпуса дворца великого князя, тем не менее, составляет с ним гармоничный ансамбль и в то же время смотрится как самостоятельный памятник архитектуры.

Еще одно творение Алексея Бенуа благополучно дожило до сегодняш­него дня. Это евангелическо-лютеранская церковь (кирха) на бывшей улице Жуковского (теперь – ул. Азимова). Проект ее он разработал в 1892 году, а само здание построено в 1899 году. Храм возведен все из того же бурого туркестанского кирпича, но в совершенно иной традиции – прибалтийской, и тоже, несомненно, является украшением Ташкента.

Перечисленными постройками, конечно, не исчерпывается творчес­кое наследие Алексея Леонтьевича Бенуа. Талантливый архитектор много ра­ботал и для других городов Туркестанского края. Специалисты выделяют его проекты церковных зданий в поселках Чиназ, Белые Воды и Вревское, жилые дома в Петро-Александровске (в Каракалпакии) и Аулие-Ата (в Казахстане). Им много сделано также для оформления первых Туркестанских выставок. Но с официальным признанием архитектурного мастерства А. Бенуа не везло. Ког­да по ходатайству дяди-профессора Алексей Бенуа был допущен к экзамену на следующее, более высокое академическое звание классного художника, высланные ему из Академии художеств документы безнадежно запоздали, так как почта шла из Петербурга в Ташкент почти полтора месяца, и положенные задания Алексей Леонтьевич не смог выполнить в назначенный срок.

Алексей Бенуа умер 25 мая 1902 года в возрасте 64 лет в Красноводске, где тоже построил несколько примечательных сооружений. В память о нем осталось главное – великолепные здания, которые и сегодня составляют золо­той фонд среди разнообразнейших архитектурных памятников прошлого в многоликом Ташкенте.

Голендер Б. А. Мои господа ташкентцы. – Т., 2007.

4 комментария

  • Фото аватара александр махнёв:

    это очень хорошо что вы рассказываете об этом. «подвижники» одним словом))))

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тамара:

    О Ташкентском Бенуа собрал материалы и опубликовал небольшую книгу инженер-землеустроитель Эдуард Жданов (ныне проживает в Москве). Он собрал в архивах уникальные чертежи, выполненные архитектором и представил их в своей книге.
    В России до сих пор мало знали об этой ветви рода Бенуа, и сотрудники музея Бенуа в Петергофе высоко оценили проведенное Э. Ждановым исследование.

      [Цитировать]

  • Фото аватара MK:

    Уважаемая Тамара!
    Не могли бы Вы связвть меня с Э.Ждановым?
    Мой адрес
    uknizhnik@yahoo/com

    Заранее Вам благодарен, Михаил Книжник

      [Цитировать]

  • Фото аватара Алена:

    Добрый день!
    Какое большое дело сделал автор!
    Нельзя забывать таких великих людей!
    Меня очень интересует вопрос: будет ли продолжение книги на сайте? Мне очень нужна информация об Илье Титовиче Пославском. Может подскажете, в какой библиотеке Ташкента можно найти эту книгу, или где ее можно найти в продаже? Очень надо!!!
    Мой адрес: alyona_b85@mail.ru
    Заранее Вам благодарна, Алена

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.