Геометрия красоты Искусство Ташкентцы
Улугбек Холмурадов – дизайнер ювелирных украшений и интерьеров с десятилетним стажем. Мастер, мыслящий концептуально и философски – так о нем отзывается пресса. На самом деле, философия крайне проста: ничего лишнего.
– В каком стиле Вы работаете? По нашим наблюдениям – в стиле модерн и архаико-историческим, назовем его так. Может, мы чего-то недоглядели?
– Да, первое направление – восточное, с очень сильными примесями современного дизайна. Я не иду путем слепого копирования традиционных узбекских форм, потому что это, я считаю, приведет к загниванию культурных традиций. Второе направление мне еще ближе – это жесткий современный дизайн некоммерческой направленности, и серьезный, и смешной одновременно. Не для масс, не для зрителя, а для того чтобы реализовать свои творческие идеи. Я бы выделил также третий вид: коммерческий. Раньше я старался работать по принципу «один человек – одно изделие», но это очень трудно.
– Можно ли сочетать архаику и современность и что для Вас главное в дизайне интерьеров?
– Сочетать можно все, эклектика вообще очень интересна. Комбинировать архаику и современность можно и даже нужно, причем на уровне контрастов: разные фактуры, материалы. Я так и называю это «политика грубых контрастов»: бетон и дерево, холодные и теплые цвета и так далее..
– Ваши любимые материалы и цвета в дизайне интерьеров? Есть в этом какая-то философия?
– Я часто использую дерево, кирпич и вообще очень люблю натуральные материалы. Цвета мне нравятся темные – от бурого до черного, но при этом, на мой взгляд, всегда должна присутствовать пара ярких контрастных цветов. У каждого свое восприятие цвета – это вещь сугубо индивидуальная. Есть определенные цвета, которые мне нравятся в одежде, но не нравятся в автомобилях и наоборот.
Философия? Я специально стараюсь не читать никаких трудов и трактатов, чтобы не думать потом чужой головой.
Улугбек показывает мне рисунок, смело раскрашенный цветными карандашами и комментирует:
Это набросок для интерьера, моя дочь его раскрасила. Причем цвета она применила просто идеально: непоследовательно, смело. Дети не испорчены стереотипами и комплексами, поэтому никогда не ошибаются.
– Кого Вы слушаете: заказчика или голос художника в себе? Бывают ли конфликты?
– Это нормальный процесс для художника – я слушаю себя. Если мы с заказчиком не сходимся в точках зрения, то не сходимся с самого начала – на уровне обсуждения эскизов. И тогда мы просто расстаемся. У нас, к сожалению, выбирают дизайнера просто потому, что он дизайнер, при этом часто не учитывается его авторский стиль работы.
– В Вашей коллекции ювелирных украшений много простых форм и интересных решений. Удивительное рядом, да? Сочетание прямых и волнистых линий, к примеру, порой может складываться в самые неожиданные картины… Сказывается наличие архитектурного образования?
– Да, дизайн должен быть простым, во всяком случае, свои вещи я вижу именно такими. Обилие геометрических форм – это следствие того, что я воспитан в архитектурной школе композиции, не художественной. У художников не часто найдешь геометрию – их учат по-другому. Тем более странно и интересно, когда кто-то, кто воспитан в художественной школе композиции, меняет свой стиль и уходит в геометрию.
– У меня к Вам банальный вопрос: в чем Вы черпаете вдохновение?
– Я не черпаю вдохновение, я вообще ничего с ним не делаю. Я просто сажусь и работаю, и во вдохновение не верю. Есть настроение, создать его можно по-разному – общением с интересными людьми, посещением художественной выставки, кто-то, возможно, предпочтет вождение автомобиля, алкоголь, наконец.
– На что лучше потратить деньги – на золото или серебро, и чему Вы сами отдаете предпочтение?
– Я предпочитаю золото, но деньги лучше потратить на то, на что их хочется потратить. Надо знать, когда носить золото и серебро. Золото – это вариант для выхода в свет, для будней подойдет скорее серебро. Сочетание этих металлов мне также очень нравится и часто встречается в моей коллекции.
– Сколько стоят Ваши изделия?
– Я не зашибаю огромные деньги за свои изделия, потому что считаю, что человек должен носить дизайнерскую вещь не потому, что она дорого стоит, а потому что у него есть вкус. В середине 90-х, когда я начал работать, мне говорили: «Это что, так модно сейчас? Что ты сделал?» Со временем народ стал более продвинутым и теперь, даже если люди чего-то не понимают, они молчат, делают серьезное лицо и сдержанно хвалят. Раньше говорили: «Да это же никто не купит!», но меня это радовало – это значит, я попал в точку. Я сделал то, что хотел. Одна из моих любимых работ – кольцо с прямоугольником. Я сделал его еще в девяностые, но покупатель не понял. Сейчас я бы назначил за него цену, скажем, в тысячу долларов в надежде, что никто не купит. Не вижу смысла расставаться с любимой вещью. Зачем? Чтобы заработать лишний миллион?..
– В чем секрет создания красивых вещей?
– В ювелирном искусстве, как и в архитектуре, бывают вещи композиционно и технически правильные, но совершенно не красивые и не творческие. У меня есть опыт работы на ювелирной фабрике. Творчеством там заниматься было крайне сложно, норма – 3 грамма золота и один камень. От этого и надо было плясать и «творить». Работать, будучи загнанным в такие рамки – занятие не самое приятное.
Диана Кафар
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.