Александр Михайлович Рыбник Искусство Ташкентцы
В Израиле в возрасте 91 года скончался известный театральный критик Узбекистана, кандидат искусствоведческих наук, профессор Александр Михайлович Рыбник.
Он был несколько десятилетий педагогом театроведческого факультета Ташкентского театрально-художественного института, зам. директора Института Искусствознания Академии Наук Узбекистана.
А. М. Рыбник воспитал плеяду выдающихся деятелей театральной культуры Узбекистана, его монографии и сборники статей по истории и теории узбекского театра — неоценимый вклад в театральную науку республики.
Острое видение современного театра отражалось в блестящих аналитических рецензиях спектаклей в прессе.
Незабываемы его лекции. Это были всегда размышления на тему, погруженные в историко-культурологический пласт эпохи.
Блестящий профессионал, глубокий знаток театра, человек энциклопедических знаний, подлинный интеллигент — таким он останется в нашей памяти.
Выражаем искренние соболезнования его дочери, театроведу Татьяне Александровне Рыбник, всем его коллегам и ученикам.
Александр Михайлович Рыбник в конце 50-х и первой половине 60-х был Другом Русского Драматического Театра им. Горького. К его мнению прислушивались, его критическим разборам верили. Он поддерживал театр в разных нестандартных ситуациях. В частности, принял участие в борьбе за право театра поставить спектакль по роману Фейхтвангера «Братья Лаутензак». По поводу Фейхтвангера на какой-то встрече с чиновниками терпеливо доказывал, что это не пропаганда фашизма, а нечто совсем противоположное, что театр не может испросить разрешения у автора, поскольку тот уже умер. Светлая Память Александру Михайловичу.
lvt[Цитировать]
Искренние соболезнования, прекрасный и душевный был человек и великолепный специалист. Много лет знал его лично и общался, когда он работал зам.директора по науке в НИИ искусствознания, где я проработал с начала 1978 года 18 лет, начиная с младшего лаборанта и кончая науч.сотрудником под руководством всемирно известных ученых — доктора искусствоведения Л.И.Ремпеля — зав.отделом ИЗО, в который входил сектор Истории искусств и архитектуры, руководимый зав.сектором, академик АН РУз /тогда она была еще член-кором/ Г.А.Пугаченкова и академика АН РУз /тогда он был еще канд.ист.наук/ Э.В.Ртвеладзе, которые пригласили меня на работу — по результатам конкурсного отбора между дипломированными специалистами. Тогда я был еще студентом 4 курса очного отделения Кафедры археологии Ср.Азии истфака ТашГУ и сначала работал на полставки…
Сергей[Цитировать]
И все относились ко мне, несмотря на мои младые, тогда, годы как к равному, с уважением и пониманием, как к состоявшемуся уже тогда в определенном смысле специалисту и создавали благоприятную атмосферу и почву для профессионального и творческого роста, рассказывая о секретах своего научного мастерства, служа прекрасным личным, неустанным примером в научном изыскательстве и работоспособности в любых условиях — в библиотеках, личных архивах и в экспедициях — искусствоведческих и археологических и т.п. Они стали создателями уникальных научных школ, ученики которых работают не только в Узбекистане, но и в разных странах, достойно представляя нашу науку за рубежом…
Низкий поклон и БлагоДарность нашим выдающимся учителям!
Сергей[Цитировать]
Я поступил на курс Александра Михайловича в 1966 году, правда проучился год, а потом перевелся на дневной к Якову Соломоновичу Фельдману. Но он отнесся с пониманием. Замечательно читал курс истории русского театра, хитроумно принимал экзамены — ловил на упоминаниях. То есть если сдуру упомянешь кого-то не по билету, то он так, немного иезуитски попросит — А вот про него прошу подробнее… Я не боялся этого так как учился увлеченно, а кто-то попадался на крючок. Замечательный был рассказчик всяких баек из истории русского театра, которых знал в огромном множестве.
Потом, когда я стал директором Ташкентского русского ТЮЗа, отношения стали ну, не равными, но совсем другими — отношениями коллег. Он, будучи неофициальным помощником тогдашнего секретаря ЦК КП Узбекистана А.У. Салимова, давал и дельные советы, и просто поддерживал, познакомив с соответствующими кураторами из отдела культуры. Особенно ярко его позиция проявилась в ситуации, когда часть труппы написала на нас, руководителей театра, жалобу Л.И. Брежневу. Александр Михайлович возглавил проверочную комиссию ЦК КП Узб и после полугодовой проверки комиссия доказала беспочвенность всех наветов и дала нам с главным режиссером полный «карт бланш». Рыбник многие годы фактически был главным специалистом Узбекистана в области театра. А потом оказался не нужен. В последний раз я видел Александра Михайловича в ташкентском аэропорту, случайно. Я кого-то провожал в Израиль, а он уезжал навсегда. Светлая ему память!
Юрий Подпоренко[Цитировать]
Светлая память! Александр Михайлович был человеком театра. Тонко разбирался в нем. Его мнение о премьерах, об истории и перспективах театра было интересно и полезно слушать. Насколько мягок и ироничен был этот человек, настолько и тверд в своих убеждениях. Как же нужны такие люди театру! И как жаль, что они уходят от нас!
Александр Колмогоров[Цитировать]
Ученики Рыбника
Театроведы ТТХИ
Последний набор на курс Александра
Михайловича Рыбника 1979-1984
Фото:
Сидит — Лена Арянина. Первый ряд вторая слева — Эля Халева,
в светлой кофточке — Майя Курбанова.
Валя Минич, Сатеник, Калустян.
На заднем плане —
Валера Сергеев.
Слева третья в черном — Мунис Ташматова и четвертая — Мавлюда (из Андижана).
Второй курс.
Курс Арсена Файзуллаевича Исмаилова и Вадима Петровича Володченко 1985 г.
Выпускной дипломный спектакль «Семь криков в океане» А. Кассона.
Танец «Спасите наши души».
https://ok.ru/group/48425506111625/album/50345397321865/805234179465
виолав[Цитировать]