Фируддин Сафаров: на арене жизни Tашкентцы

Народный артист Узбекистана и Азербайджана, Лауреат Государственной премии, профессор Государственной консерватории Узбекистана Фирудин Сафаров — выдающийся режиссер-постановщик, составивший целую эпоху в истории узбекистанского оперного искусства.

Он появился на свет в солнечном Баку. Мама — Хавва-ханум, юность провела в Москве. Играла в труппах московских театров. После замужества оставила сцену и уехала вместе с мужем в город нефтяников, к берегам Каспийского моря. Живая, энергичная, всю свою любовь к искусству и театру старалась передать детям. Отец — Саттар Расул-оглы, работал в системе путей железнодорожного сообщения. Немногословный, основательный, ответственно относился к любому делу и бесконечно любил и ценил свою красивую, одаренную жену, которая ради семьи отказалась от карьеры актрисы.

Синеглазый, как и мать, Фирудин с раннего детства радовал родителей живостью характера, любознательностью, разносторонностью. Увлекался спортом, музыкой, способности к которой проявились достаточно рано. Лет в 12 мечтал учиться игре на саксофоне. Но в то время в музыкальных учебных заведениях не учили подростков игре на этом инструменте, и он поступил в Бакинское музыкальное училище на специальность «ударные инструменты». Не забывал и о спорте.

Со страстью играл в футбол, занимался настольным теннисом, шашками, шахматами. Ему прекрасно удавалось совмещать столь разные пристрастия и в каждом деле добиваться званий, наград и призов. После окончания музыкально училища поступил в консерваторию. Параллельно продолжал заниматься футболом, играл в составе Национальной сборной команды Азербайджана. А по вечерам спешил на эстраду городской танцплощадки, так как был ударником в составе инструментального ансамбля. В консерватории освоил всю группу ударных инструментов: барабаны, ксилофон, вибрафон, маримбу, литавры — всех не перечислить. Кстати, в числе его исполнительских побед — первое место в престижном Всесоюзном конкурсе эстрады в качестве ксилофониста.

После окончания консерватории Ф.Сафарова пригласили в состав Национального симфонического оркестра Азербайджана. К тому времени полный энергии и жажды самореализации молодой музыкант поступил еще в один вуз — Азербайджанский государственный театральный институт, на театроведческое отделение. Подумывал о научной работе, публиковал обзорные статьи в прессе. — Два случая определили мою дальнейшую судьбу, — вспоминает Фирудин Саттарович. — Первый связан с приездом вАзейбарджан в 1963 году с юбилейными концертами в честь 60-летия всемирно известного композитора и дирижера Арама Хачатуряна.

Для меня было честью и хорошей школой играть в оркестре под его управлением. Я был тогда литавристом. После выступления в Баку мы поехали с концертом в Сумгаит. Но не взяли с собой большой барабан. Арам Ильич был в отчаянии. Концерт задерживался. Я сказал ему, что можно выйти из положения, используя литавры. Если ударить в середину этого инструмента, получается звук, подобный тону большого барабана. Так находчивость музыканта спасла концерт от провала. После выступления А. Хачатурян похвалил молодого литавриста, отметив отменный слух и чувство ритма. Поинтересовался планами на будущее и предложил поступить в Ленинградскую консерваторию, на дирижерский факультет. Обещал поддержку. Сафаров вежливо отказался, объяснив, что не чувствует в себе дирижерских данных и протянул для автографа коллективный снимок, сделанный в те дни. На фото, где за спиной дирижера можно увидеть и нашего героя, надпись, которая заставила его серьезно задуматься о дальнейших планах: «Талантливому музыканту с пожеланием расширить диапазон творческой деятельности».

Вскоре молодого музыканта пригласил к себе ректор Бакинской консерватории, известный композитор Д. Гаджиев. Повел разговор о будущем, предложив приобрести специальность оперного режиссера. К тому времени у Сафарова уже было два диплома о высшем образовании, семья, малышка-дочь Севда. Вняв доброму совету, музыкант, которому шел 31-й год, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию (ЛГК) и спустя пять лет стал первым в Азейбарджане профессиональным оперным режиссером-постановщиком. В этом деле его поддержала и жена — Франгиз Ахмедова. Оперная прима, она понимала значение творческого роста для такого одаренного человека, как ее муж. И сама не мыслила жизни без искусства: пела ведущие сопрановые партии в шедеврах оперной классики и национальной азербайджанской оперы. Заслужила высокое звание народной артистки, правительственные награды, представляла Азербайджан в Верховном Совете союзных республик.

Пять лет, проведенные в городе на Неве — музыкальном и театральном центре России, позволили Ф.Сафарову обрести бесценные знания и опыт под началом известнейших деятелей искусства. В стенах консерватории ощущался дух работавших или учившихся в ней великих композиторов: Римского-Корсакова, Чайковского, Лядова, Глазунова, Мясковского, Прокофьева. Среди педагогов был гений XX столетия Д. Шостакович. В одно время с Ф.Сафаровым учились в ЛГК Е.Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, Е.Богачева и многие другие выдающиеся музыканты и исполнители. Высокая культура, профессионализм, глубокие знания, широта кругозора были непременными принципами консерваторской жизни, которым режиссер следует и ныне.

