История приезжего Tашкентцы История Разное Фото

Автор пишет под ником Тюльпан-Лола Источник Спасибо за фотографию.

Тема касется «приезжих», «областных», или как их там еще называют – в Ташкенте «харыпы», в Москве «лимита», в общем не очень приятные слуху слова…
В данный момент я тоже приезжая, более того – вообще иностранка с хорошим знанием местного языка. Родилась, выросла и прожила безвылазно в Ташкенте 40 лет, не считая несколькидневных служебных и частных поездок по областям и вынужденного нахождения на хлопковых полях в конце советской эпохи.
Мой отец – второй сын из трех в семье Кадырхана Ишана Ааляма, богатого и глубоко религиозного человека с прекрасными религиозными и светскими знаниями. В конце 19 века Ишан Аалям учился в Кордове, Испания, в единственном Исламском институте Европы той эпохи. Насколько мне известно, и в наше время он остается единственным, но не уверена. От первой жены у него было трое сыновей, но впоследствии он женился еще на трех женщинах, причем разведенных и бесплодных – не оттого, что он был падок до женщин, а оттого, что их никто не брал…

23123880_11300012_pic18.jpg

Итак, Ишан Аалям был очень уважаемым человеком, как никак он 9 раз (!) совершил хадж – представляю, каково это одолевать такую длинную дорогу на верблюдах, 3 месяца только в один конец…


Он был богатым землевладельцем, но никогда не назначал цену на аренду земли. Если бедняк, который сажал что-то на его земле, приносил дары от этой земли, то Ишан Аалям с удовольствием принимал их, но сам же никогда не напоминал о долгах и как правило, прощал их. У него было много мюридов, которые почитали его, и в данное время дети их детей, проживающие в Шахрисябзе и его окрестностях, относятся к нам – к внукам Ишана Ааляма – с таким же почтением, любят нас, показывают нас в пример своим детям.

Мюрид (MÜRÎD, араб. مريد ‎‎, дословно «сила воли», «самоуважение», переносно «ученик») (Салик — араб. سالك‎‎) — одно из 99 имён Аллаха. Так в мусульманских странах называют человека, желающего посвятить себя исламу и овладеть основами мистического учения — суфизма. Процесс инициации называется ahd ( عهد ) или Bai’ath. Мюрид избирает себе учителя — мюршида (шейха) или пира, которому обязан повиноваться до инициации. Между мюридом и мюршидом устанавливается духовная связь (нисбат).

Мой отец родился в 1912 году. После рождения младшего же брата, примерно в 1925 г., Ишан Аалям умер, оставив после себя троих сыновей, четверых жен и несметные богатства. Старшая жена, не выдержав разлуки с мужем, умерла через год-полтора после него… Младшие жены, боясь, что наследники Ишана Ааляма ничего не дадут им, поспешили разделить между собой золото и драгоценности, детей же воспитывали мюриды… Моему отцу от всего наследства досталось самое ценное – это книги на арабском языке и документы, удостоверяющие высшее исламское образование Ишана Ааляма, а также родословная семьи. Эти раритеты до сих пор хранятся в нашей семье.
Прошло время, дети выросли, слава Всевышнему, праведными людьми. Мой отец стал учителем в начальной школе. В середине тридцатых он женился, и к началу войны у него уже было двое детей, сын и дочь. Как и всех остальных мужчин семейства, отца мобилизовали. Он воевал, дошел до Белгорода, был сильно ранен и комиссован. Младший же брат побывал в плену и вернулся домой только в 1947-м…
Вернувшись домой, отец продолжил работать сельским учителем. Был голод, разруха, и отец, чтобы прокормить семью, приехал в Ташкент и устроился на работу в Ташкентский лако-красочный завод, ныне существующий. В те времена даже в Ташкенте мало было грамотных людей, и отец начал работать на материально ответственной должности снабженцем. Часто ездил домой и отвозил детям провизию, иногда деньги.
Однажды случилось неожиданное – на заводе произошло крупное хищение соц.имущества, и отца арестовали. После долгого разбирательства отцу дали 15 лет лишения свободы и отправили в лагеря… но он-то не был вором, никогда…
Через 3 года справедливость восторжествовала, настоящие похитители нашлись и понесли заслуженное наказание, а отец был восстановлен в прежней должности и ему возместили материальный ущерб. Но к этому времени его жена, потеряв веру в него и в Бога, вышла замуж за другого человека – за чабана, вернувшегося с войны без ноги, и ушла с ним, в горы… Отец очень переживал за детей, но деваться было некуда. Жизнь продолжалась. В 1954 году мой 42-летний отец женился на моей 21-летней матери, дочери Тулягана-бая, который в 30-х годах владел землями, где в настоящий момент в Ташкенте находится Вузгородок. Она была единственным ребенком в семье, росла без матери (мать умерла, когда девочке было 4 года), но с мачехами – Туляган-бай после смерти первой жены женился еще 4 или 5 раз, но у него больше не было детей… Единственную дочь он воспитывал как мальчика, так как всегда мечтал о сыне.
Мои родители прожили вместе до 2001 года и воспитали четверых детей, самой младшей из них являюсь я. Первой умерла мама, через 9 месяцев умер и отец, дожив до 90 лет.
Это была история одного «приезжего».

3 комментария

  • Умид:

    Именно из приезжих и получаются великие люди.

      [Цитировать]

  • Простите. Тюльпан-Лола. но Ваше замечание по поводу грамотных людей в Ташкенте немного не соответствует действительности. В далекие времена в Туркестан ссылались именно грамотные. мешающие тогдашним правителям люди и во время войны в Ташкент в эвакуацию прибыло тоже немалое колличество знающих людей и с хорошим образованием. А к оставшимся в Ташкенте навсегда эвакуированным. прибыли их близкие с фронтов. среди которых тоже было немало образованных людей. Не нужно их обижать. хотя многих из них еже нет в живых. Извините. если обидела Вас.

      [Цитировать]

  • Сара:

    مريد не является одним из имен Аллаха

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.