Ройзман Зиновий Александрович Искусство Ташкентцы
Автор Элеонора Шафранская.
Удивителен «узор» культурной истории Ташкента ХХ века! Скольких замечательных людей собрал город! Напитал своим теплом, сочными плодами…
Вероятно, по умом непостижимым законам, по какой-то особой, непонятной нашему человеческому разуму «физике» и «химии» мироустройства, космогония Ташкента в середине ХХ века должна была накопить в своем пространстве множество даровитых, щедрых талантов. Чтобы после, на исходе века, отпустить их, не сумев удержать на своей земле, не сумев приласкать-приголубить… Возможно, исследователи других эпох смогут дать этому противоречивому, нелогичному явлению научное обоснование. Но, так или иначе, потомки скажут, что Ташкент «на одном из этапов своего существования» был необычайно богат на МАСТЕРОВ – в разных областях человеческой деятельности. Среди таковых – личность Зиновия Александровича Ройзмана.
Всех нас, современников, можно без исключения причислить к одной из социокультурных подгрупп – все мы кино- и телезрители. И большинство зрительской аудитории сегодня желает видеть «экшен», получать от просмотра «драйв», заряжаться острыми ощущениями. Зиновий Александрович – именно такой режиссер: остросюжетные картины, детективные сюжеты; он любит работать с каскадерами: погоня, стрельба – отличительные приемы его киноискусства, которые так притягивает кино- и телеаудиторию к экранам. З.А. Ройзман очень требователен к себе и ко всей съемочной группе. Любит работать с артистами, получает от этого удовольствие. Вряд ли найдется среди нас, зрителей, человек, слуху которого не были бы знакомы такие названия фильмов, как «Пароль “Отель Регина”» (1983), «Обратная сторона луны» (1990–1992), «Охота на асфальте» (2004–2005), «Близнецы» (2004). Режиссер этих кинолент, а также других: «Уполномочен революцией» (1987), «След черной рыбы» (1994), «Чехов и Ко» (1998), «Дронго» (2002), «Последний бронепоезд» (2006), «Смерш» (2007), «Шпана замоскворецкая» (2007), «Золотой ключик» (2008) – Ройзман Зиновий Александрович.
Родился З.А. Ройзман в 1941 г. в Одессе. Его отец был призван на фронт, а он с матерью эвакуировался в Среднюю Азию. После ряда перипетий, включая разъезды по стране, семья Ройзманов оказалась в Ташкенте. Юноша Зиновий Ройзман стал студентом режиссерского факультета Ташкентского театрально-художественного института, по окончании (1964) работал на киностудии «Узбекфильм» – сначала в мультипликационном (фильмы «Верные друзья», «Заколдованный корабль», «Зимняя сказка», «Маленький обманщик», «Про Мишку, которого не ждали», «Рубаи старого сказочника» и др.), потом в художественном кино. Сняв картину «Обратная сторона луны» – о коррупции в правоохранительных органах, З.А. Ройзман стал неугоден узбекским властям и в 1992 г. был вынужден покинуть Ташкент. Похожая судьба в родных Пенатах постигла и картину «Близнецы», но Ройзман уже жил и работал в Москве.
Оказавшись в белокаменной в начале 90-х, Зиновий Александрович, уже именитый к тому времени режиссер, решил, что о киношной карьере пора забыть – все в прошлом, и проработал два года грузчиком на одном из рынков столицы. Но судьбе не было угодно оставлять за бортом талантливого режиссера, и она «забрасывает» Ройзмана на телевидение. На НТВ З.А. Ройзман не один год работал режиссером дубляжа: почти всю мировую классику кинематографа он пропустил через себя – это был большой и нелегкий этап его творческой деятельности. Далее – приглашение на Первый канал, где в конце 90-х гг. Ройзман реализует проект к 100-летию МХАТ «Чехов и Ко», в тридцати короткометражных фильмах которого участвовали все звезды театра.
Помимо режиссуры, Зиновию Александровичу подвластно и сценарное искусство – вот его сценарные работы: «Уполномочен революцией» (1987), «Кодекс молчания» (1990–1992), «Близнецы» (2004), «Последний бронепоезд» (2006), «Смерш» (2007) и др.
Все звезды недавнего прошлого (среди них Олег Ефремов, Елена Майорова) и настоящего (Александр Баширов, Марина Александрова, Алексей Панин, Андрей Соколов, Олеся Судзиловская, Екатерина Редникова, Сергей Газаров, Дмитрий Певцов, Юлия Рутберг, Евгения Крюкова и еще много других) с удовольствием и благодарностью играли и играют под руководством З.А. Ройзмана.
Вот таких людей поставляет российской столице Ташкент. Что имеем – не храним, потерявши… Плачет ли Ташкент? Об этом скажет история в нескором будущем. А пока пусть читатели «Писем о Ташкенте» гордятся своими земляками – достойными МАСТЕРАМИ и ХУДОЖНИКАМИ.
5
Leonid[Цитировать]