Даже такой штрих в имидже этого единственного в Узбекистане дипломированного оперного режиссера-постановщика, как галстук-бабочка, — верность заветам своих учителей, которые во всем служили для него ориентиром. Девять лет проработал Ф.Сафаров главным режиссером в Бакинском театре оперы и балета. Режиссер-новатор, он получал приглашения на постановки из различных театров. Поставил ряд спектаклей в оперных театрах Анкары, Ленинграда, Одессы, Самары, Воронежа. Алматы. К нему не раз обращались с предложениями возглавить оперные труппы в других городах, в том числе такое предложение поступило и из ГАБТа имени А. Навои. Стоит заметить, что столицу Узбекистана он впервые посетил во время гастролей Национального оркестра Азербайджана. Помнил сцену, на которой сидел в качестве оркестранта. Тогда и думать не мог, что будет впоследствии ставить на ней оперные спектакли. Решил познакомиться с оперной труппой, прежде чем принять окончательное предложение о сотрудничестве. Приехал, послушал «Тоску». Понял, что здесь мог бы осуществить свои замыслы. Хотелось реализовать то, о чем мечтал, чему научился за годы учебы в Ленинграде и в самостоятельной работе. Идей было много, требовалась лишь поддержка коллектива.

Все это он нашел в Узбекистане, который теперь считает своей второй родиной. Более 30 оперных спектаклей поставил Фирудин Саттарович в Ташкенте: «Пиковая дама», «Фауст», «Отелло», «Аида», «Самсон и Далила», «Трубадур», «Проделки Майсары», «Омар Хайям», «Лейли и Меджнун» и многие другие. Уникальными для современников стали постановки «Петр I» Андрея Петрова, «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Видные деятели искусств специально приезжали в нашу столицу, чтобы увидеть воплощение этих опер. В их числе композитор А.Петров, известный дирижер Е. Светланов, маститые искусствоведы. Громкий успех имели эти постановки не только в Узбекистане, но и во время гастролей театра в Москве. Шеститысячный зал Кремлевского Дворца рукоплескал ташкентской труппе за высочайший класс постановки и исполнения оперных произведений современных русских композиторов, с таким мастерством поставленных на узбекистанской сцене.

— В постановке оперы, — говорит Фирудин Сатарович, — очень важно взаимопонимание дирижера и режиссера. Все поставленные мною в Узбекистане оперы осуществлены в соавторстве с Дильбар Гулямовной Абдурахмановой — первой в Узбекистане и на Востоке женщиной-дирижером. В том числе и премьеры последних лет: «Любовный напиток» Доницетти и «Травиата» Верди (обе на итальянском языке), премьера 2009 года — опера «Кармен». В лице этого дирижера я нашел истинного соратника. Он обрел в жизни все, о чем мечтал. Творчество, успех, признание. И хотя приходится жить на два города — Ташкент и Баку (там продолжала театральную карьеру и общественную деятельность в качестве депутата Верховного Совета жена Франгиз, вышла замуж дочь), он полон сил и энергии. Гордится внуком Кямраном, который подарил ему двух правнучек.

По жизни Фирудин Саттарович очень обаятельный и демократичный человек. Но, как и все большие режиссеры, требователен. Краеугольным камнем работы считает не только талант, но и дисциплину. Ценит одаренных людей, очень любит актеров, добиваясь объяснением, показом, умением увлечь, заразить, «подтолкнуть» наилучших результатов в работе с ними. Страдает, что спектакли «стареют», не могут порой удержаться на прежнем исполнительском уровне. Меняется время, объясняет он, исполнители, зрители. Но режиссер не считает, что в дни его молодости, «лучше были лета, зимы и весна», как поется в «Пиковой даме». Он поддерживает новое поколение артистов и передает свои знания талантливой молодежи. Может подчинить себе даже своенравных. И они понимают замысел, чувствуют волю режиссера.

Он подсказывает, показывает все сам, признаются исполнители, и стыдно не понять, не повторить за ним требуемое. Когда журналисты задают вопрос, чем объясняется успех его постановок, почему на них аншлаги, Ф. Сафаров с улыбкой отвечает: «Они увлекательны и зрелищны. Вот и весь секрет». Мы думаем, секрет этот — в неординарности мышления режиссера. Он умеет произвести потрясающее впечатление, на первый взгляд, простыми, но необычными сценическими находками. Зачаровывает зрителей интересными деталями, живой жизнью своих спектаклей, которые можно целиком снимать на видео, словно увлекательные кинофильмы. В них нет спецэффектов: дыма, хлопушек, голографических и лазерных причуд, которыми пользуются в современных театрах. Одними лишь мизансценами, движением масс, как в хорошем игровом кино, он «держит» зрителей. И они не могут оторвать взгляда от сцены, преисполняясь высоким эмоциональным настроем, которым, как грозовой воздух озоном, насыщена каждая постановка режиссера-мастера.

В основе многих его спектаклей — яркие, броские личности героев-созидателей, неуемных, как и сам режиссер. На сцене, как и на реальной арене жизни, они сталкиваются с сонмом препятствий, противоречий, конфликтов. И в этом — философия бытия. — Мир держится на созидателях, — считает Сафаров. И он прав. Именно созидатели пробуждают в нас стремление противоборствовать разрушительным началам и оставляют в душах людей и в истории человечества великие следы.

Тамара Санаева.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.