Дворец князя Шаховского Старые фото

Прислал ОлегНик.

На фото из книги Б.Голендера «Дворец князя Шаховского на Саларе. Ныне на этом месте территория парка «Боги Эрам». (АНОНИМ. 10 – годы.)

Текст из книги слово в слово.

vvvvv

При копании на территории Кадетского корпуса — Старого ТашМИ пришлось посмотреть вокруг… и возникло множество вопросов. Один из них предлагаю тем, кто относит себя к числу интересующихся ташкентской стариной:

— Что это за «Дворец князя Шаховского на Саларе»?
— Какой из князей Шаховских отметился на территории дачи военного губернатора Туркестана строительством? Как его занесло в Ташкент?
— Можно ли на карте (фрагмент карты около 1910 года прилагается) показать, где же было это здание?
— Какова его судьба?

Вопросы, как мне кажется, достаточно сложны… надеюсь на профи, типа Е. Смехова и других любителей покопать…

В качестве информации к размышлению:

Шаховские — русский княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене. Родоначальник его — Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах, бывший воеводой в Нижнем Новгороде (1485 г.). Многие из Шаховских назывались еще Шемякиными, по имени князя Александра Андреевича Шемяки, но с XVII века все без исключения стали называться Шаховскими.

Из потомков Константина Глебовича в XIX – XX веке наиболее известны:

  • Иван Леонтьевич(1777-1860 гг.), генерал от инфантерии, член государственного совета, отличившийся во время военных действий в 1812 -14 гг. и при усмирении польского мятежа 1830-31 г.;
  • Николай Леонтьевич († в 1836 г.), сенатор;
  • Александр Александрович, драматический писатель;
  • Алексей Иванович (1812-1900 гг.) генерал от инфантерии, один из кавказских героев.
  • Федор Петрович (1796-1829) — отставной майор, декабрист.
  • Дмитрий Иванович (1861-1939) — российский общественный и политический деятель. Министр государственного призрения Временного правительства (1917 года).

Род князей Шаховских записан в пятую часть родословной книги губерний Курской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, С.-Петербургской, Тверской и Харьковской. Герб внесен во II часть Общего Гербовника. Есть еще дворянский род Ш., записанный во вторую часть родословной книги.

Источники: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

С уважением. ОлегНик.

25 комментариев

  • Фото аватара Ирина Алексеевна Щур:

    Я могу точно сказать, где находилась усадьба Шаховского на Саларе. В 1995-1998 годах она еще существовала. Она располагалась за старым зоопарком. Если стоять лицом к входу в ЗООПАРК, надо было повернуть направо и пройти по улочке мимо Гастронома до конца. Слева находились ворота. Это и был вход в Усадьбу Шаховского. Прямо недалеко от ворот стояло двух этажный дворец. На нем была табличка «Усадьба Шаховского. Памятник архитектуры XIX века. Охраняется государством» . Здание стояло на возвышенности, за ним был спуск вниз. С фасада здание было 2-х этажным. Здание было прямоугольным, но углы были оформлены как башни, которые естественно вписывались в дом. Сам дворец был сделан из сырцового кирпича. Колонны были деревянными, облицованы искусственным мрамором. Эту территорию занимал САОГИДЕП.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Мне кажется вы описали здание САНИИРИ с улицы Маяковского? Что скажут знатоки района Зоопарка и Парка Тельмана?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Татьяна Вавилова:

        Гастроном был около самого зоопарка, между ним и зданием школы, но я дальше не ходила, не знаю, что было в этом переулочке.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Никита:

      У экопарка у входа со стороны католического собора обнаружил старый осень толстый дуб с обрубленными ветками. Интересно как долго он там может расти, и кем посажен, окружность дерева 3,8 м.
      Что раньше располагалось на этом месте

        [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    видимо г-жа ЩУР , описала дом пионеров . он точно был справа от зоопарка .

      [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      Вы правы там был дом пионеров Куйбышевского района.

      шамиль:
      видимог-жаЩУР , описаладомпионеров . онточнобылсправа от зоопарка .

      Здание дома пионеров снесли до постройки жилого дома с гастроном. Но с территории дома пионеров можно было попасть в САНИИРИ.

        [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    а САНИИРИ было слева от зоопарка.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      А САОГИДЕП вроде бы в Душанбе?

        [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      И здесь Вы правы.

      шамиль:
      а САНИИРИ было слева от зоопарка.

