Длиннофокусный юбилей Tашкентцы

Известному кинодокументалисту Анатолию Аничкину исполнилось 80 лет

Он стоял у истоков развития узбекского документального кино. Почти полтора десятилетия Анатолий Аничкин считался одним из признанных мэтров ташкентской студии кинохроники, где он трудился под руководством патриарха советской документалистики Малика Каюмова.

А началось всё в 1956 году, когда Толя Аничкин приехал из Москвы, где работал учителем русского языка и литературы, в Ташкент. Как вспоминает сам Анатолий Антонович, он хотел «сменить амплуа, и попробовать свои силы в журналистике».
Первым шагом стал его поход в редакцию «Правды Востока». Здесь Аничкин познакомился с известным ташкентским репортером Георгием Димовым, который позже станет собственным корреспондентом газеты «Известия» в Узбекистане. Георгий Васильевич сразу же посоветовал молодому специалисту попытать счастья на ниве документального кино: «Хотите поработать редактором нашей хроникальной студии? — спросил Димов. – Там нужны толковые ребята. Для вас, Толя, это отличный шанс стать кинодокументалистом». Аничкин решил, что Георгий Васильевич прав: «Заняться журналистикой я всегда успею, — подумал тогда 27-летний учитель, — а вот делать кино – это и в самом деле гораздо интереснее!»

Новичок быстро стал не только любимчиком всей студии, но и правой рукой отца-основателя «Узкинохроники», легендарного фронтового оператора и режиссера Малика Каюмова. «Поначалу я тушевался и почти паниковал в его присутствии, — вспоминает Анатолий Антонович. – Но постепенно привык, и вскоре Малик Каюмович стал, можно сказать, моим крестным отцом. Впрочем, побаиваться грозного шефа я не перестал даже будучи главным редактором киностудии».
Примечательно, что буквально за год Аничкин превратился из начинающего редактора в маститого кинодокументалиста. Многие узбекские сценаристы и режиссеры считают его своим наставником. «Во-первых, Толя внес в наши картины великолепный образный язык, — рассказывал в своё время режиссер Исай Гибалевич. — Во-вторых, он умел делать из обычных и зачастую достаточно банальных сценариев наших авторов чуть ли не шекспировские драмы. Наконец, в-третьих, Толя щедро и терпеливо делился своим талантом, опытом, знаниями со всеми нами, за что ему огромное спасибо!»

При этом едва ли не все коллеги Аничкина отмечают его новаторский подход к делу. Он всегда призывал не просто снимать кино, а совершенствовать свой внутренний мир. «Помню, как Анатолий Антонович внушал мне, что в искусстве писать сценарии нет ни законов, ни правил, — делится воспоминаниями известный кинодраматург Станислав Еременков. – В документальном кино, говорил он, вообще никто не знает, что такое сценарий. Это как снежный человек: все о нём говорят, но никто никогда не видел. И тем не менее без какой-то литературной первоосновы фильма не будет. Толя считал, что сценарий – это прежде всего максимальная информация о будущей картине. Причем, информация – образная. Он называл её «длиннофокусной перспективой ленты».

Старожилы-хроникеры утверждают, что именно Аничкин вывел четкую формулу настоящей документалистики: факт – образ – факт – образ… «Разумеется, драматургия документального фильма, как, впрочем, и игрового, не должна быть стандартной, – не раз повторял и повторяет Анатолий Антонович. – Она должна быть открытием. Причем, в первую очередь – открытием образа!»

Понятно, что Аничкин не просто декларировал эти заповеди, но и сам в полной мере им соответствовал. Даже в сугубо производственных или учебных картинах Анатолия Антоновича всегда ощущался этот самый образ, лейтмотив, который и определял суть фильма. «Я нисколько не сомневаюсь, что Толя мог бы стать блестящим преподавателем ВГИКа или с успехом читать курс лекций по теории кино в любом другом вузе, — считает известный сценарист Одельша Агишев. – Не случайно я и по сей день слышу от своих коллег-земляков, что именно Анатолий Аничкин открыл для них таинства кинодраматургии и глубины документалистики. Жаль, что Толя так и не занялся игровым кино, потому что он наверняка преуспел бы и в нём. Впрочем, еще не поздно, ведь 80 лет для киношника — самый расцвет! Вспомните хотя бы Клинта Иствуда или Петра Ефимовича Тодоровского! Разменяв девятый десяток, они снимают больше, чем в молодости… Словом, я присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые сейчас адресованы Анатолию Антоновичу в связи с его юбилеем, и хочу пожелать ему новых творческих свершений».

