«Большими глазами ребёнка…» Искусство
О поэзии Людмилы Бакировой
Есть стихи, что называется, скромных достоинств. Поэзия Людмилы Бакировой, как мне кажется, обладает достоинством скромности. Я была на нескольких ее творческих вечерах, видела сборники, в которых она публиковалась: «Поэзия-88», «Под знаком осени»; подборки ее стихов в журналах «Новая юность», «Звезда Востока», альманахах «Молодость», «Малый шелковый путь», антологии произведений женщин-писателей Центральной Азии «Соловей в клетке»… Кажется, можно смело считать себя состоявшимся, зрелым, признанным поэтом, и для очень многих в этом случае не осталось бы места ни для каких сомнений: готов ли я выйти к читателю, вправе ли занимать чье-то внимание своими стихами? А Людмила Бакирова, выступая не так давно на «Вечере четырех поэтов» в ташкентском музее С. Есенина, растерянно оглядывалась на ведущего и читала свои прекрасные «негромкие» стихи, заметно смущаясь, то и дело посматривая в зал – может быть, надо уже закончить, может быть, она просто отнимает у людей время?..
Однако бывает она и уверенной, твердо знающей свою правоту: когда прикасается чутким, целомудренным словом к обыденным, повседневным таинствам, дарованным каждому из нас, но далеко не всеми замечаемым. «Заведенные» за дома и крыши «локти холодной розовой зари», ветер, несущий, «как услужливый паж, шлейф одинокой осины», рыба, что «клюет на звезду и ныряет в облака»… Космос мгновенных, мелькнувших на миг чудес, – но умеющий напоить жадный взгляд поэта, ощущаемый кожей, впитываемый каждой порой…
* * *
…И под вечерним солнцем вдруг засмотрюсь: слетает лист густой, как будто лес, червонец за червонцем, земле небрежно платит за постой.
* * *
…И, приняв как неизбежность Холод, дерева душа Излучает робко нежность В снег, летящий не спеша.
* * *
Птичьих гнезд на деревьях корзинки, у решетки в саду борозда, одуванчиков нежные спинки под мохнатою лапкой куста. И уже лишь одни очертанья колыхаясь, мерцают дрожа... То ли в душу вошло мироздание, То ли в нем растворилась душа?..
Она родилась в России, живет уже много лет в Узбекистане. В ее стихах – тоска по далекой родине – и ощущение себя неразрывной частицей Востока.
Мы никогда не говорили с Людмилой о Боге, да и вообще говорили с ней довольно мало: знакомы не близко, мне просто всегда очень нравились ее стихи. Но почему-то кажется, что она должна быть верующей. И уж наверняка не считает себя язычницей. А между тем, эти стихи… Впрочем, прочтите.
Лейла Шахназарова
Людмила БАКИРОВА
* * *
Дождь. Не выходит никто. Ветер, поднявшийся ночью, тащит с деревьев пальто и разрывает на клочья. Всюду пожухла трава и занавесила лужи. Зреют простые слова о приближении стужи. Низко плывут облака. Где-то стрекочут сороки.... Жизнь, хоть она коротка, не помещается в строки.
* * *
Скрипит по дороге телега, и стаи летят журавлей. Предчувствие первого снега в безмолвии русских полей. И есть ли судьбы неизбежность, вдыхая – не стоит гадать – и сумерек робкую нежность, и светлых небес благодать.
* * *
Летящим птицам нет числа... В день открывало утро створки, пока вселенная росла, тьму выгоняя на задворки. Еще сиял осенний свет в вещах, предметах обихода, уже густой кружился снег на длинных нитях небосвода. Трепал их ветер. Сквозь метель людей маячили фигуры. Я шла вдоль улиц, выбрав цель, в парк, описать пейзаж с натуры. Но не писалось, хоть убей. Так что ж казнить себя за это? Купался в луже воробей. Киоск выплевывал газеты. Фонарь глядел из-под бровей. Улегся снег. Пробились звезды. На деревах среди ветвей темнели птиц пустые гнезда. И, чтоб забить в стихи строку, ворона, местность озирая, сидела важно на суку, внезапным карканьем пугая.
* * *
Печаль во мне. Начать стихотворенье, быть может, так: пришла на юг зимa. Как в стенку лбом – молчат (сопротивление) дворы, ограды, улицы, дома. А в сад взгляни – там побелели травы. И у дерев, теснящихся гурьбой, трещат под снегом хрупкие суставы, они – деревья – заняты собой. Быть может, там, за пеленой отвесной, – дай пищу зренью, – замки, терема... Но за окошком, изменяя местность, свой белый кокон вьет и вьет зима. И лишь с рассветом, ветром разутюжив и близь, и даль, уляжется сама в простой рефрен: пришла на юг зима. .......................................... Седое небо в застекленных лужах.
* * *
Ночью ветер января, всю насквозь продув округу, в бледном свете фонаря ловит белых мух по кругу и уносит далеко. Очень холодно и сыро. Утром крики: «Мо-ло-ко!» – будят сонные квартиры. В небе снежные кули. Шустрых дворников лопаты отдирают от земли окон желтые квадраты. Стук в подъезде каблучка, дом под нежный свист поземки, как горошек из стручка, вытрясает люд в потемки. Кто там вышел на крыльцо?.. Все мы на одно лицо.
