Время ташкентского гения Александра Тителя наставши, продолжается… Искусство История Ташкентцы

Present continues, господа!

Три недели назад вся мировая прогрессивная театральная общественность отметила 60-летний юбилей величайшего режиссера современности Алесандра Тителя. Вот как сообщает об этом Российское информационное агентство новостей РИАН:

Режиссер Александр Титель отмечает юбилей

Художественный руководитель оперной труппы музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, профессор РАТИ (Российская академия театрального искусства) Александр Титель отмечает в понедельник свое 60-летие, уехав на переговоры в Лондон.

Как рассказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин, юбилей Тителя празднует театр, музыкальная общественность страны, поклонники оперы и его творчества, но не сам создатель оперных спектаклей. Чтобы избежать официоза и всяческих торжеств он «сбежал» из Москвы.

«Александр Борисович категорически против всяческих торжеств. Для него юбилей — это всего лишь еще одна дата жизни, а не повод для панегириков, — сказал Урин. — Титель уехал в Англию на переговоры о предстоящем совместном проекте нашего театра с Английским Национальным. Так что отметит свой день рождения в Лондоне».

После чего, как продолжил Урин, Титель вернется на один день и тут же отправится в Австрию, где работает над постановкой оперы «Манон».

«Затем вернувшись домой, приступит к репетициям «Севильского цирюльника», премьера которого намечена на февраль», — добавил он. Александр Титель возглавляет с 1991 году оперную труппу театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а до этого более 10 лет он был главным режиссером Свердловского, а ныне Екатеринбургского театра оперы и балета. На его счету более 40 постановок в России и за рубежом. Среди них — оперы Глинки и Римского-Корсакова, Верди и Пуччини, Бизе и Прокофьева, Моцарта и Чайковского. Он осуществил мировые премьеры оперы «Пророк», «Антигона», оперы «Игрок» на сцене Большого театра, оперы «Гамлет» в театре Станиславского и Немировича-Данченко и многих других.

Его оперы и в России, и за рубежом пользуются огромным успехом. Вот уже 15 лет с огромным успехом идет его оперный спектакль «Богема». Об этом спектакле американская критика писала: «Если бы в оперном мире существовал свой «Оскар», эта постановка легко получила бы его».

Российских и зарубежных зрителей в первую очередь в спектаклях Тителя привлекают достоверное и трепетное пересказывание человеческой истории. О «жизни человеческого духа» в любом спектакле говорил Станиславский, и в этом отношении Титель виден своим великим предшественникам.

«Российская Газета» — правительственный официоз в прессе поместил огромную беседу с Александром. Желающие прочитать её: «Российская газета» — Федеральный выпуск №5053 (229) от 2 декабря 2009 г. (прямая ссылка на картинке справа).

Теперь позвольте вернуться на бренную землю Ташкента и вспомнить о нашем земляке Саше Тителе. Мне повезло учиться с ним в нашем Политехническом институте на Энергофаке и узнать его в достаточно близком общении, будучи у него в гостях в период его работы главным режиссером Свердловского оперного…

Итак выпускник Энергофака нашего Политеха 1972 года Александр Титель поработал в ГПИ-4, и понял, что пришло время начинать творить. На эти мысли его скорее всего навели крики юных новорожденных моцартов, рождавшихся в роддоме №6, что располагался рядом с ГПИ-4. Далее, не напрягаясь, он поступил в ГИТИС в столице нашей бывшей Родины на режиссерский факультет, и уже на третьем курсе был приглашен в Свердловский оперный театр естественно режиссером ставить оперы. Вы представляете каков был уровень подготовки на Энергофаке в нашем Политехе, если после его окончания чуть ли не сразу назначали режиссерами в оперные театры…но тут надо учесть, что Александр успел поиграть и в союзном КВНе в институтской команде и пообщаться с такими неординарными личностями, как недавно ушедший от нас Файнберг и другими совсем не глупыми ребятами…

Время – середина 80-х годов, время начала смущения умов, тем более дело происходит в вотчине будущего Первого смутьяна и Президента России, а пока секретаря обкома Ельцина Б.Н. Молодой режиссер поставил оперу с незамысловатым сказочным сюжетом по произведению русского классика А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане».

Эта постановка вызвала фантастический взрыв страстей и такое началось… Замечательный продвинутый авангардный журнал «Наш современник» глазами одного из своих авторов обнаружил на сцене возмутительное зрелище. У царя Салтана, где живут всякие там бабы Бабарихи и т.п. ничего путного нет, нету белки с орешками, нету сорока богатырей, ну и нет естественно девицы прекрасной. Полный аут со снабжением, ну как в Союзе в тот самый период перестройки…

А у царя Гвидона за морем всё это есть и, самое ужасное — их интерьеры украшают шестиконечные звезды! Тут всякий дурак поймет, что на сцене изображена реальная действительность и показаны две страны – наша и не наша, а чужая, скорее всего израильская.