      Слева от зоопарка, был главный вход в САНИИРИ. В моём детстве пройти через него было невозможно. Территория тянулась вдоль вдоль заднего забора зоопарка, и была достаточно продолжительной.
      Что меня тянуло попасть на эту территорию я так и не понял, скорее всего запреты на её посещение. Самая удобная «лазейка» в САНИИРИ была из зоопарка через забор между вольером для белых медведей и клетками с тиграми и со львом.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Я ориентируюсь отчасти по описаниям того, чего я уже не видела. Речь в комментарии идёт о конце 20-го века! Автор видела своими глазами признанный официально памятник архитектуры с охранной табличкой! Неужели он не вошёл бы хоть в какие-то описания, справочники, статьи в газетах? Как раз в это время были такие публикации. Я не нашла упоминаний о такой организации, как САОГИДЕП в Ташкенте. Занималась она разными гидротехническими проектами в Душанбе. В Ташкенте же в том районе был САНИИРИ и тоже занимался гидротехническими сооружениями. Мне приходилось читать, что сначала их здание, построенное в 30-е годы, захватила коммерческая организация и всячески его «изукрасила». Со временем и это здание, и улицу Маяковского превратили в пустырь. Когда вспоминаешь о том, чего уже нет, бывает лево-право меняются местами. САНИИРИ — был местом известным всем мальчишкам окрестных улиц. Было, чем похвастаться перед девчонками, которые туда не залезали. Там ведь умудрялись купаться. А вот о Дворце Шаховского что-то слуху не было, хотя такая экзотика должна была будить воображение подростков 50-60х. Я совершенно не помню, как выглядел Дом Пионеров Куйбышевского района. Если у кого-то есть фотографии, опубликуйте, пожалуйста. Может быть, в нём можно угадать здание с башнями?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      Правильно, очень правильно написано!

      Лидия Козлова:
      Я ориентируюсь отчасти по описаниям того, чего я уже не видела.

      Вы пишите про Мир, в котором Вы не жили. А я пишу про Мир, в котором я жил и продолжаю жить.
      Ваш Мир это том, о котором Вы, где-то в интернете, что-то прочитали или увидели. А мой Мир – это «мой живой Мир».
      Наши с Вами Миры это совершенно разные Миры.
      Поэтому и получается, что пишем мы здесь, вроде бы, про одно и то же, но, Вы пишите про свою «Виртуальную реальность», а я про свою «Реальную жизнь».

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        А вы Константин написали не правильно! Что вы выдумываете? Утверждаю, я только тогда, когда пишу о СВОЕЙ Юности и ДЕТСТВЕ! Это ведь я жила на Жуковской №2, это мои друзья залезали Во владения САНИИРИ, Парк Тельмана был нашим парком. Только я старше вас, поэтому прихватила больший кусок из прошлого, когда Ташкент ещё не пережил землетрясения. А Дворец Шаховского — это объект из прошлого. Если бы он стоял в районе Парка Тельмана, о нём бы обязательно знали. Естественно, если автор комментария указывает даты 1995-98г. , я жду отклика от тех, кто именно в эти годы бывал в этих местах. Вдруг они тоже видели эту охранную табличку. Но пока никто не отозвался. Так что с приветом из Парка Тельмана!

          [Цитировать]

        • Фото аватара Константин ташкентский:

          Ну, что?
          Мой первый визит в этот дом пионеров был в 1960 году. Так, что до вашего отъезда из Ташкента, я там бывал по три раза в неделю, минимум шесть лет. Это довольно долго. Вольно или невольно узнаешь, всё что было там в округе. В 1995-98 годах я здесь жил и продолжаю жить сейчас. К этому времени от старого здания дворца пионеров не осталось и следа. И произошло это, как минимум, на 25 лет раньше. Так, что ни о какой табличке, справа от входа в зоопарк, о чём написала госпожа Ирина Алексеевна Щур, и речи быть не может.
          С другой стороны, слева от входа в зоопарк, на центральном входе в здание САНИИРИ была табличка, что это историческое здание. Деталей этой таблички припомнить не могу. Не представляла она для меня никакого интереса. А помню я эту табличку, ещё с 1960 годов. Поскольку, почти каждое воскресенье я ездил на автобусе до парка Тельмана, и далее по переулку до Зоомагазина, напротив которого, по воскресеньям, собирался базарчик зоотоваров.
          Ну и последнее. Если подниматься вверх, от Салара, вдоль забора парка Тельмана, то это здание, расположенное на вершине холма, было очень прекрасно видно. Жаль, что никто этого не может вспомнить.
          PS Интересно получается. Эта статья появилась в 2009 году и не имела комментариев до сегодняшнего дня. В 2015 году, на эту же тему была ещё одна статья, в комментариях в которых участвовали и Вы Лидия Васильевна, под ником LVT, Вам подробно объяснили, что это САНИИРИ. Жаль, что за три года всё забылось.

            [Цитировать]

          • Фото аватара ЛеНиН:

            Константин ташкентский:
            далее по переулку до Зоомагазина,

            За Зоомагазином была детская библиотека,
            правую половину занимали кассы Зоопарка.
            Напротив здания САНИИРИ жил доктор…
            По его завещанию дом был подарен городу
            и там было что то связанное с Медициной.
            Так на его доме тоже была какая то табличка
            (в смысле «мемориальная доска»)
            * А в начале улицы было дерево — ‘боярка’. Такая вкусная !

