Дом Дюршмидта Разное Ташкентцы
Лейла Измайлова пишет: Как-то читала у вас в Письмах о Генрихе Дюршмидте. Я живу в Нижнем Новгороде. Однажды, когда стояла в пробке, рассматривала здание и как током прошибло — увидела табличку, а на нем слово Ташкент. Короче, говоря это был дом Дюршмидта.
Т. В. Кучерова
На улице Советской обращает на себя внимание здание необычной архитектуры (д. 16). Его левое крыло – двухэтажное протяженное офисное здание, окрашенное в ярко-розовый цвет, к которому примыкает трехэтажный особняк в стиле модерн, который занимает Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина. История дома любопытна и заслуживает отдельного рассказа.Заглянем в прошлое и перенесемся в конец XIX века, период расцвета «всероссийского торжища» – знаменитой на весь мир Нижегородской ярмарки. Транспортные магистрали (шоссейная и железная дороги) связали ее с Москвой, и улицу, ведущую от вокзала в сторону ярмарки, так и назвали – Московская. Она являлась финальным отрезком Московского шоссе и заканчивалась у Главного ярмарочного дома, где ее продолжением служила Александро-Невская улица.
Уникальность Московской улицы заключалась в том, что она служила границей между ярмаркой (которая до 1930 года являлась самостоятельной административной единицей) и Нижним Новгородом. Левая сторона улицы (если идти от вокзала) принадлежала ярмарке, а правая – Канавину (Макарьевской части Н. Новгорода).
Застройка улицы подчинена нуждам ярмарочного купечества: торговые лабазы, транспортные конторы, склады, доходные дома и гостиницы[1]. Возле Ярмарочного пожарного депо Московская улица делает плавный поворот и перетекает в прямую, как стрела, Александро-Невскую улицу, ведущую вдоль набережной Оки к одноименному собору. Именно на этой излучине и расположен интересующий нас дом.
Фотолетописец Максим Петрович Дмитриев запечатлел этот участок Московской улицы в разные годы, а параллельно – и те события, которые здесь происходили.
Справа проходит Царская (Совнаркомовская улица). В левом верхнем углу снимка видно здание Пожарного депо и участок Московской улицы. Дома рядом с депо сохранились (современная нумерация 1, 3, 5, 7 по ул. Советской), а напротив них хорошо виден ряд стоящих вплотную двухэтажных строений.
Этот снимок говорит нам о том, что в первые годы ХХ столетия здесь стояло несколько одинаковых двухэтажных кирпичных домов, образующих сомкнутый строй (так называемая «брандмауэрная застройка»).
На этой фотографии, снятой в месте слияния Московской и Александро-Невской улиц, слева хорошо видны типовые двухэтажные дома, построенные примерно в 1880-е годы. Панораму замыкает Ярмарочное пожарное депо, а за ним просматривается купол часовни Крестовоздвиженского монастыря (оба здания снесены в 1930-е годы).В 1905 или 1906 году несколько из этих двухэтажным домов выкупил коммерции советник Генрих Вильгельмович Дюршмидт и произвел их реконструкцию. На их месте появилось трехэтажное здание с богатым архитектурным убранством в стиле раннего декоративного модерна. И Максим Петрович вновь запечатлел изменение в облике улицы, – возможно, как раз в связи с окончанием строительства дома. А год этого события называют нам римские цифры на фронтоне – 1907-й, хотя историки[2] склонны датировать окончание строительства 1909 годом.
От нового трехэтажного особняка «крыльями» расходятся прежние двухэтажные постройки. Очень хорошо это видно на нижеприведенной фотографии М. П. Дмитриева, сделанной со стеклянного диапозитива. Левый пристрой дома сохранился до наших дней, а вот правый был снесен во время реконструкции улицы и строительства многоэтажного жилого дома с книжным магазином.На этой фотографии, опубликованной в виде открытки в 1911 году[3], видны шеренги солдат, идущих мимо интересующего нас дома в сторону вокзала. Возникает вопрос: кто эти солдаты и куда они направляются, если их шествие не связано ни с революционными, ни с военными событиями – на учения или к месту расквартирования?
Но вернемся к дому. Его фасад декорирован лепниной. Кадуцеи (жезлы) бога Меркурия, покровителя торговли, свидетельствуют об использовании его в интересах купеческого сословия. Аналогичные символы можно видеть, например, на здании бывшего Коммерческого клуба на ул. Грузинской (ныне театр «Комедiя») или Торгово-промышленной палаты Нижегородской области на пл. Октябрьской, ныне закрытого на реконструкцию.
