2200-летие Ташкента: счастье жить и работать на родной земле История Разное

Мои предки вместе с другими дунганами переселились из китайской провинции Шеньси в Туркестан в последней четверти XIX века – сначала на территорию Казахстана, затем Кыргызстана. В конце 1920-х годов отец с дедом переехали в Ташкент. Сюда же в 1933 году переехала со своими родителями моя мать. Все они прожили в Ташкенте большую часть жизни и здесь же обрели вечный покой.

Переселившись в Узбекистан, они жили в старогородской части Ташкента, практически в мононациональных узбекских кварталах. Отсюда быстрое освоение узбекского языка, привыкание к узбекским обычаям, быту, нравам. Многие из них вскоре стали настолько близкими, что воспринимались как свои. Тот же процесс проходил и среди других дунган, приезжавших сюда в поисках лучшей доли.

Это передавалось нам, детям, от нас — следующим поколениям. Усвоение элементов узбекской культуры и быта облегчалось единством религии, общностью земледельческой культуры, склонностью к занятию торговлей, а также общественным бытом, где главную роль играет община — махалля у узбеков, фон — у дунган.

Приобретенные мной с малых лет знания узбекского языка, приобщение к культуре, близкое знакомство с узбекскими обычаями дали мне возможность чувствовать и считать их своими. Прожив в Узбекистане большую часть жизни, я никогда, как и мама, не чувствовал себя здесь чужим. То же самое может сказать каждый узбекский дунганин.

В Узбекистане дунган проживает чуть более трех тысяч человек, они бережно относятся к своим обычаям и традициям, а большинство из них знает родной язык и говорит на нем. Вместе с тем необходимо отметить, что в Узбекистане созданы все условия для сохранения дунганами элементов своей традиционной культуры, и, прежде всего язык.

Новый импульс в деле сохранения и развития своей культуры дунганам Узбекистана дала независимость страны. С обретением независимости появилась конкретная, координированная работа с диаспорой. Я имею в виду создание Дунганского национального культурного центра и условий для его деятельности, появилось ощущение повседневной поддержки этносов через их национальные культурные центры в деле сохранения родного языка, культуры, в том числе национальных обычаев, обрядов, которая возведена в ранг государственной национальной политики Узбекистана.

Если взять отдельно работу СМИ с дунганской диаспорой Узбекистана, то можно с гордостью сказать, что нас сейчас хорошо знает большая часть населения республики — знают многие наши обычаи и обряды, различные стороны жизни, в том числе знаменитые дунганские овощи и кухню. Ведь только о нашей диаспоре за последние годы снято шесть документальных фильмов, создано более сотни теле- и радиопередач, опубликовано множество статей в различных научных и популярных книжных изданиях, газетах и журналах.

С обретением независимости дунгане получили широкую возможность посещать историческую родину — Китай, общаться с земляками из Китая в Узбекистане, а с открытием посольства КНР в Узбекистане — совместно с ним проводить мероприятия и праздники. Все это значительно увеличивает возможности для сохранения и развития традиционной культуры и родного языка. Одним словом, дунгане живут полнокровной жизнью, так что неудобно даже и называть их национальным меньшинством, да, собственно, никто нас так и не называет.

Все вышеназванное я пережил не как наблюдатель, а будучи в гуще событий в жизни дунганской диаспоры и в жизни всего народа Узбекистана. А иначе быть и не может, потому что Узбекистан — моя Родина.

Признаюсь, что нет большего счастья, чем жить и работать дома, на родной земле, среди родных, близких и друзей. Скоро мы будем праздновать 2200-летний юбилей нашей столицы. Очень хочу, чтобы и мои потомки – продолжатели дунганской диаспоры на благодатной земле Узбекистана стали свидетелями 2500-летия, трехтысячелетия главного города нашей страны – Ташкента.

Автор: Мане Савуров, председатель Дунганского культурного центра

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.