Анатолий Антонович Аничкин.
Поздравление юбиляру

Не верится – А.А. Аничкину 80 лет!
Легендарная личность Ташкента – чего стоит только топоним, популярный у немалого сообщества ташкентцев – «Аничков мост»!
Всем, кто так или иначе причастен к миру киношников Ташкента (того Ташкента, советских времен), известен экс-главный редактор киностудии «Узкинохроника».

Вот сухая справка из Справочника «Кинематографисты Узбекистана»:
Анатолий Антонович Аничкин родился в 1929 г. в Москве. Окончил филологический факуль¬тет Черновицкого государственного университета.

В 1956–1970 годах работал редактором, стар¬шим, главным редактором творческого объединения Киностудии научно-популярных и докумен¬тальных фильмов Узбекистана. С 1970 года – сценарист кинокорпункта Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, режиссер кинокорпункта Министерства легкой промышленности СССР,
А.А. Аничкин – автор и режиссер многих науч¬но-популярных, документальных и теледокументальных фильмов: «Ташкент всегда Ташкент» (1966), «Приведи с собой воду» (1969, автор сценария), «Дороги Узбекистана» (1969, автор сцена¬рия), «Одиннадцать и один» (1970 автор сценария и режиссер), «Легкая промышленность Узбекистана» (1974), «Мелиорация в СССР», «Форум дружбы и сот¬рудничества» (1977, автор сценария), «Песни солнечного края», «Ритмы и мелодии Каракалпакии» и другие. Выступает в печати с рассказами, стихами.

(Поправочка: А.Аничкин успел поучиться и на филфаке ТашГУ).

А здесь об А.А. Аничкине пишет известный читателям сайта писатель А.Г. Бизяк:

Дорогие друзья!
Позвольте поделиться с вами двойной радостью, которую недавно испытал. В Иерусалиме, через много-много лет, я вдруг встретил своего старинного товарища и одновременно открыл для самого себя нового, неизвестного мне раньше, интересного поэта.
Я говорю об АНАТОЛИИ АНИЧКИНЕ.

Когда-то мы с ним познакомились в Ташкенте, на киностудии документальных и научно-популярных фильмов, где Анатолий работал в должности главного редактора. Я только-только начинал писать сценарии, и Анатолий был моим первым заботливым наставником. Уроки, которые он преподал мне, трудно переоценить. Я и поныне пользуюсь ими.

Анатолий уже тогда много публиковался в СМИ: в газетах, журналах, альманахах. Писал рассказы, очерки, статьи. Его имя было хорошо знакомо многочисленным читателям – как в республике, так и далеко за ее пределами.

Потом судьба развела нас. Я уехал в Москву и потерял товарища из виду. И нужно было так случиться, что встретил его вновь, и где?! На Земле Обетованной.

Он подарил мне поэтический сборник «Посошок». В него вошли не только его стихи, но и «Записные книжки». Признаюсь, я прочитал их на одном дыхании. Настолько это было интересно и высокопрофессионально.

Россыпь ярких поэтических метафор, мудрость и лукавство, искренность и простота, притчи, философские раздумья, блеск застольных тостов…

Не буду злоупотреблять цитатами из этой небольшой, но емкой книжки. Прочитав, вы убедитесь сами, что перед вами подлинный поэт. Ограничусь посвящением, которое автор написал мне на обложке.

Мала книжонка, как блесна,
И тонкая, как леска...
Но в тонкости - вся глубина,
Которая не знает дна.
Как леска, как ее блесна,
Лукавая до блеска...

Сегодня Анатолий Аничкин живет на два дома – в Москве и Иерусалиме.
Живите долго и будьте здоровы, Анатолий Антонович!
С уважением, АЛЕКСАНДР БИЗЯК.

3

А. Аничкин

БАГАЖ

Вся загвоздка в жизненной драме, –
Что несешь ты в своем чемодане.

У кого-то он полон деньгами,
У другого – одними долгами.

Я всю жизнь пахал без обмана,
Но не нажил себе чемодана.

Обыщите хоть голого в бане,
Все богатство ношу я в кармане.

Лист бумаги и карандаш –
Вот и весь мой счастливый багаж.

Самый нужный не виден вовне,
Он во мне, он в моей голове.
Он, как память, незрим, невесом,
Но вся тяжесть желания в нем.

Докурить до бычка сигарету
И домучиться строчкой в душе.
И раздать всему белому свету
Все, что доброго есть в багаже...

