Браво, Маэстро! Разное Ташкентцы
Открытие концертного сезона в Государственной консерватории Узбекистана ознаменовалось первым исполнением нового симфонического произведения — хореографической поэмы «Чеховиана».
Аплодисментами встретили слушатели, до отказа заполнившие 16 октября Большой зал консерватории, автора — заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Узбекистана, известного композитора и дирижера Анвара Эргашева и артистов Национального симфонического оркестра Узбекистана. Поклонники музыки с нетерпением ожидали этого концерта.
О том, что талантливый узбекский композитор работает над созданием балета по мотивам произведений Антона Павловича Чехова, хоть и мимолетно, но сообщалось в прессе. Одни удивленно пожимали плечами: что можно сказать о Чехове в музыке и балетном искусстве после знаменитой «Анюты» В. Гаврилина? Да и «Чайку» ставили в Санкт-Петербурге… Другие восхищались смелостью автора, дерзнувшего воплотить идеи драматургии и психологизм чеховских образов. И все с одинаковым нетерпением ожидали премьеры.
Она не заставила себя ждать, хотя пока лишь в оркестровом исполнении. Стоит заметить, услышать первое исполнение крупного симфонического произведения — не столь частая удача для любителей серьезной музыки. В этот вечер, ставший поистине крупным событием культурной жизни столицы, в консерватории собрался цвет музыкальной и театральной общественности, студенты консерватории, учащиеся музыкального колледжа и лицея, поклонники музыки.
Их ожидания не были обмануты. Едва дирижер поднял палочку, в зал полилась преисполненная душевного трепета музыка. В ее образах раскрывалась мимолетность быстротекущего времени, хрупкость человеческих чувств, тоска по жизни, полной смысла, страсти и любви… Прочитывались музыкальные портреты героев известных чеховских персонажей: романтическая Маша, целеустремленная Ольга и верящая в светлое счастье Ирина из «Трех сестер»; противоречивая Аркадина, рассудочный Тригорин, мечтательный Треплев и воплощающая порывы молодости и любви Нина из «Чайки».
Акварельную прозрачность звуков, рисующих тихую, размеренную жизнь провинциального городка, сменяли синкопирующие ритмы военного марша — непременной составляющей прогулок горожан по бульвару в воскресные дни. Изящный мелодизм и тонкость в музыкальных образах мечты переходил в тему переживаемых героями душевных волнений: вихря пробуждающейся страсти, горечи несбывшихся надежд, трагедии непонимания. Вся палитра человеческих чувств передана во вдохновенной хореографической поэме, чары которой захватили и артистов оркестра, мастерски передавших замысел композитора, и дирижера, и восхищенную публику.
Буря оваций и возгласы «Браво!» буквально взорвали зал вместе с последними звуками исполненной в концерте первой части будущего двухактного балета «Чеховиана». Он еще ждет своего хореографического воплощения и, надеемся, доставит истинное наслаждение ценителям высокого искусства.
Тамара Санаева.
К большому сожалению я не могу послушать в интернете ни одного из произведений всемирно известного дирижёра и композитора Господина Анвара Эргашева. Ведь его творчество принадлежит миру. Очень жаль, что при его жизни не существует ни его персонального сайта, ни его страницы в музыкальных порталах России, вроде «Привет», «Тагоо», «РеальМьюзик» и других. Хочется, чтобы те люди, которые способствовали созданию сайта Александра Файнбегра после его смерти, движимые теми же самыми порывали, связались с с этим многоуважаемым дирижёром и композитором при его жизни и создали, как можно раньше его персональный сайт, откуда настоящие ценители мастерства таких удивительных личностей, как Господин Анвар Эргашев, имели бы возможность ближе познакомиться с плодами его музыкального творчества в любом континенте мира.
Александр Кирияцкий[Цитировать]