АНШЛАГ! ЕЩЕ АНШЛАГ! Разное Фото

Пишет Тамара Санаева.

Прочитав на сайте информацию об Академическом русском драматическом театре Узбекистана, решилась предложить материал, опубликованный мною в еженедельнике «Хумо» в июне 2009 года. Это дань 74-му сезону в его стенах. О юбилейном, 75-ом сезоне, зрители могут составить впечатление в течение года. В нем немало интересного, в особенности, еще более укрепившиеся связи с Самаркандским русским драматическим театром и его главным режиссером Вячеславом Бродянским.

Семь с половиной десятилетий, начиная с 1934 года, Русский драматический театр Узбекистана является провозвестником  реалистического искусства.   В каждом из сыгранных на его сцене спектаклей он стремится со свойственной коллективу яркой театральностью отражать жизненную правду. Основой репертуара буквально с первого дня стали современные пьесы В. Вишневского, А. Арбузова, К. Симонова, В. Розова, М. Рощина, И. Дворецкого, А. Салынского, А. Гельмана и других авторов XX столетия. И не только на злободневные темы. В них поднимались вечные вопросы: нравственные, этические, социальные.

Многие из поставленных на сцене  Русского драматического театра Узбекистана спектаклей были обращением к классике. Они и по сей день считаются одними из самых значительных достижений театрального искусства 30-50 годов. Это — «Борис Годунов» (1935), «Петр I» (1938), «Маскарад»(1939), «Три сестры»(1941), «Горе от ума»(1944), «На бойком месте»(1949), «Дачники»(1952).

Неоспорима роль коллектива в развитии театральной культуры Узбекистана, творческого содружества национальных культур. Именно благодаря осуществленным  труппой постановкам  русский репертуар обогатился  пьесами известных узбекских драматургов — Хамзы, Н. Сафарова, А. Каххара, С. Азимова, М. Шейхзаде, С. Ахмада.

Имена известных театральных деятелей — первого художественного руководителя  В. Чиркина и  актеров, в числе которых были такие мастера, как А. Загарова,  Г. Загурская, П. Давыдов, О. Андреева, Н. Хачатурова и других определили творческое лицо коллектива. В  50-е годы властителями сцены стали известные артисты М. Мансуров, К. Ефремова, Н. Мягкова, Е. Яворский, М. Любанский, Р. Ткачук, В. Рецептер, И. Ледогоров.

В середине 50-х годов в  театр  пришла новая режиссура. Самостоятельные поиски, обращение к современной театральной стилистике стали определяющими сторонами творческого коллектива. Самыми яркими постановками этого периода явились «История пустой души» — первое воплощение романа-эпопеи Горького «Жизнь Клима Самгина» и «Иркутская история» А. Арбузова в постановке А. Гинзбурга.

Если говорить о 60-70-х годах, то старшее поколение зрителей хорошо помнит  интереснейшие спектакли тех лет: «Гамлет» в постановке А. Михайлова, «Власть тьмы» Л. Толстого в режиссуре М. Спивака, яркие спектакли В. Стрижова «Путешественник без багажа» Ж. Ануя, «Ревизор» Н. Гоголя, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, «Царь Федор Иоанович» А. Толстого, «На дне» Горького. Они продемонстрировали высокую профессиональную культуру труппы, возросшее мастерство актеров.

Незабываемые впечатления оставлял спектакль «Эта странная миссис Севидж» с великолепной Г. Загурской в главной роли. Одним из наиболее успешных обращений к зарубежной драматургии стал и спектакль «Трамвай «Желание»» по пьесе Т. Уильямса. Это был грандиозный успех режиссера-постановщика О. Черновой и актеров Л. Грязновой, В. Никитина, В. Павленко.

В 1984 году главным режиссером в театр пригласили В. Гвоздкова. Он сумел обновить и разнообразить репертуар, пополнив его новой драматургией, связанной с авторами поколения 80-х. Его спектакли «Сад без земли», «Полет над гнездом кукушки» вызвали большой зрительский интерес. Не прошли мимо внимания публики и спектакли А. Кузина «До третьих петухов» по В. Шукшину, «Глоток свободы» Б. Окуджавы, «Калигула» по А. Камю, «Лев зимой» Голдмена.

В 1990-м году на должность художественного руководителя коллектив театра избрал В. Шапиро. С этого времени начинается отсчет нового периода в жизни труппы. «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Графиня Юлия» А. Стриндберга, «Все в саду» Э. Ольби, «Священные чудовища» Ж. Кокто, «Великая магия» Э. Де Филиппо, «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева, «Лысая певица» Э. Ионеско, «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б. Мольера, «Ужасные родители» Ж. Кокто, «Затмение, или Игра пустоты» Ф. Саган, «Служанки» Ж. Жене, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Играем… Гоголя!» («Женитьба») – эти и другие постановки В. Шапиро, по отзывам публики и критики, неизменно привлекали глубоким пониманием драматургии, своеобразием и выразительностью режиссерских решений, сценической культурой.

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, В.Шапиро продолжает  радовать публику яркими премьерами. Ряд из них – дань классике.  В сезоне 2007 года, к примеру, режиссером поставлен  «Коломенковый рай» по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», в котором режиссер  сумел выразить взгляд человека нового тысячелетия на прошедшие времена. Заслуживают внимания и другие постановки Владимира Шапиро последних сезонов: «Мсье Амилькар», «Когда лошадь теряет сознание». Они приглашают к размышлению об иллюзиях и дне сегодняшнем, о том, может ли разочаровавшийся в жизни человек найти в ней свое место. А еще — дарят зрителям оптимизм, вселяют в их души веру, надежду и любовь.

