Время ташкентского гения Александра Тителя наставши, продолжается… Искусство История Ташкентцы
Present continues, господа!
Три недели назад вся мировая прогрессивная театральная общественность отметила 60-летний юбилей величайшего режиссера современности Алесандра Тителя. Вот как сообщает об этом Российское информационное агентство новостей РИАН:
Режиссер Александр Титель отмечает юбилей
Художественный руководитель оперной труппы музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, профессор РАТИ (Российская академия театрального искусства) Александр Титель отмечает в понедельник свое 60-летие, уехав на переговоры в Лондон.
Как рассказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин, юбилей Тителя празднует театр, музыкальная общественность страны, поклонники оперы и его творчества, но не сам создатель оперных спектаклей. Чтобы избежать официоза и всяческих торжеств он «сбежал» из Москвы.
«Александр Борисович категорически против всяческих торжеств. Для него юбилей — это всего лишь еще одна дата жизни, а не повод для панегириков, — сказал Урин. — Титель уехал в Англию на переговоры о предстоящем совместном проекте нашего театра с Английским Национальным. Так что отметит свой день рождения в Лондоне».
После чего, как продолжил Урин, Титель вернется на один день и тут же отправится в Австрию, где работает над постановкой оперы «Манон».
«Затем вернувшись домой, приступит к репетициям «Севильского цирюльника», премьера которого намечена на февраль», — добавил он. Александр Титель возглавляет с 1991 году оперную труппу театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а до этого более 10 лет он был главным режиссером Свердловского, а ныне Екатеринбургского театра оперы и балета. На его счету более 40 постановок в России и за рубежом. Среди них — оперы Глинки и Римского-Корсакова, Верди и Пуччини, Бизе и Прокофьева, Моцарта и Чайковского. Он осуществил мировые премьеры оперы «Пророк», «Антигона», оперы «Игрок» на сцене Большого театра, оперы «Гамлет» в театре Станиславского и Немировича-Данченко и многих других.
Его оперы и в России, и за рубежом пользуются огромным успехом. Вот уже 15 лет с огромным успехом идет его оперный спектакль «Богема». Об этом спектакле американская критика писала: «Если бы в оперном мире существовал свой «Оскар», эта постановка легко получила бы его».
Российских и зарубежных зрителей в первую очередь в спектаклях Тителя привлекают достоверное и трепетное пересказывание человеческой истории. О «жизни человеческого духа» в любом спектакле говорил Станиславский, и в этом отношении Титель виден своим великим предшественникам.
«Российская Газета» — правительственный официоз в прессе поместил огромную беседу с Александром. Желающие прочитать её: «Российская газета» — Федеральный выпуск №5053 (229) от 2 декабря 2009 г. (прямая ссылка на картинке справа).
Теперь позвольте вернуться на бренную землю Ташкента и вспомнить о нашем земляке Саше Тителе. Мне повезло учиться с ним в нашем Политехническом институте на Энергофаке и узнать его в достаточно близком общении, будучи у него в гостях в период его работы главным режиссером Свердловского оперного…
Итак выпускник Энергофака нашего Политеха 1972 года Александр Титель поработал в ГПИ-4, и понял, что пришло время начинать творить. На эти мысли его скорее всего навели крики юных новорожденных моцартов, рождавшихся в роддоме №6, что располагался рядом с ГПИ-4. Далее, не напрягаясь, он поступил в ГИТИС в столице нашей бывшей Родины на режиссерский факультет, и уже на третьем курсе был приглашен в Свердловский оперный театр естественно режиссером ставить оперы. Вы представляете каков был уровень подготовки на Энергофаке в нашем Политехе, если после его окончания чуть ли не сразу назначали режиссерами в оперные театры…но тут надо учесть, что Александр успел поиграть и в союзном КВНе в институтской команде и пообщаться с такими неординарными личностями, как недавно ушедший от нас Файнберг и другими совсем не глупыми ребятами…
Время – середина 80-х годов, время начала смущения умов, тем более дело происходит в вотчине будущего Первого смутьяна и Президента России, а пока секретаря обкома Ельцина Б.Н. Молодой режиссер поставил оперу с незамысловатым сказочным сюжетом по произведению русского классика А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане».
Эта постановка вызвала фантастический взрыв страстей и такое началось… Замечательный продвинутый авангардный журнал «Наш современник» глазами одного из своих авторов обнаружил на сцене возмутительное зрелище. У царя Салтана, где живут всякие там бабы Бабарихи и т.п. ничего путного нет, нету белки с орешками, нету сорока богатырей, ну и нет естественно девицы прекрасной. Полный аут со снабжением, ну как в Союзе в тот самый период перестройки…
А у царя Гвидона за морем всё это есть и, самое ужасное — их интерьеры украшают шестиконечные звезды! Тут всякий дурак поймет, что на сцене изображена реальная действительность и показаны две страны – наша и не наша, а чужая, скорее всего израильская.
