Аисты История Фото

Когда въезжаешь в город Чирчик, с правой стороны поднимается высокая стела. На ней – улетающая вдаль стая птиц. А внизу – одна, с надломленным крылом, вытянула шею в прощальном крике. Каждый раз, проезжая мимо, я любуюсь «Журавлями». Они красивы утром и вечером, в любое время года.

Однажды с братом Мансуром, архитектором по специальности, поехали отдохнуть в Акташ. И когда мы увидели памятник, он сказал: «Его сделал мой друг Серго».

— Познакомь меня с ним!

И вот с архитектором Серго Михайловичем Сутягиным – автором проекта памятника — мы еще раз приехали в Чирчик. Подтянутый и энергичный, он хорошо сохранился в свои семьдесят три, возраст выдает только белая, как лунь, голова. Он с грустью обошел памятник, посмотрел на надпись в бронзе:

Мне кажется порою что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Рядом – перевод знаменитого четверостишья Гамзатова на узбекский язык.

Великая Отечественная война принесла горе миллионам людей, унесла жизни сотен тысяч узбекистанцев. Не прошла она и мимо семьи Серго. Его отец – Михаил Васильевич Сутягин – был секретарем парткома завода «Калибр» — одного из крупнейших в Москве. Через десять дней после начала войны на предприятии, хотя оно было оборонным, и многие имели бронь, состоялся митинг, на котором решили организовать отряд добровольцев. Эти эпизоды увековечил в своем фильме «Великая Отечественная война» Роман Кармен.

Сутягин стал комиссаром полка 13-ой дивизии народного ополчения. Воевал отважно, трижды бежал из концлагерей, организовывал в лесу партизанский отряд, почти полвека носил в легких пулю. Он ушел из жизни в возрасте 88 лет, 6 мая 1995 года, не дожив до 50-летия Победы три дня…

В 1941-м году четырехлетний Серго с мамой и старшим братом были эвакуированы в Самарканд, где жила бабушка. Узбекистан принял приветливо. Седые памятники древнего города очаровали малыша, уже тогда он решил, что станет зодчим. И мечта детства сбылась.

Сегодня имя заслуженного архитектора Узбекистана, лауреата Государственных премий Серго Сутягина хорошо известно в нашей стране. В Ташкенте по его проектам построены Дворец киноискусств имени Алишера Навои и торговый центр «Аркада», чайхана «Самарканд-дарбаза» и станция метро «Космонавтов». В Коканде – музыкально-драматический театр и музей литературы. В Хиве – ряд объектов нового центра, в том числе — академия Мамуна, в Карши — амфитеатр. Аэропорты в Термезе и Ургенче, Карши и Бухаре. Он участвовал во многих международных конкурсах в Индии, Алжире, Франции и Египте. О его воплощенных в жизнь проектах, можно говорить долго.

Но я попросил архитектора рассказать о «Журавлях», который был создан совместно со скульптором Юрием Киселевым и конструктором Александром Браславским.

— Я задумывал его как памятник аистам, олицетворяющим мир на земле, — начал рассказ Серго Михайлович. — В 1966 году был объявлен конкурс памятника в Чирчике, посвященный погибшим в годы войны. И я сразу понял, что это моя тема. Решил показать летящих в небе аистов. Бессонными ночами долго думал, как это сделать. Трудная оказалась задача в плане инженерном, архитектурном, строительном. Но мы ее решили.

…Письма от отца перестали приходить, его объявили без вести пропавшим. Но Серго с Володей верили, что он жив, каждый вечер писали письма: «Найдите папу!..». Однажды его с братом отправили из Ташкента, где они уже тогда учились, в пионерский лагерь, который раскинулся в степи. Жили в юртах, а рядом стояли кибитки. И как-то утром он увидел, как на крыше мазанки стояли аисты.

Хозяйка кибитки радовалась птицам, она ждала возвращения с войны сыновей. А аист – птица надежды. Ожидание отца крепко связалось с этой птицей. И папа приехал весной!

Из далекого детства берет начало идея создания памятника.

И вот когда уже все было решено, оставалось только словесное оформление. Архитектор долго искал надпись, листал старые песенники, стихи тех лет, даже сам сочинял. Однажды принесли пластинку с последней песней Марка Бернеса «Журавли». Он ее спел, будучи неизлечимо больным, только один раз, без дублей. Первоначально у Расула Гамзатова было длинное стихотворение и слова «Джигиты в землю были зарыты». Певец попросил поэта сократить его и поменять слово «джигиты» на «солдаты», чтобы всем было понятно.

И песня стала всенародной!

Тогда Серго за ночь прослушал ее 150 раз. На следующий день он пришел к главному редактору журнала «Саодат» Зульфие, показал четверостишье:

— Опажон, очень прошу, переведите…

Зульфия была чуткий человек, к утру перевод был готов. Для Серго этот листок из блокнота, исписанный зелеными чернилами рукой Зульфии, стал самой дорогой реликвией. Я просил Сутягина найти этот листок, очень хотел сфотографировать его, но он затерялся в архиве архитектора…

Менинг назаримда конли жанглардан
Уйига кайтмаган эл фарзандлари
Она  тупрокка бош куйган ерда
Оппок турналарга  айланган бари.

Зульфия-опа была удивительный человек, Родина никогда её не забудет. Её памятник в прошлом году торжественно открылся в самом центре Ташкента.

Вот такая история с аистами.

Она имеет продолжение и сегодня, после обретения Узбекистаном независимости. Ведь неспроста по мудрой инициативе Президента Ислама Каримова, скульптуры аистов взвились над Аркой добрых и благородных устремлений на площади Мустакиллик.

Аисты – символы мира, приносят людям счастье!

Рустам Шагаев, фото автора.
20.06.2009 г.

8 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.