Александр Файнберг: “Счастья хочется, причём, для всех!” Ташкентцы
— Александр Аркадьевич, сколько Народных поэтов в Узбекистане появилось за годы независимости?
— Народный поэт – это не государственное признание, а подлинная народность его творчества. Поэтому трудно определенно сказать, сколько их было раньше и сколько появилось за последние годы.
— Звание Народный поэт дает какие-нибудь привилегии, и есть ли они сегодня в Узбекистане?
— Привилегия у Народного поэта одна – писать еще лучше. Что же касается материальных благ, то они, как таковые, сегодня отсутствуют.
— На каком уровне находится современная литература Узбекистана? Как наша литература изменилась по сравнению с советским периодом, и какие перспективы у нее есть в будущем?
— Сейчас очень много молодых писателей. Хотелось бы, чтобы они интересовались узбекской литературой прошлого — от Чулпана до Каххара и Ойбека, ведь школа всегда остается школой. Конечно же, дай им Бог, найти свой неповторимый путь, как в прозе, так и в поэзии.
К сожалению, сейчас очень трудно с изданием, что не дает возможности широко ознакомиться писателям с нашей литературной молодежью, уровень которой порой очень высок. У большинства из них нет средств, чтобы издавать самих себя, а у кого средства есть – зачастую, к настоящей литературе не имеют никакого отношения.
Как всегда, авторы различны, и радует то, что среди них есть подлинные художники слова: Хосият Рустамова, Рустам Мусурман, Сирожиддин Сайид, Виктория Осадченко. Остальным молодым писателям хочется пожелать расцвета в творчестве во имя литературы и читателей.
По сравнению с советским периодом настоящая литература не изменилась. Другое дело, что она лишилась таких качеств, как политическая конъюнктура, что само по себе уже положительно. Литература стала более искренна и независима. У нее, как и у любого вида искусства, всегда есть будущее, главное, чтобы создателям никто не мешал.
— Советский Союз, в том числе и Узбекистан, был самой читающей страной в мире. Почему, на ваш взгляд, это изменилось?
— Дело в том, что наша экономика привнесла такое отрицательное явление, как отсутствие книгообмена на просторах СНГ, расслабила книготорговлю, заполонила стандартными детективами книжные прилавки. Единственное, что пока сохранилось — это библиотеки, в которых читатели могут ознакомиться с подлинной литературой.
— Многим талантливейшим творческим людям тесно среди обычных людей, они зачастую чувствуют непонимание, одиночество…
— Знакомые чувства. Но какое я имею право осуждать людей, у которых своих забот хватает? Я не вправе таить на них обиду. Чувство одиночества — не лучшее чувство, но я сам должен с ним справляться.
— Полностью ли вы себя реализовали? Как вы считаете, ваша жизнь удалась?
— Полностью себя реализовать не удается никому, так как возможности человека безграничны. Самореализация происходит только, когда пишутся стихи. Жизнь моя, думаю, удалась, но хорошо было бы, если это кому-то помогло.
— Какие ваши мечты сбылись, а какие – нет?
— Всю жизнь мечтал получить спазм сосудов головного мозга, и получил. Это доказывает наличие мозга… А если серьезно, мечты нескончаемы… Написались стихи, и когда глаза людей, слушающих их во время выступления, светятся, чувствуешь себя счастливым. Все иное осуществили другие. Это — из того, что сбылось.
Была мечта объездить весь мир, но так и не побывал во многих странах. Часто не мог помочь хорошим людям. Мечтал стать изобретателем, придумать подводную лодку, окруженную кислородом. Это придавало бы ей огромную скорость. Сейчас такая лодка создана. Еще одна несбывшаяся мечта – я не стал артистом.
— Что может сделать Вас самым счастливым человеком на Земле, и что — самым несчастным?
— Мир на планете – счастливым, а самым несчастным — 3-я Мировая война. Если же говорить лично обо мне, первое — новые стихи, второе – молчание.
— С чем вы не можете смириться, что не можете принять в нашей жизни?
— С подлостью. Не принимаю трусости и показной смелости. Многим людям в Узбекистане живется трудно, особенно на Арале, и претендовать на собственное счастье, по меньшей мере, безнравственно. Люди борются за жизнь во имя детей.
Когда человек борется за что-либо – он живет, а когда ему все безразлично – он существует. Другими словами, счастье не зависит от жизненных условий, оно зависит от внутреннего состояния души.
Ненавижу войны, катастрофы, то есть, когда гибнут люди, или они убивают друг друга. Насилие – зло, и природа мстит за него — цунами, землетрясениями, торнадо, наводнениями. Вот месть планеты человеку за непонимание и эгоизм по отношению к природе.
— В таком случае, что бы вы изменили в вашей жизни, если бы была возможность прожить ее заново? Каких ошибок не совершили бы?
— Я бы постарался избежать того, что считаю своими грехами – иногда лгал, бывал бесчеловечен. Потом раскаивался, но было поздно. Попытался быть добрее и снисходительнее к людям. А жизнь заново невозможна…
— Поменялись ли какие-нибудь ваши жизненные установки с годами? К пониманию чего вы пришли за последнее время?
— В моей жизни имела место переоценка ценностей. Она была связана с творчеством, с переменами в жизни, с новым общением, новыми друзьями, уходом старых друзей, память о которых неизбывна. Все чаще приходят мысли, что Бог – един, и все мы под ним ходим. Но сказать, что я связан с Богом – слишком много на себя взять. С годами все меньше остается желаний, все больше тяга к звездам, к бесконечности…
— В какую бы вы хотели родиться эпоху?
— В ту, в которой живу, другими словами, «Времена не выбирают, в них живут и умирают…». В этом я целиком согласен с поэтом Александром Кушнером.
— Что управляло миром в ХХ веке, и что является движущей силой жизни сегодня?
— Сегодня миром управляет то же, что и во всем ХХ веке – борьба за превосходство людей над людьми, стран над странами, стремление к мировому господству. Но сейчас результаты могут быть куда страшнее, чем в ХХ веке. Счастья хочется, причем, для всех! Увы, так не бывает.
— Есть ли какая-нибудь предопределенность в жизни человека или все зависит от него самого?
— Предопределенность есть, но лучше об этом не знать. Мы все зависим от всех и от всего, а значит, что кто-то зависит и от нас…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.