Интервью с краеведом Борисом Анатольевичем Голендером Tашкентцы

Интерес к истории родного края — вещь естественная. Но особенно оправдан этот интерес, когда речь идет о таких культурных центрах, как старый Ташкент — воистину горнило, в котором переплавлялись культуры, веяния, нации и народности. Борис Голендер — один из тех исследователей, кто практически всю жизнь посвятил изучению увлекательнейшей истории родного края. Предлагая сегодня вашему вниманию интервью с ним, мы надеемся, что оно вызовет заслуженный интерес наших читателей…

-Борис Анатольевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

-Родился в Ташкенте в 1947 году. Закончил Ташкентский государственный университет по специальности химия, кандидат химических наук. Много лет работал руководителем научно-исследовательской лаборатории. Помимо этого, всегда занимался журналистикой и много писал, имею более 100 публикаций в разных странах мира, большинство которых касается истории и культуры Узбекистана.

-Как получилось, что Вы заинтересовались историей нашего края? Чем привлекла Вас эта наука?

-То, что я заинтересовался прошлым нашего края, было вызвано, может быть тем, что я здесь родился, — ведь каждый хочет знать об истории Родины. Это во-первых. А во-вторых, я представляю уже четвертое поколение семьи, которое живет в Туркестане. Мой дед родился здесь еще в XIX веке, а мои дети — уже пятое поколение. И чем больше я углублялся в размышления о прошлом нашего края, тем больше понимал, что оно чрезвычайно поучительно, но плохо отражено в имеющейся литературе. Это показалось мне удивительным. К тому же я обнаружил что все, что писалось в советское время о Туркестане, в том числе и об экономике, не соответствовало действительности. А ведь фундамент того, что мы сейчас имеем, зарождался тогда. Не забывайте, что Туркестан за очень короткий исторический срок, с середины ХIХ века, когда произошло его завоевание, буквально из средневековой древности прошел большой и нелегкий путь в сегодняшний день, в принципе к капиталистическому устройству общества. Зачатки этого общества зародились еще в то время. И разве не интересно, как это происходило? Где корни нашего современного государства, которое уважают в мире?


(Б. А. Голендер проводит экскурсию, август 2007)

Многие вопросы, связанные с этим, совсем не отражены в печати. В частности, банковская система, система коммуникаций, транспорта, денежного обращения, кредитования создавались в то время с нуля. Но людям и тогда надо было каким-нибудь образом перевести деньги, скажем, из России в Ташкент. Как это можно было сделать? Через наиболее уважаемые фирмы, которые уже работали в крае, например фирму «И.А.Первушин и сыновья» (до сих пор место, где находился их завод, называется «Первушкой») или Н.И.Иванова. Это были русские купцы, делавшие здесь свои капиталы и только потом получали прибыль. Так вот, местное население настолько доверяло им, что они выполняли роль ростовщиков, учитывая векселя. А денег не перевозили.

И вот когда я стал заниматься этими вопросами, мне все интереснее становилось изменение облика Ташкента, его история. Я пытался находить какие-то сведения. Оказалось, существует немало старой литературы на эту тему, опубликованной в том числе в 1870-1890 годах, но она малотиражная, редкая, и до наших дней просто не дошла. А ведь люди писали со знанием дела об экономике, политике, культуре. Был, например, такой замечательный ташкентец Алексей Иванович Добросмыслов, врач. Уйдя на покой, он жил в Ташкенте. Занимался историей края и его культурой, многое знал лично- что, где, кто и т.д. В начале ХХ века он выпустил книгу, которая может служить энциклопедией Ташкента. Она очень может нам помочь, когда мы хотим что-то узнать о Ташкенте тех времен — о первом автомобиле в городе, его банках, торговле, системе орошения. Кстати, последняя действовала в городе многие столетия. Городская администрация держала в городе специальных арык-аксакалов — уважаемых людей, имевших права депутатов городской думы. Сегодня многие не понимают, почему около площади Мустакиллик стоят специальные водоподъемники — сув кутаргач. Они служили для того, чтобы брать воду из Анхора и направлять ее в сторону нового города. Эта система работала до землетрясения 1966 года, когда была нарушена. К сожалению, сейчас она не действует.

Тогда же возникла и система банков. Здание государственного банка, построенное в конце ХIХ века, стоит и сейчас около сквера Амира Темура. Ташкентцы очень уважали этот банк и все средства Туркестана хранились в нем. В Ташкенте в те годы было 5 банков, а в Коканде, тогдашнем хлопковом центре, — даже больше. Здания банков были, а сохранившиеся из них остаются и до сих пор самыми красивыми зданиями в городе. Например, здание Русско- Азиатского банка в Коканде.

-Есть ли в нашей истории какие-то события или личности, о которых нам, в силу тех или иных причин, мало что известно, но которые достойны упоминания?