А вот с понимающими людьми у нас было хорошо. Подключились еще патриоты – защитники престижа нашей державы из журнала «Молодая гвардия», и давай поливать и возмущаться. Что, мол всё у нас наоборот, только естественно на всех никогда всего хватать не может – надо еще потерпеть, и будет тогда всё и даже более…
А наш скромный Александр Борисович Титель, как то умудрился на волне всенародного возмущения чуть позже получить Госпремию за постановку оперы «Пророк», все про того же А.С.Пушкина…тут то мне и повезло навестить моего сокурсника. Я до сих пор благодарен ему за теплый прием и время потраченное на показ театрального механизма и этого волшебного действа изнутри с комментариями и личными отступлениями… прекрасное было время!
А сейчас он главреж музыкального театра им.Станиславского в Москве, что на Б.Дмитровке, оперные театры Лондона и Вены конкурируют за право заполучить гения для постановки… остается только надеяться, что и наш Большой театр вспомнит о земляке и пригласит его для постановки. Не думаю, что Александр Борисович – Саша Титель, наш человек, откажется…
P.S. Кто не верит в правдивость этой истории и скромность рассказчика см. http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?VersionId=0&PeopleId=26&PressId=101
Правда, в статьях уж больно много похвал нашему земляку… а он скромный ташкентский гений… хотя может я и перебарщиваю (пиарю).
Олег Николаевич.
Да сейчас в Политехе тоже все занимаются кто чем хочет, но странно что все ухитряются сдавать экзамены. Гениев там больше не будет.
Арслан[Цитировать]
а нынче алекник как вы считаете есть в ташкенте… ну не гении, но хоть бы весьма замечательные люди?
александр махнёв[Цитировать]
Уважаемый! Вы на комплимент напрашиваетесь…
Гениальность передается от поколения к поколению на генетическом и духовном уровне. Очень хочется надеятся, что наше поколение не нарушило этот принцип. А что будет за горизонтом нашего мировосприятия уже вопрос следующих поколений…
Берегите гены и не падайте духом!
ОлегНик.
OlegNik[Цитировать]
чессказать двусмысленно-провакационную направленность своего вопроса я осознал уже после публикации))) но раньше вашего контркоммента)))))
однако я ведь собственно серьёзн:о человек который так глубоко знает историю своего города наверное понимает: уход вайля, файнберга… отъезд значительного количества по настоящему талантливых людей — это удар. это- жестокая потеря. восполнима ли она?? ну можем ли мы — оставшиеся, как-то восполнить пробелы? или всё уже? сдаёмс-ю-ю-У,,, как в том кине?)))
александр махнёв[Цитировать]
Немного уточняю Ташкентский период жизни Александра Тителя, с которым я несколько лет проработал в проектном институте. Тогда этот институт назывался “Узтяжпромэлектропроект” (сейчас “Цветметэлектропроект”). Саша попал к нам по распределению после окончания Энергофака. В то время в институте работало много выпускников Энергофака Политехнического и мы все болели на Александра, когда он ездил поступать в ГИТИС. В те времена, даже очень талантливым ребятам, поступить в ГИТИС “не напрягаясь” было ой как непросто. Александра приняли только со второй попытки.
Советую автору статьи внимательней проверять информация перед публикацией в Интернете, тогда не пришлось бы придумывать красивую чушь про моцартов в ГПИ-4 и роддоме №6.
ВАДИМ[Цитировать]
Насчет чуши это Вы хорошо сказали…
Я к сожалению (или счастью) после выпуска не работал в Ташкенте, появился только в 1984 году, а у АБ в Свердловске был в 1986 году. При встрече за коньяком и потом в театре нас как то мало интересовал период его первой работы, ему было что показать сегодня. А я как нормальный гость пил, смотрел и слушал. Чушь сформировалась позже из рассказов наших однокурсников и честно говоря в данном случае она не искажает смысла развития процесса и рассказа… ну а ежели можете выложить анкету из отдела кадров АБ — буду благодарен.
На сегодня поисковики не дают ни слова о Тителе в ташкентский период. Ежели Вы в курсах — пишите, он для нашего города незауряднейшее явление. Что Вам мешало?
За оживляж можно извиниться, а за молчание? Или Вы ждали моего рассказа?…
OlegNik[Цитировать]