История о щусевском творении История Старые фото

А. Тюриков. Истории о Ташкенте. – Т.: Ёш гвардия, 1983 (приводится в сокращении)

…Молоденькая девушка-гид бойко тараторит на французском, и я, не понимая ни слова, прекрасно знаю, что она говорит гостям о величественном театре-дворце. Она показывает на стрельчатые арки, напоминающие своими линиями памятники древнего зодчества, обращает внимание туристов на четыре башенки-минарета на входом, которые светятся вечерами фиолетовыми огнями… А потом, продолжая свой рассказ, называет имя…
Имя этого великого зодчего хорошо известно не только нам с вами. Наслышаны о нем и наши французские гости, внимательно слушающие своего гида. Франция, давшая миру талантливого архитектора Корбюзье, помнит молодого студента Парижской Академии Алексея Щусева, который учился здесь в 1897 году мастерству художника. Тысячам гостей из многих стран мира хорошо знакомы простые, строгие формы мавзолея Ления в Москве, нарядные терема Казанского вокзала, простор огромного свода станции метро «Комсомольская-кольцевая» и экзотический ансамбль театра имени Навои в Ташкенте. Все это – творения великого зодчего.

…Лавки теснились здесь одна к другой – низкие, ветхие. Сырой осенью сотни горожан, толпящихся вокруг них, разводили такую непролазную грязь, что иначе как в сапогах по Воскресенскому базару пройти было невозможно. По средам и субботам сюда, на бывшую окраину города, ставшую после образования базара центром Ташкента, спешили тысячи горожан. Товаров было много – от «почти французских» духов «Сад королевы», которыми торговало «товарищество высшей парфюмерии А’Ралле и Ко», до старого хлама, продававшегося по соседству здешними бродягами. Над навесами, лавчонкаи и людским гомоном стоял терпкий запах вина. «Воскресенку» недаром еще называли и «Пьян-базаром» — из 44 кабаков новогородской части прежнего Ташкента 14 ютились здесь. «Словом, на Воскресенском базаре есть все, но больше всего грязи в зимнее время и пыли в летнее», — констатировал современник в 1910 году.
Решение было необычно смелым, как дерзкий вызов прошлому, — построить здесь, на этом самом месте, театр…
В 1933 году был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект оперного театр в Ташкенте. Самой удачной была признана работа выдающегося советского зодчего Алексея Викторовича Щусева, воплотившего в ней свои идеи.
Его сооружение началось в 1940 году. На протяжении семи лет Щусев непосредственно руководил строительством, не переставая совершенствовать свой проект, неустанно искал способы более яркого выражения национальных особенностей здания. С архитектурой древнего Востока он был знаком хорошо. Еще в 1894 году участвовал в археологической экспедиции по Средней Азии, где изучал памятники эпохи Тимура в Самарканде… Перед завершением строительства он писал: «В основу композиции здания положены принципы классической архитектуры с учетом климатических и национальных особенностей края». [Строительство было временно прекращено во время ВОВ, возобновлено в 1945году и завершено в 1947 году. На стройплощадке использовался труд японских военнопленных. – примеч. М. Сиверского]
Щусев следовал в своем проекте тем самым народным традициям, которые создали тип дома, обладающего айванами и внутренним двориком, и в то же время защищенного от прямых солнечных лучей.

Через три главные двери мы попадаем в просторный прохладный вестибюль, где пол выложен темным газганским мрамором. Дальше – парадный зал с двумя широкими мраморными лестницами, а далее – просторные кулуары, прилегающими по трем сторонам к партеру.

…Особенно эффективен момент, когда закрывается бархатный занавес и зажигается главная люстра. Сама по себе она – архитектурное произведение, напоминает гигантскую тюбетейку, украшенную драгоценными камнями. Другой особенностью интерьера театра является убранство шести фойе, расположенных в трех этажах по сторонам зрительного зала. Эти залы посвящены шести областям, составлявшим в то время Узбекскую ССР… Для оформления залов Щусевым были приглашены прославленные народные зодчие-усто из каждой области… Народные мастера проявили здесь веками оттачиваемое искусство в сказочном богатстве декоративных композиций, в изумительном мастерстве резьбы по ганчу, из которого выполнены кружевные узоры панно, сложные сталактитовые карнизы плафонов, ажурные люстры…

Источник — сообщество в Моем мире, опубликовал Михаил Сиверский, фото с Фромуза.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.