История метро История

Решение о строительстве Ташкентского метрополитена было принято в 1971 году, а в ноябре 1972-го тоннельный отряд №2, восстанавливающий Ташкент после землетрясения, уже приступил к сооружению строительных площадок первых пяти станций и организации проходки перегонных тоннелей.

Первый пусковой был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Большую помощь узбекским строителям оказали метростроевцы Москвы, Минска, Ленинграда и республик — Украины, Армении, Грузии и Азербайджана. В самом Ташкенте более 30 крупнейших заводов помогали в изготовлении необходимого оборудования и конструкций метрополитена.

При строительстве следующих пусковых участков метрополитена созданный в 1974 году трест «Ташметрострой» обходился собственными силами. И уже наши метростроители помогали другим начинать строительство и пускать метро в городах Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге. Даже в Москве был создан ташкентский участок по строительству двух станций и перегона новой линии.

Третья Юнусабадская линия метрополитена начала строиться в 1989 году, но в связи с распадом Союза финансирование было нестабильным и работы велись медленными темпами. Лишь в ноябре 2000 года правительством Республики Узбекистан было принято решение о завершении строительства первого пускового участка Юнусабадской линии к десятой годовщине независимости страны.

В пусковой комплекс первого участка вошли шесть станций — «Минг Урик» с пересадочными узлом и тоннелем на станцию Узбекистанской линии «Ойбек», «Юнус Раджаби» — также с пересадочным узлом и тоннелем на станцию Чиланзарской линии «Амир Темур хиебони», «А.Кадири», «Минор», «бодомзор», «Х.Абдуллаев» и пять ее перегонных тоннелей с соответствующими притоннельными сооружениями. Общая длина пускового участка составила 7,61 км.

В связи с трудностями, связанными с приобретением импортных материалов, развернуть проходческие работы в полном объеме удалось в феврале 2001 года. Для этого была организована проходка одновременно в восьми забоях с привлечением субподрядных организаций, имеющих право производить горные работы. Причем три забоя были в тяжелейших инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, так как трасса метрополитена пролегала через бывшее озеро. Несмотря на это в рекордно короткое время, в течении пяти месяцев, было пройдено 1730 метров тоннеля.

Одновременно с организацией проходки шла укладка верхнего строения пути. Опять же в связи с перебоями в импортных поставках шпал, рельсов, подкладок типа «метро» удалось развернуть укладку верхнего строения пути лишь в марте 2001 года. А «пик» этих работ пришелся на июль-август. Огромную помощь нам оказал и городской хокимият, мобилизовав городские предприятия, организации и учебные заведения на проведение подсобных работ на объектах строящегося метрополитена. Неоценима помощь и самих работников метро. В одном ряду с метростроителями они принимали участие даже в строительных и монтажных работах.

Хочу подчеркнуть, что при строительстве Юнусабадской линии впервые были применены новые технические и технологические решения, а именно: станция «Хабиб Абдуллаев» построена с боковым расположением посадочных платформ, на пересадочных станциях метро были выполнены платформенные лестничные сходы и тоннельные переходы в разных уровнях, для производства архитектурно-отделочных работ и художественного оформления станций широко применены как традиционные материалы — гранит и мрамор, так и стекло, металл и керамика.

Активное участие в строительстве и оформлении принимали коллективы не только нашего треста во главе с начальниками участков Константином Ходрянисом, Валерием Норбутом, Рафиком Хамраевым, Фархадом Курбанбаевым, тоннельного отряда №2 Парсахоном Неметовым, но и коллеги из «Самаркандтрансстроя» во главе с М.Садыковым, треста «Промвентиляция» — Е.Лю, «Промсвязь» — Е.Худояровым, а также сантехники МУ-3 «Узгазсантехмонтажа» и СУ «Отделстроя» и другие. Велик вклад и частных предприятий по отделке — таких, как «Тамир Пардос», «ЮЛА Курилишсервис», а также фирма «Мелор» Ташоблстроя и другие.

Преодолев все трудности как экономического, так организационного характера, ташкентские метростроители сдержали слово и первый пусковой участок Юнусабадской линии вступил в строй накануне празднования 10-й годовщины независимости Республики Узбекистан. Группа строителей была удостоена наград Родины.

Ныне метростроители поэтапно начнут возводить второй пусковой участок Юнусабадской линии с тремя станциями общей протяженностью ветки 3,2 км. Через год-два они развернут строительство Сергелийской линии метро длиной девять километров с четырьмя наземными и двумя подземными станциями. Из общей длины 18 км в однопутном исчислении приблизительно пять километров будут проложены закрытым способом, а 13 — открытым. Кроме того, Чиланзарская линия будет соединена со станцией «Чоштепа», где будет осуществляться пересадка пассажиров на Сергелийскую линию. С учетом градостроительных условий возводить последнюю предполагается в многоуровневом пересечении существующих улиц, железнодорожных путей, каналов.