ОТВЕТ

Судьба у каждого из нас,
Как жизнь, всего одна.
Приходит день, приходит час,
Когда она видна.

И отвечает на вопрос:
– За свой нелегкий век
Что удалось, не удалось,
Какой ты человек?

Всего досталось мне сполна –
Удач и черных гроз,
Вины грехов и грех вина,
Измен любви до слез.

Но никогда никто в борьбе
Не взял в бессрочный плен,
Не изменял я сам себе,
Не преклонял колен.

И хоть немало я знавал
Тех, кто и отродясь
С колен дрожащих не вставал,
Обрел и чин, и власть,

Мне тошен жирный их удел
Рабов, льстецов, ловчил.
Пусть я в карьере – не у дел,
Зато свободен был!..

Материал подготовили Александр Аничкин, Элеонора Шафранская

8 комментариев

  • Влэд:

    Саша, Элеонора! Спасибо!
    Сегодня весь день думал об Аничкиных, — какие все талантливые! Мои сердечные поздравления Анатолию Антоновичу, Розе Ароновне и всем Вам мои дорогие Боря, Саша, Андрей, Валера, Элеонора!

      [Цитировать]

  • Александр Бизяк:

    Дорогой Толя!
    Прости, не знал, что у тебя славный юбилей и не поздравил. Завтра же позвоню и исправлюсь.
    ТЫ МОЛОД И ПОЛОН ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ.
    ТЫ ЛЮБИМ ВСЕМИ НАМИ, КОМУ ТЫ ДАЛ ДОРОГУ В ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ «КИНО».
    КРЕПКО ОБНИМАЮ И, КАК ГОВОРЯТ НА ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ, — ДО 120 ТЕБЕ СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ!
    САША.

      [Цитировать]

  • Шухратбек:

    Спасибо, вам Саша и Элеонора! Поздравляю, Вас Анатолий Антонович с юбилеем! Желаю долгих лет и здравия. Мы с Вами!

      [Цитировать]

  • grina:

    Дорогой Анатолий Антонович! Поздравляю Вас с замечательным юбилеем,
    любви и уважения близких, творческих успехов, семейного счастья. Вы всегда
    для меня — образец мужества, неиссякаемой творческой энергии, оптимизма.
    С поклоном и безграничным уважением

      [Цитировать]

  • джабидзе:

    дорогой анатолий андреевич вскл знк
    поздравляем вас с юбилеем зпт желаем вам здоровья и любви всего вашего большого семейства вскл знк
    роза ароновна
    боря
    саша
    андрей
    и неизвестные валера?! и эля
    с именинником-юбиляром вскл знк
    валентина васильевна
    света
    юра
    надя
    валера
    гия
    всех любим :о)

      [Цитировать]

  • Binyamin Arshavsky:

    Прежде всего запоздалое поздравление Ататолию Антоновичу !!!

    Возможно помните Вашу работу в кинокорпункте Узбекгидроэнергостроя.
    Я Вена Аршавский …

    Хотелось бы пообщаться с Борисом Анатольевичем . Т.е Борькой-Берлом….
    Мой сайт — photo.myhost1.co.cc
    Адрес — bin114@nonstop.net.il

    Всей семье наилучшие пожелания!!!

      [Цитировать]

  • Чернышева Елена:

    Отраженным светом — через материалы Элеоноры Шафранской и Александра Аничкина, письма его друзей — коснулась и меня планета Анатолия Аничкина. В давние времена советского кино именно документалистика, которой служил Анатолий Антонович, создавала образ реального, а не мифологизированного мира, давала ощущение подлинности и необъятности жизни. А еще искренними и неожиданно исповедальными оказались стихи этого талантливого, красивого человека! Жаль, что его уже нет с нами…
    Елена Чернышева

      [Цитировать]

  • Ирина Димова:

    К сожалению, поздно прочитала и не смогла найти координаты Анатолия Анатольевича , чтобы сказать ему спасибо за упомянутый в его публикации в 2009 году эпизод,где он рассказывает о встрече с моим отцом Георгием Димовым в начале его творческого пути, и если правильно поняла последнюю фразу Чернышевой Елены — вечная память благородному и достойному человеку.Мой папа был не только журналистом,но и документалистом. Дружил с Маликом Каюмовым. Их общий фильм » 13 ласточек»(папа-сценарист,М.Каюмов -режиссер) завоевал какой-то международный приз. Низкий поклон семье и близким Анатолия Анатольевича Аничкина. С уважением, Ирина Димова

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.