А ведь в этом и состоит предназначение театра. Если зритель покидает зал с зарядом оптимизма в душе, если он не только развлекся, но и наполнился позитивными чувствами, то театр, заявляет его художественный руководитель, становится «инструментом создания общественного настроения» и  выполняет, таким образом, свою главную функцию. Он — «как религия, и это надо всегда помнить, тогда  любой спектакль будет одухотворен». И хотя в репертуаре, как признается сам В.Шапиро в беседах с журналистами, «прослеживается разумное маневрирование между художественным и коммерческим» началами, театральные  представления – не шоу, подчеркивает он. В них всегда затрагиваются глубинные проблемы человеческой души.

Именно поэтому каждый вечер к зданию театра стекается народ. Зал всегда полон. Здесь ощущается все более усиливающаяся тяга людей к живому общению, таинству лицедейства, звучащему слову — ко всему, что связано с самим понятием театра. Среди публики много молодежи, интеллигенции. Это представители, как говорится, демократических слоев населения. На них и ориентированы новые постановки.

— 74-й сезон очень яркий и насыщенный по премьерам и людям, которых Владимир Михайлович Шапиро пригласил для постановки новых спектаклей, — говорит заместитель директора Русского драматического театра Ирина Хилкова. Открылся он «Вестсайдской историей» в постановке Елены Лопатко. В этом спектакле мы полностью задействовали своих студийцев.

Потрясающей премьерой стала постановка «С тобой и без тебя», осуществленная  Юрием Фисаном. Тонкая, изящная пьеса американского драматурга Айвона Мейчела идет по театрам всего мира. Только на Бродвее она выдержала 1000 показов. Режиссер – ученик В.Шапиро, нашел очень интересное сценическое решение авторского замысла, вызвав подлинный взрыв зрительского интереса. Спектакль по сей день невероятно привлекает публику, хотя премьеру мы сыграли еще в ноябре. Он примечателен не только актерской игрой, но и хореографической пластикой (балетмейстер Антон Авруцкий), сценографией. Словом, Бог свел в нем воедино все таланты.

Так как нынешний год объявлен годом Пушкина, наш театр подарил детской публике спектакль по произведению этого великого поэта —  «Сказку о царе Салтане». В нем, как и в «Вестсайдской истории», играет молодежь — выпускники нашей седьмой студии. И, надо сказать, играет блистательно. Такой задор, такая энергетика! Показав этот спектакль малышам и школьникам в январские дни, мы организовали на благотворительной основе  совместно с Русским культурным центром и детским журналом «Ромашка» конкурс рисунков по сказкам Пушкина. 25-ти его участникам вручены призы победителей , но главное – сотни ребятишек-конкурсантов и их родителей обратились к творчеству великого поэта,  к русскому художественному слову.

Еще одно событие —  очередной, уже седьмой выпуск  школы-студии театрального искусства, действующей при театре. Ее питомцами в театре по праву гордятся. Кто-то из   будущих актеров останется в труппе, кто-то найдет призвание в других коллективах, но за судьбой каждого наставники следят со вниманием и любовью. Объявляя очередной набор,   студия готова взрастить новое поколение талантливой молодежи.

Щедрый на премьеры, сезон одарил почитателей театра и веселой комедией. 26 апреля увидел свет спектакль «Романтики». Произведение создано на исходе XIX века поэтом-неоромантиком Эдмоном Ростаном, воспевавшим мир мечты и фантазии,  противопоставляя его действительности. Легкая, живая, с остроумным поэтическим текстом и колоритными характерами, пьеса предоставила постановщику и актерам прекрасные возможности для сценической импровизации. Стоит упомянуть, что это дебютная премьера на столичной сцене приглашенного постановщика – главного режиссера Самаркандского русского драматического театра Вячеслава Бродянского. Удачно выступил в ней и другой дебютант – художник Виктор Факторович, автор декораций в стиле ро-ко-ко. Зрители остались довольны непосредственностью и изяществом игры выпускницы студии Анастасии Нинчук (Сильвета),  сопереживали герою Аркадия Назарова (горе-романтик Персине), восхищались блистательными импровизациями Антона Кораблева (Страфорель), яркими сценическими образами, созданными актерами старшего поколения — Сергеем Шамсутдиновым и Олегом Васильевым. Прекрасно дополнила представление  музыка Баха, Моцарта, Россини. Пронизанный веселой иронией, спектакль органично вписался в репертуар, обеспечивая постоянные аншлаги и возрождая традиции театральных связей двух узбекистанских городов. Знаменательно и то, что в июне столичная труппа едет на гастроли в Самарканд.

Заканчивается сезон в июне еще одной премьерой: спектаклем «Бешеные деньги» по А. Островскому. Что ж, коллектив вместе со своим художественным руководителем  обращаясь к классике, вновь поднимает самые острые, волнующие проблемы сегодняшнего дня.

Надеемся, что и следующий, 75-й сезон порадует публику не менее интересными постановками.

На фото: сцены из спектакля «Романтики».

1 комментарий

  • Алексей:

    Привет!!! У ВАС в АНШЛАГЕ , выступает один ЮМОРИСТ, хотя их там много выступает, так вот он постоянно рассказывает один и то же анекдот,так даже дело не в етом, так он рассказывает его не правильно,ПРИКИНЬ , едет человек на ВЕРБЛЮДЕ , и весь в поту и догоняет другой человек на велосипеде и его обдувает , ВЫ ПРОСТО представте , как нужно крутить педали что бы тебя обдувало, А вот когда скажешь на мотоцикле , тогда всё понятно.Короче пусть не позорится этот артист

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.