10 комментариев

  • Фото аватара Валентин Богданов:

    >Хочу подчеркнуть, что при строительстве Юнусабадской линии впервые были применены новые технические и технологические решения, а именно: станция “Хабиб Абдуллаев” построена с боковым расположением посадочных платформ.

    Со словами «впервые» и «новые»- надо быть по-аккуратнее, если нет уточнения- в Узбекистане. Привет из 1935 г.- станция «Александровский сад» (ранее «улица Коминтерна», «Калиниская», «Воздвиженка») московского метрополитена, построенная по тому же принципу. Ну и еще от всего нью-йоркского метро заодно.

    >Ныне метростроители поэтапно начнут возводить второй пусковой участок Юнусабадской линии с тремя станциями общей протяженностью ветки 3,2 км. Через год-два они развернут строительство Сергелийской линии метро длиной девять километров с четырьмя наземными и двумя подземными станциями.

    Да весело, если бы не было так грустно…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Nika:

    >Да весело, если бы не было так грустно…

    Может кому-то и грустно, а тем кто постоянно ездиет с Юнусабада на Чиланзар и обратно, стало намного веселей с появлением Юнусабадской линии метро.
    Конечно, точно неизвестно когда Юнусабадская линия «удлинится» и станет еще удобнее, а также когда появиться долгожданная Сергелийская линия… Однако не вижу здесь никакого повода для грусти. Наоборот — есть проект — уже хорошо!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Валентин:

    Ну тогда радуйтесь:-) Этому проекту, так, для сведения, уже лет десять, если не больше. А еще переодически он трансформируется в проект скоростного трамвая, а потом опять в метро и так уже несколько раз, а еще были проекты метро на Куйлюк, на Панельный, дальше к ТТЗ, к Аэропорту, на Кара-Камыш… Проблема не в этом. А в том, что Юнусабадская ветка вот так просто «удлиниться» не может и ее нужно кому-то удлинять, а делать это в Ташкенте по-просту почти уже некому. Метрострой не работает, специалистов не осталось, а Вы продолжайте радоваться… Оптимизм- великая сила!

      [Цитировать]

  • Фото аватара larisa:

    Интересно, когда и кем написана эта оптимистическая статья?
    В отношении Юнусобадской линии: без ее достройки- оказалось, что это выкинутые деньги. Надо было тогда сразу вложить , понятно, что очень много, и дотянуть до массива или не строить вообще. А уж коль было решение о строительстве — попробовали бы строители «Слова не сдержать…»( прямо ностальгия охватывает! )
    А Валентину спасибо за грамотные , реалистичные и ироничные комментарии по поводу Ташкентского метро!
    Лариса

      [Цитировать]

  • Фото аватара Валентин:

    Лариса. спасибо за оценку! Статья на самом деле не свежая- еще на старом сайте метро лежала, а его уже года два как нет, если не три.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Nika:

    Согласна что продлить Юнусабадскую линию непросто и может вообще пока невозможно.
    Но дело же в другом. Эта самая недоделанная линия все равно облегчает жизнь. Может она и убыточная для государства, и вода течет в некоторых местах, но для тех кто ей пользуется она несомненно сокращает время переездов и при этом избавляет от толкучки, жары или непогоды. Т.е. польза для народа (пусть и нестоль многочисленного) всёже есть!

      [Цитировать]

  • Фото аватара larisa:

    Уважаемая Nika , да об эономике немного помнить надо. Если содержат метро для
    » не столь многочисленного народа», то для его » многочисленной части » чего то не додают.
    Бюджет города не безразмерен. Не знаю, насколько для бюджета Республики позволительно содержать прохладные подземные дворцы. Но.. престижно!

      [Цитировать]

  • Фото аватара А. С.:

    Как доказало строительство самого загадочного по цели и назначению объекта всех времен и народов — Дворца форумов, — для бюджета нашей республики не накладно ничего.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арслан:

    Бывший мэр города Туляганов в ходе судебного процесса над ним сдал 7 млн.$, вот эти деньги и надо было отдать на строительство метро, они пошли бы быстро в рост, потому что на 25% увеличилось бы количество пассажиров в, и все были бы благодарны мэру.

      [Цитировать]

  • Фото аватара metrotashkent:

    Теперь эта статья по адресу: http://metrotashkent.narod.ru/metropoliten_uz/history.htm

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.