Прогулки по старому Ташкенту. Часть 1 История
Молодое поколение, глядя на современный город с его высотными зданиями в затемненных окнах, широкими улицами и проспектами, гигантскими мостами, чаще всего даже и не предполагает, как же все выглядело всего каких-нибудь тридцать-пятьдесят, а тем более, сто лет назад. Между тем, старый Ташкент — это наша удивительная и незабываемая история, часть которой сохранилась почти в первозданном виде и до сих пор. Пройдемся немного по городу прошлых десятилетий.
СТАРОГОРОДСКАЯ ЧАСТЬ ТАШКЕНТА
До включения Ташкента в состав Российской империи в 1865 году город представлял собой типичный крупный торговый центр Туркестана, застроенный в основном одно- и двухэтажными глинобитными домами, с запутанной сетью улиц и уличной ирригационной сетью, образованной небольшими каналами — арыками, воду которых местное население использовало для бытовых нужд, в том числе и для питья.
Город делился на четыре района — даха, у каждого из которых был свой глава — хаким. Историческим и архитектурно-планировочным центром старого города являлось городское ядро, группировавшееся вокруг центрального базара и располагавшееся в треугольнике, образованном старинными городскими площадями: Хадра, Эски-жува и Чорсу.
Высоких зданий, интересных в архитектурном смысле, было мало, так как Ташкент в отличие от, например, Самарканда, Бухары и некоторых других городов Центральной Азии не являлся столицей крупных государственных образований.
Один из важнейших архитектурных памятников старогородской части Ташкента — здание из состава архитектурно-исторического комплекса Шейхантаур. Шейхантаур — архитектурно-исторический комплекс, находящийся на улице Навои (до революции — улица Шейхантаурская).
НОВОГОРОДСКАЯ ЧАСТЬ ТАШКЕНТА
После 1865 года русской администрацией города было начато строительство нового европейского города по другую сторону канала Анхор от старого, существовавшего прежде.
Строительство нового города осуществлялось по общему генеральному плану, в котором предусматривалась центрально-радиальная планировка. Дома строились в основном одно- или реже двухэтажными из сырцового кирпича (реже из обожженного кирпича местного производства) с высокими потолками (до 3,5 м) и толстыми (до полутора метров толщиной) стенами, что обеспечивало комфортные условия проживания даже днем в жаркое время года. Около каждого дома предусматривалось наличие достаточно обширного двора для хозяйственных нужд и разного рода посадок. В городе имелись водопроводная (с 1874 года) и канализационная сети.
Центральный Сквер. Ташкентские куранты на протяжении многих десятилетий являлись символом города. Построены в 1947 году и заработали 30 апреля того же года. Архитектор А.А. Мухамедшин, главный инженер — В.Левченко. Строительство было начато по инициативе И.А. Айзенштейна — жителя города Ташкента, работавшего в мирное время часовщиком, который привез в качестве трофея из Германии после войны часовой механизм башенных часов и подарил часы своему родному городу от имени полка, в котором он служил. Прежде часы располагались в здании городской ратуши городка Алленштайн в Восточной Пруссии, разрушенной во время боевых действий. На проект здания для часов архитектурным управлением города проводился конкурс, и был выбран лучший проект, а само строительство 30-метровой башни на тот момент считалось уникальным. Отделка здания курантов выполнялась при активном участии знаменитого резчика по ганчу, прославленного художника-орнаменталиста, почетного члена Академии наук Узбекистана усто Ширина Мурадова.
Ташкентский юридический институт. Изначально — здания мужской и женской гимназий. Корпуса гимназий были построены в 1888 году по проекту архитектора Янчевского. С начала 20-х годов прошлого века в этих корпусах располагался Первый в Центральной Азии университет. Позднее в здании женской гимназии располагался факультет ташкентского автодорожного института. В тридцатых годах XX века оба здания гимназий были надстроены и стали трехэтажными.
