Фатхулин Дильшат Зиннатович Искусство Ташкентцы
Автор Элеонора Шафранская.
Дорогие читатели и почитатели сайта «Письма о Ташкенте»!
Все Вы «родом» из Ташкента: или родились здесь, или жили, или побывали раз – а теперь не можете забыть этот город. Когда-нибудь напишется книга (думаю, не одна) о роли Ташкента в русской культуре, о том узоре города с его ментальностью, куда будут вписаны многие и многие неординарные, талантливые личности, мастерство которых преумножило не только узбекское «богатство», но и пространство русской культуры ХХ в., а теперь и XXI в. В органике Ташкента есть некий «орган/механизм» (пока не названный, непонятый), то вбирающий в себя со всего мира таланты, то отпускающий их в «плаванье» по миру.
Эти строчки, безусловно, полны некоего пафоса, уступившего место сегодняшнему цинизму, а порой и равнодушию. Но о высоком иначе – другими интонациями, без пафоса – не получится. Ведь высокие темы продолжают жить в человеческих головах, волновать наши чувства. Одна из таких тем – талант и его составляющие: мастерство, дар, Мастер.
В фильме «На Верхней Масловке», снятом по повести нашей (!) землячки Дины Рубиной, как раз идет речь о таланте, о непростых судьбах талантливых людей. (Таковы судьбы киноперсонажей: старухи скульптора Анны Борисовны, Петра, ее приживала, одинокого, своей бездеятельностью «похоронившего» свой талант.) Оператор этого фильма – Дильшат Фатхулин. Если сделать беглый обзор всех текстов, и кинотекстов в том числе, где поднимается проблема таланта, то очевидно следующее: истинному художнику, Мастеру во все времена важнее всего: счастья, семьи, уюта, покоя – извечных субстанций блага – возможность отдаться своему ремеслу без остатка. А если сделать обзор (тоже беглый) фильмов – операторских работ Дильшата Фатхулина, то очевидно также: как много работает этот мастер, как ценят его коллеги, как востребован он в киномире! Всем зрителям глобального пространства русского телевидения хорошо знакомы киноленты (поначалу назову только последние): «На Верхней Масловке» (2005), «Охота на асфальте» (2005), «Ленинградец» (2006), «Мой генерал» (2007). Оператором этих фильмов является Мастер, к радости пользователей сайта «Письма о Ташкенте», наш земляк – Дильшат Фатхулин. (Ташкент, гордись, твои таланты рассеяны по миру, и помни о них, когда настанет черед «собирать камни».)
Фатхулин Дильшат Зиннатович (06.04.1940) окончил ВГИК (1963). С 1966 – оператор-постановщик киностудии «Узбекфильм», с 1974 на «Мосфильме», лауреат Государственной премии СССР за операторскую работу в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (1977). Помимо названных Д. Фатхулину принадлежит операторское творчество в создании таких картин, как «Сага о древних булгарах» (2002), «Дронго» (2002), «Послушай, Феллини!..» (1993), «Раскол» (1993), «Стрелец неприкаянный» (1993), «Бег по солнечной стороне» (1992), «Чудовище или кто-то другой» (1988), «Радости земные» (1988), «Салон красоты» (1985), «Город невест» (1985), «Прежде, чем расстаться» (1984), «Мертвые души» (1984), «Похождения графа Невзорова» (1982), «Вкус хлеба» (1979), «Долги наши» (1976), «Такие высокие горы» (1974), «Этот славный парень…» (1972), «Незабываемое» (1967), «Нежность» (1966), «Белые, белые аисты» (1966).
Наверняка, не весь список, что-то упущено. Но и этот поражает – почти все ленты знакомые, культовые, или хитовые. Это еще раз говорит о том, что Мастер предпочитает всем прочим проявлениям жизни только работу, творчество. Дильшату Фатхулину принадлежат слова: «Я отношусь к своей работе как пианист, который постоянно должен играть гаммы. Если пианист не будет играть гаммы, он не сможет играть и пьесы и большие произведения. Поэтому телевизионные картины в промежутке между большими картинами – это как гаммы. Оператор постоянно должен быть в работе…».
После гамм, как известно, идет исполнение музыкальных произведений – шедевров, составляющими которых под прицелом камеры Дильшата Фатхулина была плеяда самых ярких звезд советского и ныне российского кино: это Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Донатас Банионис, Жанна Болотова, Ангелина Степанова, Евгений Миронов – всех не перечесть, а режиссеры – мэтр мирового кинематографа Михаил Швейцер, мастера современного кино – Константин Худяков, Зиновий Ройзман. Если свита делает, как известно, короля, то такая именитая компания – знак качества работы/творчества Дильшата Фатхулина.
Фото с Одноклассников.ру
Спасибо Лилии Яковлевне Свердлиной – координатору, режиссеру, вдохновителю, реаниматору акций, направленных на «антиманкурство» в отношении к Ташкентскому пространству и его людям!
Eleonora[Цитировать]
Я родилась в Ташкенте,но жизнь заставила моих родителей переехать на север! И теперь у нас очень редко получается приезжать в Ташкент! Но в моей памяти он навсегда остался! Я никогда его незабуду……..
Мария[Цитировать]
Я родилась, училась в Ташкенте. Окончила Театрально-Художественный институт. Работала на телевидении
художником-постановщиком 5 лет. Оформила немало спектаклей.
Стала членом Союза журналистов.Живу давно в Москве.
Здесь вступила в Союз Художников, а с 2004 года член Союза Писателей России. У меня много рассказов, стихов о Ташкенте.
Хотела бы публиковать их в толстых русских журналах в Ташкенте,
но не могу найти адрес журнала Звезда Востока и других. М.б. он изменил название? У меня много рисунков о Ташкенте. Здесь был опубликован мой рассказ «Мой «Город Хлебный». Тоже не могу здесь его найти.Мой сайт: http://sun-town.narod.ru/
С уважением, Лия Махмудовна Шарифжанова (Мишкина Лия)
Мишкина Лия[Цитировать]
Здравствуйте, Лия!
Ваш рассказ расположен здесь: https://mytashkent.uz/2008/02/17/moy-gorod-hlebnyiy/
Вы пишите, что у Вас есть рисунки Ташкента.
Присылайте, я сделаю тег с Вашим именем, это будет Ваш раздел на сайте.
Скляревский Е.[Цитировать]