А вот с понимающими людьми у нас было хорошо. Подключились еще патриоты – защитники престижа нашей державы из журнала «Молодая гвардия», и давай поливать и возмущаться. Что, мол всё у нас наоборот, только естественно на всех никогда всего хватать не может – надо еще потерпеть, и будет тогда всё и даже более…

А наш скромный Александр Борисович Титель, как то умудрился на волне всенародного возмущения чуть позже получить Госпремию за постановку оперы «Пророк», все про того же А.С.Пушкина…тут то мне и повезло навестить моего сокурсника. Я до сих пор благодарен ему за теплый прием и время потраченное на показ театрального механизма и этого волшебного действа изнутри с комментариями и личными отступлениями… прекрасное было время!

А сейчас он главреж музыкального театра им.Станиславского в Москве, что на Б.Дмитровке, оперные театры Лондона и Вены конкурируют за право заполучить гения для постановки… остается только надеяться, что и наш Большой театр вспомнит о земляке и пригласит его для постановки. Не думаю, что Александр Борисович – Саша Титель, наш человек, откажется…

P.S. Кто не верит в правдивость этой истории и скромность рассказчика см. http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?VersionId=0&PeopleId=26&PressId=101

Правда, в статьях уж больно много похвал нашему земляку… а он скромный ташкентский гений… хотя может я и перебарщиваю (пиарю).

Олег Николаевич.

6 комментариев

  • Фото аватара Арслан:

    Да сейчас в Политехе тоже все занимаются кто чем хочет, но странно что все ухитряются сдавать экзамены. Гениев там больше не будет.

      [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    а нынче алекник как вы считаете есть в ташкенте… ну не гении, но хоть бы весьма замечательные люди?

      [Цитировать]

  • Фото аватара OlegNik:

    Уважаемый! Вы на комплимент напрашиваетесь…
    Гениальность передается от поколения к поколению на генетическом и духовном уровне. Очень хочется надеятся, что наше поколение не нарушило этот принцип. А что будет за горизонтом нашего мировосприятия уже вопрос следующих поколений…
    Берегите гены и не падайте духом!
    ОлегНик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    чессказать двусмысленно-провакационную направленность своего вопроса я осознал уже после публикации))) но раньше вашего контркоммента)))))
    однако я ведь собственно серьёзн:о человек который так глубоко знает историю своего города наверное понимает: уход вайля, файнберга… отъезд значительного количества по настоящему талантливых людей — это удар. это- жестокая потеря. восполнима ли она?? ну можем ли мы — оставшиеся, как-то восполнить пробелы? или всё уже? сдаёмс-ю-ю-У,,, как в том кине?)))

      [Цитировать]

  • Фото аватара ВАДИМ:

    Немного уточняю Ташкентский период жизни Александра Тителя, с которым я несколько лет проработал в проектном институте. Тогда этот институт назывался “Узтяжпромэлектропроект” (сейчас “Цветметэлектропроект”). Саша попал к нам по распределению после окончания Энергофака. В то время в институте работало много выпускников Энергофака Политехнического и мы все болели на Александра, когда он ездил поступать в ГИТИС. В те времена, даже очень талантливым ребятам, поступить в ГИТИС “не напрягаясь” было ой как непросто. Александра приняли только со второй попытки.
    Советую автору статьи внимательней проверять информация перед публикацией в Интернете, тогда не пришлось бы придумывать красивую чушь про моцартов в ГПИ-4 и роддоме №6.

      [Цитировать]

  • Фото аватара OlegNik:

    Насчет чуши это Вы хорошо сказали…
    Я к сожалению (или счастью) после выпуска не работал в Ташкенте, появился только в 1984 году, а у АБ в Свердловске был в 1986 году. При встрече за коньяком и потом в театре нас как то мало интересовал период его первой работы, ему было что показать сегодня. А я как нормальный гость пил, смотрел и слушал. Чушь сформировалась позже из рассказов наших однокурсников и честно говоря в данном случае она не искажает смысла развития процесса и рассказа… ну а ежели можете выложить анкету из отдела кадров АБ — буду благодарен.
    На сегодня поисковики не дают ни слова о Тителе в ташкентский период. Ежели Вы в курсах — пишите, он для нашего города незауряднейшее явление. Что Вам мешало?
    За оживляж можно извиниться, а за молчание? Или Вы ждали моего рассказа?…

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.