Дворец Великого князя Николая Константиновича Романова. Современный вид. Здание бывшего дворца Великого князя, построенное (1889-1891) по проекту архитекторов В.С. Гейнцельмана и А.Л.Бенуа. После 1917 года в здании располагался Музей искусств Узбекистана, Республиканский дворец пионеров (40-70-е годы прошлого века), музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана (до начала 90-х годов прошлого века), в настоящее время это Дом приемов МИДа Узбекистана.
Ташкентский Свято-Успенский кафедральный собор — расположен на улице Госпитальной рядом со старой территорией Военного госпиталя, недалеко от центрального железнодорожного вокзала. В настоящее время собор является кафедральным собором Ташкентской епархии, то есть главным храмом Ташкентской епархии.
Евангелистско-лютеранская церковь (кирха), расположенная на улице Садыка Азимова (старое название — улица Жуковского). Служба в этом соборе началась 3 октября 1899 г. Здание кирхи построено по проекту А.Л. Бенуа. Раньше здание использовалось под склад, в конце 70-х годов XX века оно было передано ташкентской консерватории и после проведенной реставрации стало использоваться как помещение для оперной студии. В это же время в здании был установлен орган и в нем стали регулярно проводиться концерты органной музыки. В 90-е годы XX века здание было передано вновь созданной лютеранской общине города, хотя реальное число лютеран в Ташкенте на тот момент было весьма малочисленным.
Здание Государственного Академического Большого театра им. Алишера Навои, а когда-то — Республиканского театра оперы и балета им. Алишера Навои. Было построено в 1940-1947 годах по проекту архитектора А.В.Щусева. Строительство здания театра было начато на площади, где в течение долгого времени в Ташкенте располагался Воскресенский базар. Торжественное открытие театра состоялось в ноябрьские дни 1947 года, во время празднования 500-летия со дня рождения Навои, в честь которого и было присвоено имя новому театру. Зрительный зал вмещает 1400 человек. Шесть залов фойе, расположенных на трех этажах по сторонам от зрительного, посвящены шести имевшимся в составе республики в 1947 году областям: Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Термезской, Хивинской и Ферганской. Для оформления помещений здания театра архитектором были приглашены мастера из каждой области. За создание театра А.В.Щусеву была присуждена Государственная премия 1948 года. В начале войны строительство было заморожено и вновь возобновилось в 1943 году. Интересно, что в послевоенные годы строительство здания театра осуществлялось в основном силами японских военнопленных, находившихся в то время в Ташкенте.
УТЕРЯННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Здание Учительской семинарии — в настоящее время сохранилось только частично. Здание Универмага «Детский мир» на улице Сайилгох. После Ташкентского землетрясения 1966 года здание не было сильно разрушено, однако, было признано нецелесообразным его восстанавливать, так как оно не вписывалось в разработанную новую градостроительную концепцию центра города, поэтому оно было снесено.
Здание общественного собрания — было построено в 1909 году по проекту архитектора Маркевича. Первоначально это был дом хлопкозаводчика Вадьяева, а с 1910 года Общественное собрание, с 1917 года — это Дом свободы — в нем проходят многочисленные собрания и митинги политических партий и революционной общественности города. С 1930-х прошлого века это был кинотеатр. В конце ушедшего века была предпринята попытка реконструкции и реставрации здания, но в конце концов здание было снесено.
Железнодорожный вокзал. Старое здание ташкентского железнодорожного вокзала, построено по проекту архитектора Г.М. Сваричевского. В начале 60-х годов XX века это здание было снесено, и на его месте было возведено новое современное здание железнодорожного вокзала.
Ташкент — город детства. Фотографический снимок или картинка, написанная фантазиями памяти? Никто не может знать наверняка. Но сколько в этом любви к жизни! Любви, благодаря которой люди, события — важные и не очень, даже самые мелкие, но пленительные мелочи и вырастают в свою полную меру.
Подготовила Юлдуз МУХТАРОВА.
Источник — Независимая газета № 38 от 19 сентября 2008 года.
Спасибо за ссылку Собиру Тешабаеву.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.