Дом стоит на перепаде высот, отражая рельеф участка: трехэтажным главным фасадом он выходит на искусственную насыпь (бывшее Московское шоссе, возвышавшееся над окружавшей поймой на 3-4 метра), а во двор – уже четырехэтажным.
К сожалению, не сохранилось никаких сведений об архитекторе – авторе проекта, да и владелец дома нам бы так и остался неизвестен, если бы не случайно обнаруженная во время фасадного ремонта здания табличка. И это тоже характерный пример того, как дом иногда сам открывает свои тайны.
А дело было так. В связи со 100-летним юбилеем Центральной городской библиотеки городские власти выделили средства на ее капитальный ремонт. Бригада молодых маляров-штукатуров (несколько ребят и девушка) в августе 2003 года взялась за расчистку фасада. Работали тщательно, снимая слой за слоем старую краску и штукатурку. И вот 28 августа взволнованная девушка-маляр прибегает и говорит: «Там у вас какая-то старинная дощечка». Это оказалась табличка, служащая ценным источником информации: она указывает нумерацию дома в ряду других строений улицы (№ 53-55) и сообщает имя владельца – ташкентский купец первой гильдии Генрих Вильгельмович Дюршмидт.
Находка вызвала ажиотаж. О ней сразу же сообщили в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, поскольку еще в 1993 году здание библиотеки было признано объектом культурного наследия и приобрело статус памятника истории и культуры регионального значения (решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.1993 г. за № 288-М). Через непродолжительное время фасад дома украсился аннотационной доской: «Доходный дом с торговыми лавками купца Г.В. Дюршмидта. Построен в 1907 г. Образец раннего декоративного модерна. Являлся частью архитектурного комплекса Нижегородской ярмарки».
Даже не зная ничего об этом купце, можно догадаться, что он был достаточно богат и амбициозен, раз заявил о себе столь внушительной постройкой, вошедшей в нижегородские справочники и адрес-календари начала ХХ века как «Дом Дюршмидта». И действительно, это был крупнейший предприниматель Средней Азии. В 1883 году он прибыл в Ташкент из Германии с капиталом приблизительно в пять тысяч рублей и начал скупать товар, не имевший в глазах местного населения никакой цены, – шкуры и кишки мелкого и крупного рогатого скота. В начале XX века через своих посредников Г.В. Дюршмидт скупал в Средней Азии ежегодно до 6 млн. кишок, обрабатывал их на своем заводе и сбывал в Европу. В 1900 году в городе Верный (ныне Алматы) он выкупил Татарскую слободу, где наладил кожевенное и перерабатывающее производства. За развитие промышленности и торговли в Г.В. Дюршмидт был отмечен правительством редким званием коммерции-советника. Известен он был и своей благотворительностью (например, на строительство домовой церкви при Ташкентской тюрьме пожертвовал 300 руб.)[4]. Умер Г.В. Дюршмидт обладателем миллионного состояния 31 августа 1911 года[5].
Дом Дюршмидта являлся доходным: здесь располагалось представительство фирмы «Г.В. Дюршмидт» (Берлин, Германия)[6], на первом этаже находились торговые лавки, отделенные от проезжей части галереей с навесом. Во двор вели широкие сквозные двери-ворота, в цокольном этаже были складские помещения.
Нижегородкий историк, сотрудник НИП «Этнос» Виталий Викторович Краснов обнаружил интересный факт из жизни дома Дюршмидта: нижегородские власти в 1915 году намеревались реквизировать его для нужд военного времени. Местная хроника по этому поводу опубликовала следующую заметку:
«Из губернского комитета. По вопросу о реквизиции на шоссе дома Дюршмидт нижегородский полицмейстер А.В. Богородский представил губернскому комитету общеземского союза помощи раненым нотариальное свидетельство вдовы покойного коммерции советника Генр. Вильг. Дюршмидт о том, что он был русско-подданным лютеранского вероисповедания и она, Августа Петровна Дюршмидт, также русско-подданная. Вопрос о реквизиции… дома поднимался комитетом в виду того, что Дюршмидт считался германским подданным…»[7].
В августе того же года состоялось заседание Ярмарочного комитета, и история дома получила продолжение:
«…Комитет заслушал сообщение доверенного г. Дюршмидт, Мешкова[8], о том, что г. Дюршмидт предоставляет в бесплатное пользование комитета под ярмарочную школу и для квартир служащих свое здание на Московском шоссе. Предложение комитетом принято с благодарностью…»[9].
