К 80-летию выпрямления минарета. Владимир Григорьевич Шухов История Старые фото

Из группы «Марканда»: Самарканд, 1920-1931 гг. Северо-восточный минарет медресе начал отклоняться от вертикали в 1918 года: при высоте ок. 32 м вершина минарета сместилась на 1,8 м. В 1920 году для его спасения была создана специальная комиссия. ля удержания минарета от падения его закрепили 24 стальными тросами. Инженерная операция по выпрямлению и закреплению минарета была проведена 7-11 января 1932 года.

Фрагмент из биографии великого инженера В. Г. Шухова.

Владимир Григорьевич прославился сооружением нескольких столичных зданий: перекрытие перрона Киевского вокзала, металлические конструкции Главного почтамта, покрытие Петровского пассажа, гостиницы Метрополь, здание ГУМа и др. Он по праву считается одним из пионеров строительства высотных зданий на металлических каркасах. Далеко не всем известно, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа.

И уже совершенно неожиданным для коллег Владимира Григорьевича было необычайно смелое его решение принять участие в выпрямлении минарета Улуг-бека в Самарканде, тем более что Шухов был уже в весьма преклонном возрасте: в 1932 г. ему исполнилось 79 лет! Вот где ярко проявились глубочайшие знания Владимира Григорьевича в области теории сопротивления материалов и теоретической механики. Вкратце история этого уникального памятника древней архитектуры такова: в 30-х годах 15 в. по повелению внука Тамерлана Мирзы Улуг-бека на центральной площади Регистан в а необычайно величественная и изящная мечеть (мадраса) Улуг-бека.

Купола и арки мечети были украшены оригинальной богатейшей росписью, вокруг установлены четыре башни-минарета, которые для придания необычной легкости и изящества всего сооружения были слегка отклонены от основного здания. Древние строители продемонстрировали незаурядное мастерство и изобретательность.

Но во время одного из землетрясений, довольно частых в Средней Азии, юго-восточный минарет упал. Редчайшему произведению архитектурного искусства угрожало разрушение.

Для поднятия и выпрямления падающего минарета весом в 2 тыс. тонн (!) нужно было произвести точные расчеты, определить размеры опор, способных выдержать вес минарета. Подъем и установка минарета были произведены в течение четырех дней в январе 1932 г.

Как писал один из биографов, великий инженер конца 19 - начала 20 столетия «сохранил для истории замечательную работу великого строителя 15 столетия».

 

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.