-Конечно, есть. Я могу назвать немало людей, о которых в прошлые времена мы не могли говорить открыто. Например, первый в истории Узбекистана генерал Джурабек. Удивительная личность, потомок Темура, бек Китаба из рода кенегес, который фактически был выдан русским властям кокандским ханом Худояром. Проживая в дальнейшем в Ташкенте, Джурабек поступил в русскую армию, участвовал в битве при Махраме. По личному указанию российского императора ему было присвоено сначала звание подполковника, а потом- генерала. В начале ХХ века его убили в Ташкенте при загадочных обстоятельствах. О нем сохранились удивительные истории. Так, известно, что он собирал древние рукописи, но при первом завоевании Китаба эту коллекцию конфисковали, и она до сих пор хранится в Санкт-Петербургской публичной библиотеке. Когда он поехал на съезд востоковедов в качестве делегата от Туркестана, ему показали эти рукописи как большие редкости. Потом он собрал вторую коллекцию, куда вошли знаменитая рукопись Ибн Вали в единственном экземпляре, история Рашид ад-Дина с еще уйгурскими обозначениями монгольских имен.

Или Бобобек, его старший соратник, бек Шахрисабза. Или Фируз (Сеид Мухаммад Рахим II ), который долго правил Хивинским ханством. Он был хорошим поэтом, и мне очень нравится, как он себя называл: «Хан для народа, но раб любви». Тоже удивительный человек. А его сын Сеид Абдулла — последний хивинский хан — прожил большую часть жизни в заключении в Екатеринбурге. Его не пускали на Родину, хотя он признал советскую власть. Еще одна личность — великий князь Николай Константинович, который находился в Туркестане в ссылке и похоронен здесь. Он собрал блестящую коллекцию предметов искусства и подарил ее Ташкенту. И сейчас она составляет гордость наших музеев. Он же учредил 10 стипендий для выходцев из Туркестана, которые не имели возможности оплатить учебу в главных учебных заведениях России.

А первый демократический президент России Александр Федорович Керенский? Многие ли знают, что он- выходец из Ташкента? Он в своих мемуарах написал, что Ташкент дал ему все, что край имел свой особенный дух, благодаря которому он стал тем, кем стал впоследствии.

-Не секрет, что во всем мире на истории зарабатывают приличные деньги. Я имею в виду издание книг, журналов, альбомов, фильмов и т.п. для туристов и не только. Как обстоят дела с этим у нас?

-У нас тоже кое-что делается, но мы еще в начале этого пути. Ведь мы начали изучать истинную историю края только после 1990-х годов. А о том, что история наша богата, известно во всем мире. Недаром люди приезжают сюда издалека, чтобы изучать ее. Например, японцы уже долгое время работают здесь. Ведь связь между Западом и Востоком веками осуществлялась через наш край по Великому шелковому пути.

-Говорят, что история — это великий учитель. Так чему она нас учит?

-Очень трудный, спорный вопрос. История вообще-то беспристрастна. А что получить от нее — зависит от самого человека. На примере одного и того же исторического факта можно получить разные уроки. В каждый определенный момент развития общества мы берем из истории то, что хотим взять. Поэтому информация должна быть очень широкой и достоверной во всех отношениях. Положительная или отрицательная, но история должна сохраняться. Глупо уничтожать рукописи, которые, как говорится, все равно не горят.

-Как Вы думаете, почему великие завоеватели мира, включая Александра Македонского и Чингизхана, стремились завладеть нашим краем?

-Это обусловлено его географическим положением. Если мы двигаемся по какой-то поверхности, то рано или поздно пересечем середину, центр. Это ключевое место. Поэтому и город наш живуч. Сколько раз его разрушали, но он опять восстанавливался. Потому что он нужен был всем. И друзьям, и врагам. Ведь люди воюют некоторое время, а торгуют всегда. А Ташкент- это город, в котором люди встречаются, сотрудничают и становятся друзьями.

-Над чем Вы сейчас работаете?

-Сейчас я заканчиваю работу над книгой об истории Ташкента, которая называется «Мои господа ташкентцы». Это история города в биографии его граждан. Причем выбор очень широкий и очень произвольный — там и шейхи, и генералы, и архитекторы, разведчики, торговцы, актеры и многие другие. Мне кажется, что из этой мозаики и складывается картина жизни Ташкента, особенного города, который осуществляет связь между Западом и Востоком. А в наше время это главное. Все люди в мире должны найти общий язык. Иначе человечество погибнет. У нас есть положительный опыт именно в этом направлении. Может быть, в этом и состоит уникальность Ташкента. Не случайно он самый большой город в Центральной Азии. Мегаполис истории, политики и культуры. И за это мы все его любим.

Источник «Новости Узбекистана» от 17 июня 2005 года.

8 комментариев

  • MK:

    Дорогой Евгений!
    Это интервью 3-хлетней давности может быть принято только в качестве разминки к новому, нынешнему.Почему бы Вам не сделать беседу с Б.А. после выхода книжки, о новых находках и сегодняшнем взгляде на прошлое Ташкента. Вот тогда этот старый материал заиграет, даст стерео-эффект.
    С уважением МК

      [Цитировать]

  • Справедливое замечание… но я не настолько близко знаком с Борисом Анатольевичем, чтобы просить об интервью, как-то неудобно… хотя спросить, конечно же, есть о чем.