После передачи дома в ведение Ярмарочного комитета в него переехала Школа имени П. М. Калашникова, предназначенная «для детей, живших на ярмарке во внеярмарочное время»[10] (скорее всего, это были дети ярмарочных сторожей). Школа действовала круглый год, в штате состояли учительницы Т.А. Гладильщикова и Т.В. Мартынова. Закон Божий преподавали протоиерей С.М. Парийский и дьякон Спасского собора Алмазов. Попечителем школы был Василий Иванович Наумов[11], известный ресторатор. Это же помещение во внеучебные часы занимала школа Литовской национальной организации по устройству беженцев[12].
После революции здание использовалось как жилое, а в дальнейшем было поэтапно передано под библиотеки. В 1935 году сюда переехали Центральная библиотека имени В.И. Ленина Сталинского района (ныне ЦГБ) и детская библиотека им. Братьев Гримм (ныне им. А. Гайдара). Им отвели два верхних этажа, на первом этаже были квартиры (в них вел отдельный вход), а в подвале (цокольном этаже) находилась мебельная мастерская.
В годы Великой Отечественной войны в помещения библиотек переносили занятия школьников, так как школы стали передавать под госпитали. Вот и читальный зал ЦРБ им. Ленина читатели могли посещать лишь в вечернее время, после 17 часов, когда заканчивались уроки.
В послевоенный период библиотека испытывала острую нехватку площадей, особенно после того, как в 1964 году ей был присвоен статус Центральной городской. Распоряжением Исполкома Горсовета от 7 декабря 1972 года ей были переданы все помещения трехэтажного особняка, освобожденные от учреждений и жильцов, после чего сразу начался капитальный ремонт, продолжавшийся два года (с того момента и по сегодняшний день площадь библиотеки составляет 1243 кв. м.). В ходе ремонта была произведена перепланировка внутренних помещений, двери-ворота со стороны двора были полностью заложены, а со стороны главного фасада заменены двумя квадратными окнами (их в 2004 году в свою очередь заменили одним арочным окном – оно крайнее слева от входа).
Библиотека считает историю этого дома, как и всей исторической территории «Старое Канавино», частью своей собственной истории и прилагает усилия к тому, чтобы раскрыть его прошлое. Поэтому обращаемся к старожилам Канавинского района и всем нижегородцам с просьбой поделиться любыми сведениями, касающимися этого дома.
Ждем откликов по телефону 246-02-89 и электронной почте kucherova_t@mail.ru. Контактное лицо – Татьяна Вадимовна Кучерова, заместитель директора ЦГБ по основной деятельности.
[1] См. описание Московской улицы в книге: Милотворский И.А. Нижний Новгород, его прошлое и настоящее (краткое описание исторических событий Нижнего в связи с историей всего Нижегородского княжества и Нижегородской губернии). – Н. Новгород, 1911. – С. 97–99.
[2] Специалисты НИП «Этнос».
[3] № 766. Канавино. Московское шоссе. Издание фотографа М. Дмитриева в Н. Новгороде, 1911 г. // Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова. – Н. Новгород, 2007. – С. 344.
[4] Об этом сообщала газета «Туркестанские ведомости» 7 сентября 1904 года // http://www.pravoslavie. uz/Izdat /vostok8/13Hronika.htm.
[5] Все сведения о Г.В. Дюршмидте взяты из Интернета. См. http://oldtashkent.ru/?action= pages&podrazdelid=41&podrid=8; http://alma-ata2.narod.ru/History/Almaty-history2.htm.
[6] Указатель Нижегородской Ярмарки на 1912 г. – М., 1912. – С. IX, 188.
[7] Нижегородский листок. – 1915. – 19 мая (№ 133).
[8] Николай Васильевич Мешков – крупный капиталист, пермский купец-пароходчик, владелец имущества и капитала на сумму 13 миллионов рублей. В 1911 году приобрел пассажирское пароходства Т-ва «Братья Каменские» за более чем 4 млн. рублей. (Примечание В.В. Краснова, обнаружившего сведения о намечавшейся реквизиции дома Дюршмидта в фонде отдела редких книг и рукописей НГОУНБ).
[9] Нижегородский листок. – 1915. – 30 августа (№ 236).
[10] Школа открылась в августе 1909 года и первоначально располагалась в церковном доме Спасского собора.
[11] Нижегородский календарь-справочник на 1917 год. – Н. Новгород, 1917. – С. 62. Председателем Нижегородского отдела Литовского Общества по оказанию помощи пострадавшим от войны был К. Ю. Цемнолонский.
[12] Нижегородский календарь-справочник на 1917 год. – Н. Новгород, 1917. – С. 49.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.