Вверх по Ахору. Часть 3 История Старые фото Фото

Часть 3. Солнечные берега реки нашего детства или культпоход вверх по Анхору.

Теперь нам необходимо подтянуть знания теории архитектуры и вспомнить очаги мировой культуры Рим (в том числе и Древний) и Санкт-Петербург. Поехали…

«Ростральная колонна (лат. columna rostrata, от лат. rostrumнос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей или их скульптурными изображениями. Традиция использовать в качестве элемента парадных сооружений ростры вражеских кораблей существовала в Древнем Риме и была возрождена в период позднего классицизма (ампира).

Первое такое сооружение — Ростра — было сооружено на форуме в Риме в честь победы над карфагенянами в морском сражении при Милах в период 1-й Пунической войны (в 260 г. до н.э.).

RostralKolon_Roma_SPb

Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Традиция их строительства восходит к древнеримскому обычаю воздвижения столба, украшенного трофеем, отбитым у врага, который был перенесен с сухопутных сражений на морские.

Наиболее известные из расположенных в России Ростральных колонн: — в Санкт-Петербурге — на стрелке Васильевского острова перед зданием Биржи, архитектор Ж.Ф. Тома-де-Томон.

Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Построены они по проекту Тома-де-Томона одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр — носовых частей кораблей, отсюда и их название. Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С.К.Суханова. Корабельные ростры, наяды и якоря отчеканены из меди мастерами Шаповым, Васильевым и Корольковым.

Изначально, Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей идущих в находящийся когда-то здесь торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. В 1957 году сюда проведён газ, по праздникам зажигают факелы в чашах…»

Вернемся в милый нашему сердцу Ташкент и посмотрим две фотографии Кашгарского моста – одна 1956 года сделана с Урдинского моста:

Foto _ 1956

а вторая ноябрьская 2009 с правого берега Анхора:

Foto _ 2009

Ростральные колонны на месте, их вид чуть портят современные фонари… но сам Кашгарский мост на месте и до сих пор иногда служит людям. Судя по почерку явно просматривается влияние питерской школы, и мы можем определиться с периодом строительства – где то 30-е годы…

Есть еще одна фотография, присланная нам неизвестным товарищем аж из Италии, из города Рима. И вот что удивительно, на фото мост через реку Тибр, практически близнец нашего Кашгарского моста. Только колонны без фонарей и давность моста внушает больше почтения… Арочный мост через Тибр в Риме 17 века:

Bridge of Roma from Tibr _ XVII

Такие удивительные дела. Не попал ли в наш город в 30-е годы какой — либо архитектор с итальянскими корнями, ну типа Бенуа, или типа Нильсена (его корни из Дании), или какой другой идеалист, во множестве стремившихся приехать и помочь большевикам построить новое общество? Нет версий?

Вопрос, конечно, интересный…

2 комментария

  • Николай Красильников:

    Нет такого ташкентского мальчишки (во всяком случае в моём детстве), кто бы хоть раз не искупался в Анхоре. Это река детства многих поколений.Занимаясь в литературном кружке во Дворце пионеров им. Ленина,(бывший особняк князя Романова), у Анны Григорьевны Нисенбойм, я написал стихи об Анхоре. Нигде их не публиковал, но они живут в моём сердце:
    АНХОР

    Анхор как Анхор,
    Зеленоглаз.
    Мчится с небесных гор,
    Словно свирепый барс.

    Но у черты городской
    Он усимиряет нрав,
    Несёт в асфальтовый

      [Цитировать]

  • Л.С:

    Формула Гёте
    это здесь про АННУ ГРИГОРЬЕВНУ

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.