* * *
И ветер воет. И скрипит доска. В размытых красках – скудость постоянства. Рябина лишь румянится пока – смесь простоты и робкого жеманства, да кисть в морщинах, ягода горька... Дни поздней осени, и дереву – тоска стыть на ветру без пышного убранства. Но, наконец, улягутся снега, собой раздвинув хмурые пространства, – И вновь с лугов вывозятся стога, в пекарне сельской свежий запах хлеба, под лед уходит медленно река… И так низки в России облака, что кажется коротким путь до неба...
* * *
И не считай своих горьких потерь. Даты забыты и лица.... Кто там стучится в закрытую дверь, кто там так долго стучится? Выйду неслышно за лунный порог, – вьется пустая дорога... Слышится вроде: «воды бы глоток...». Нет никого у порога. «Только глоток...» Потеряю покой. Кто там? Безлюдно во мраке... Звезды цветут над бессонной рекой, В поле качаются маки... Ветер бежит через скошенный луг и пробирает до дрожи… Кто же стучался там – враг или друг, кто же стучался там, кто же? Буду я голосу злаков внимать. Слушать веселое жито... Снова вернутся и друг твой, и мать, если они не забыты.
* * *
Пока, – мы скажем, – до свидания, избрав среду для обитания. Твой образ жив в моей душе, о, сколько времени уже. Подняв от стужи куртки ворот, бреду я в многошумный город. Куда – себе ль давать отчет. С тобой мы встретимся едва ли… Свежо, в туман уходят дали, день у небесных сфер в опале. Минутам свет ведет отсчет.... И взгляд скользит мой за прохожим, Так в чем-то на тебя похожим, И мелкий снег лицо сечет.
* * *
Кто-то горько заплакал в толпе, кто-то машет рукой на перроне. Расхватали плацкарт и купе, жизнь трясет тебя в общем вагоне. И в пространство летит паровоз, промелькнут то граница, то веха… А куда? – задаешь ты вопрос. «А куда...» – откликается эхо.
* * *
Все тот же ряд домов, и озеро все то же. Средь трех крутых холмов себе избрало ложе. Заросший тот же пруд в кувшинках, рясках, иле, – зеркальных рыб приют и белых сонных лилий. Все так же ростом мал, колючих бед виновник, на цыпочки привстал под соснами шиповник. И мой вобрал сапог, пройдя весь путь, в итоге и странствия песок, и пыль родной дороги. На старый глупый пень присяду, как бывало, и вдруг пойму: не день... – полжизни миновало.
* * *
Как выкрик – разговоры, как вызов – эта рань, где ситцевая штора и красная герань. Где с фотографий грустно взирает целый род, где кистью так искусно мороз стекло черкнет. Чу! скрипнула калитка, колодец за углом, тропинка, как улитка, и этот старый дом. Бренчит на кухне чайник. Здесь – в избяном тепле – кажусь себе случайней узоров на стекле.
* * *
Дощатый забор, ежевикой колючею пыльной обвитый, рой мошек и бабочек белых над сонным, травою заросшим арыком. Старик в тюбетейке, рубахе хэбешной навыпуск, калошах, сидит на скамье у калитки, с отточенным временем ликом. Кран во дворе и для плова котел, с многолетней лоснящейся сажей, крупные алые розы. С оранжевым ведра урюком стоят у айвана, готовы с утра на продажу. Запах в дремотном азийском, ленивом пейзаже дыма и масла хлопкового с жареным луком. Лоза винограда, – свистит залихватская бойкая птаха, – свисает с решеток, у двери, распахнутой настежь, и окон – (лоза, а не птаха), – Тутовник, похожий на кокон, вдали на жаровне за сорок по воле Аллаха. ...Я, может, уеду, ведь все уезжают от краха надежд. Без иллюзий, лишь ждут подходящего срока, зимы или лета, какого-то тайного знака, хорошей погоды. Попутного ветра с Востока.
* * *
Шумны и роскошны дворы. Там – свадеб веселое время, там – яблок тугие шары и листьев тяжелое бремя. Над пыльной решеткой оград, под сводами клена и ивы снимают тугой виноград и синюю оттепель сливы. И персики с веток летят, И вдруг, замечая потери, однажды встревоженный сад стучит в мои окна и двери.
* * *
Нет худа без добра. И сон бывает «в руку». Вчера ушла жара. И дождь навеял скуку. Идет он до сих пор и пузырится в луже. И жизнь, как коридор, а коридор все уже.
* * *
Вот так опустись до земли, щекою прижмись к ней… Травинки – деревья, медведи – шмели, паук в золотистой корзинке в густые свои кружева поймал непутевую муху, а та ни жива, ни мертва, гудит и надсадно, и глухо. Седой одуванчик в усы душистой клубники запутан, прикрытый от капли росы лиловым вьюнком-парашютом. Витает над травами пух неясно какого растенья, и всюду малиновый дух, и время плодов и цветенья. И жилок тончайшая сеть на листьях, просвеченных тонко... Вот так бы смотреть и смотреть большими глазами ребенка.
Очень точно сказано об этих стихах: «…когда прикасается чутким, целомудренным словом к обыденным, повседневным таинствам».
Много замечательного:
«И взгляд скользит мой за прохожим,
Так в чем-то на тебя похожим,
И мелкий снег лицо сечет».
Действительно, очень чуткие стихи. Помню, моя бабушка читала мне, маленькой, Есенина, — эти стихи она бы тоже почитала мне… Картины чарующие и загадочные, с печалью, которая только со временем обретает явь, причины, неизбежность…
Larisa[Цитировать]