              [Цитировать]

            • Фото аватара Константин ташкентский:

              Напротив входа в САНИИРИ в 1970 годы была поликлиника геронтологии. В ней давали кислородный коктейль И на здании ней была своя табличка.

                [Цитировать]

          • Фото аватара Лидия Козлова:

            Константин, мне, Лидии Васильевне, ничего и не нужно было объяснять. Я сразу предположила, что имелось ввиду комментатором здание САНИИРИ (которое ошибочно названо было САОГИДЕПом) и перемещено слева направо. Для тех, кто не знает. НИК пришлось сменить оттого, что появился какой-то хулиган, который стал выходить под очень похожей аббревиатурой, но писал он всякую чушь. Мои друзья стали нас путать. Как только я отказалась от своего НИКа, мой двойник исчез бесследно. Вот такие бывают безобразия.
            Сколько воспоминаний связано с этими местами! На нашей квартирке-сеновальчике ночами было слышно, как рычали львы. С голодухи, наверное. Когда-то они сидели не рядом с медведями, а слева от входа. В обед приходил человек и через крышу клетки закидывал им буханки серого хлеба. Разве это пища для хищников? Позже зверей стали кормить ослятиной, которую люди, к счастью, не едят. Любимым местом моей мамы в Зоопарке был птичник. В других городах я не видела такого количества кур. Самого разного вида и назначения. В мамином детстве были куры -плимутроки. Но не красные, а рябенькие чёрно-белые, такие и жили в Зоопарке. У них были очень крупные яйца. Странно, но мама мечтала иметь таких кур???

              [Цитировать]

            • Фото аватара Лидия Козлова:

              Вход в 59-60 был с Хамида Алимджана.

                [Цитировать]

            • Фото аватара Константин ташкентский:

              Лидия Козлова:
              Сколько воспоминаний связано с этими местами! На нашей квартирке-сеновальчике ночами было слышно, как рычали львы. …

              Это очень хорошо, что Вы слышали только рычание. Мой знакомый жил в частном доме в следующем квартале, после САНИИРИ. В жаркое время года, по ночам, невозможно было открыть окна, но не от рыка, а от ароматов источаемых этими хищниками. Никто и не за какие доплаты не соглашался поменять с ним жильё. САНИИРИ было ближе к хищникам. Другой мой знакомый, работник САНИИРИ, когда им построили новый комплекс на массиве Карасу, был предельно счастлив. Да, далеко, но никакого амбре. Работники САНИИРИ с большим удовольствием освободили это здание. Вот только желающих взять это здание на свой баланс, так никого и не нашлось. И числилось это здание за САНИИРИ и после его освобождения.

                [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    мы залазили в САНИИРИ ,возле моста саларского . это был наш саниири . нас не могли выгнать оттуда .мы выросли в нем ….

      [Цитировать]

  • Фото аватара ЛеНиН:

    Тут 3 года назад про это здание уже был
    большой и интересный диспут (аж 90 комментариев!)
    https://mytashkent.uz/2015/12/03/dvorets-knyazya-shahovskogo-na-salare/
    который закончил Azim: фразой :
    «Не превращайте тред в персональную перепалку.»
    Всё как обычно…
    P.S. Сегодня Майклу Джексону = 60 лет!
    На церемонии вручения наград Billboard Music Awards
    в 2014 году Он присутствовал в виде голограммы.
    Michael Jackson — Slave To The Rhythm


    * Мы все гуляем по нашему городу как голограммы.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Хорошо написано. Только почему «как голограммы»? Мы и есть фантомы, самые настоящие фантомы в фантасмагорическом городе из прошлого.

        [Цитировать]

  • Фото аватара ЛеНиН:

    Вот ещё о САНИИНРИ (здесь >8 лет назад)
    https://mytashkent.uz/2010/09/25/dopolnenie-k-progulke-po-novo-ulyanovskoy/
    .
    P.S. «…Ты попадёшь в тень Города и в Город теней.»
    из фильма ‘Волшебная лампа Алладина’.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Кайрат:

    Я в детстве часто бывал в тех краях. Помню этот дом как вчера. Госпожа Щур права. Все подходит под ее описание. Он находился на территории Детской туристической базы. Дворец был старым и ветхим . В окнах виднелись старые плакаты и лозунги , типа : » Яшасин 1-чи май » и т. д. Вокруг все было заросшее густыми деревьями как в фильмах про вампиров. Один мне сказал тогда , что это дом брата царя Николая второго. Но по моему он путал его с князем Николаем Константиновичем. Даже конторы турбазы были старой постройки. Похоже это были подсобки или жилища прислуг. Но одно точно помню , что в 1999-м году в тех местах массово разрушали строения , для расширения местности и проведения автотрассы для покойного президента И. А. Каримова. Вот тогда этот дворец и ушел под снос. Так же переехал зоопарк .

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.