      [Цитировать]

  • Ташкентец:

    Интересно. На следующей неделе я как раз беру итервью у Б.А. Голендера. Если хотите, могу задать вопросы от Вас, Евгений Семенович.

      [Цитировать]

  • Iosif babayev:

    Уважаемый Борис!
    Я старше вас на 9 лет, коренной ташкентец, к.э.н. 35 лет работал в ТашПИ. С 1993г. живу с семьей в Сан Диего, в Калифорнии. Примерно с начала 2000-х годов увлекс изучением истории бухарских евреев и так же, как и вы «переквалифицировался» в историка. Результатом стала книга «Купцы Бухары», имеется в Навойиской библиотеке. Продолжаю работать над второй книгой, охватывающий период с 1860- 1910 годы. Но это описание не «чисто» бух.евр. истории, а фактически исследование исторического отрезка на территории Ср.Аз. Получается, что я вынужден останавливаться на самых важных событиях и городах Ср.Аз., где компактно они проживали. При этом, конечно речь идет такжео лкрупных личностях того времени, напр. генералы Черняев и Романовский, губернатор Кауфман,Музаффар-хан, Худояр-хан и др. ишу в форме романа.
    Могу ли я просить вашей помощи в уточнении некоторых имен, событий и дат?
    Буду признателен — Бабаев Иосиф Романович. 09.09.09.

      [Цитировать]

  • Уважаемый Иосиф Романович!

    К сожалению, Борис Анатольевич Голендер не выходит в Интернет, Музей Есенина, в котором он работает, не подключен к Сети. Был сайт Голендера со старыми открытками Ташкента, но сейчас закрыт.

    Так что нужно искать его неинтернетовские контакты.

      [Цитировать]

  • Арслан:

    Иосифу Бабаеву. Срадостью мог бы помочь Вам и чем могу помогу, но лучше Вам связаться с профессором Пинхасом Ниязовым в Израиле,который раньше работал в Театр.-Худ.институте в Ташкенте и который уже написал книгу » Народ и время» по интересующей Вас тематике. Его телефон в Раммале -089213478. Книгу можно купить и в России и в Израиле ,она стоит 600 российских рублей. Помогу связаться с еврейским культурным центром, который много делает , чтобы память о делах бухарских евреев не забывалась.
    Арслан Джаббаров.

      [Цитировать]

  • олег:

    Здравствуйте, уважаемый Евгений. Поздравляю Вас с наступившими и еще наступающими праздниками. Я, Олег Попов — артист С-Петербургского ТЮЗа им А.А. Брянцева. Вот уже 3-й год играю на площадках города и фестивалей моноспектакль «Мой путь. Сергей Есенин». Помогите, пож-та, связаться с вашим музеем Есенина. М.б., их заинтересует дальнейшее совместное сотрудничество? Надеюсь на ответ и последующее общение. Анонс спектакля высылаю.

    Мой путь. Сергей Есенин.
    Спектакль в 2-х актах по 50 мин. Или один акт продолжительностью 1ч.40 мин.
    Исполнитель: лауреат Всероссийского конкурса чтецов произведений С.Есенина,
    Актер Театра Юных Зрителей им. Брянцева – Олег Попов.
    Спектакль рассчитан на аудиторию зрителей от школьников до пенсионеров.
    Правдивая история о жизни и смерти поэта, рассказанная им самим. Моноспектакль, в основу которого положены стихи Есенина, воспоминания о нем и автобиографические заметки самого поэта.
    Практически все стихи С.А. писал от первого лица, поэтому узнать его жизнь можно из его творчества. Надо только внимательно и с любовью прочесть написанное им. Вместе с исполнителем, а значит и поэтом, зритель проходит весь Есенинский жизненный путь от дня рождения до 27-го декабря 25-го года в «Англетере» и далее до наших дней. Вместе с поэтом зритель попробует разобраться в сложной истории нашей страны начала 20-го века; месте художника, гения в этой истории и месте самой России в мире и душе поэта, гражданина. Вместе с актером зритель попробует определить, какое место в жизни и судьбе Есенина занимали любовь, семья, Родина, революция, творчество. Вместе с авторами зритель попытается разрешить тайну гибели поэта и узнает одну из версий произошедшего в ночь на 28-е декабря 1925-го года.
    Если человек хотя бы раз в жизни задумывался над понятиями: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, Родина и эмиграция, прощение и месть – значит этот спектакль и творчество Есенина не оставит его равнодушным.
    Атмосферу откровенной доверительности того, что происходит на сцене, отлично дополняет музыка Алексея Голубева. В ней можно уловить и знакомые нотки, и авторские варианты иллюстрации одной из сложнейших эпох нашей страны.
    Полтора часа сценического действия в реальном времени наших дней, как вспышка «сверхновой» по имени Есенин в вечном вопросе нашего мироздания – зачем ты на этой Земле, Человек?

    Спасибо. С надеждой, Я.

      [Цитировать]

  • Олег, срочно не обещаю, но при случае сообщу администрации музея.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.