Как Самарканд трамваем обзавёлся История
Рубен НАЗАРЬЯН
В 1907 году властная администрация вознамерилась открыть в Самарканде трамвайное движение. И хотя предложения подобного рода поступали от местных купцов и предпринимателей уже несколько лет подряд, только теперь отцы города сочли момент благоприятным.
Трамвай, по их мнению, должен был стать не только пассажирским транспортом, но и осуществлять грузовые перевозки с железнодорожной станции на товарные склады.
Специально для этой цели были заказаны в России специальные открытые платформы. Первоначально было решено построить рельсовую дорогу от вокзала до центра города.
Были определены подрядчики и исполнители, выделены из бюджета необходимые средства. Предварительные работы начались с планировки улиц, по которым предполагали пустить трамвай. Затем стали подыскивать наиболее подходящее место для сооружения центральной электрической станции. После долгих споров решили, что лучше всего установить ее на канале Даргом.
Казалось бы, все подготовительные вопросы решены и настала пора приступить к укладке рельсового пути. Однако возникшие финансовые проблемы, а затем и другие обстоятельства объективного и субъективного характера помешали городской администрации решить назревшую транспортную проблему.
И хотя вопрос о трамвае неоднократно поднимался и в последующие годы, претворить идею в жизнь удалось лишь значительно позднее.
После размежевания Туркестанского края и образования среднеазиатских советских республик, Самарканд, как известно, стал первой столицей Узбекистана. Тогда — то, в 1924 году, местные власти приняли решение в кратчайшие сроки проложить узкоколейку от железнодорожного вокзала до бывшей улицы Ленина.
Работа шла ударными темпами и уже к осени того же года была завершена. Открытие линии было, естественно, приурочено к очередной годовщине большевистской революции: 7 ноября празднично украшенный первый самаркандский трамвай, под звуки революционных маршей, торжественно проделал свой путь.
Позднее трамвайную линию продлили до бывшей крепости (между нынешним областным хокимиятом и институтом иностранных языков). Самаркандский трамвай более сорока лет исправно выполнял свою функцию, однако в конце шестидесятых годов минувшего столетия городские власти упразднили этот вид транспорта, якобы мешавшего движению автобусов и легковых автомобилей.
А более ста лет тому назад, в то самое время, когда Самарканд лишь планировал пуск трамвая на электрической тяге, в городской совет все чаще стали поступать жалобы горожан на мздоимство извозчиков, произвольно взвинчивавших цены за проезд. Так как в те годы иного пассажирского транспорта попросту не было, власти оперативно отреагировали на «письма трудящихся».
В начале мая 1924 года состоялось заседание рабочего аппарата горсовета, решавшего вопрос «о таксе за езду легковых извозчиков города Самарканда».
После бурных споров аппаратчики пришли к соглашению и установили твердые цены. Отныне езда в один конец по городу для одного или двух седоков стала стоить пятьдесят копеек, для трех, соответственно, шестьдесят. Маршрут от города до железнодорожного вокзала для одного или двух человек обходился теперь в один рубль пятьдесят копеек, а для троих – в два рубля.
Поездка же от центра города до площади Регистан оценивалась соответственно в шестьдесят и семьдесят пять копеек. На кишмишный, рисовый и мучной базары, в старый город, на Чаррагу и больницы пассажиры должны были отныне платить один рубль за двоих, троим же это обходилось в один рубль двадцать пять копеек.
Были четко продуманы и оценены всевозможные маршруты как внутри города, так и за его пределами. Отмечу лишь, что наиболее дорогими в то время считались поездки в Ближние лагеря (два рубля пятьдесят копеек на троих) и маршрут «Старый город – вокзал» (три рубля на троих). Езда же по городу оценивалась в два рубля за один час.
Как и у наших современных таксистов, ночные поездки оплачивались дороже, чем дневные. Однако этот тариф, в отличие от наших дней, не превышал полуторной таксы.
Этот же тариф действовал и в праздники, совсем не характерные для коммунистических властей: таковыми Самаркандский горсовет определил Рождество, Пасху и Новый год…
В дореволюционный период в состав Самаркандской области входили два уезда, ныне выделившиеся в самостоятельные территориальные единицы: речь идет о Джизаке и Ходженте. С последним, входящим ныне в состав Республики Таджикистан, был практически связан почти весь рыбный промысел нашей области, так как именно там протекала (и протекает ныне) река Сыр-Дарья.
Столетие назад рыболовство в Ходжентском уезде разделялось на речное и озерное. В упомянутой реке ловили шипа, усача, жереха, сома, сазана и плотву; в озерах тоже водились сазаны и щуки, сомы, жерех и плотва. В весенний период рыболовство было запрещено, так как в это время происходило икрометание. Рыболовная путина на реке Сыр-Дарье начиналась 1 июля и продолжалась до 1 января.
Однако ловить рыбу могли лишь те граждане, которые приобрели на то специальное разрешение властей – платный билет на право ловли. Пойманную в Ходжентском уезде рыбу обычно сбывали в Ташкенте и Самарканде. Сазан продавался по 10-12 копеек за фунт, шип же шел за 40-70 копеек.
Ловили рыбу неводами, сетями и удочками. У местных рыбаков (балыкчи) существовал еще один, тайный, способ ловли, который жестко преследовался властями. Это метод, именовавшийся «хищническим», заключался в том, что рыбу ловили на хлебный шарик, начиненный какой-либо отравой.
Эти шарики бросали в воду и ждали, когда отравленная рыба всплывет на поверхность. Оставалось лишь собрать ее в мешки и продать.
Главными потребителями рыбы в Самарканде были местные и европейские евреи, мусульмане же потребляли ее с опаской и в гораздо меньших количествах. Они не жарили, а варили ее в растительном масле…
Человеку свойственно говорить о погоде: мы радуемся ей или сетуем на нее, но все понимаем, что от погоды зависит и наше здоровье, и наш быт, и наше настроение. В последнее время люди все чаще замечают изменение привычного климата. И многим хочется знать, всегда ли в Самарканде была стабильная погода?
Обобщив существующие данные об этом за вторую половину XIX и первую половину XX века, можно констатировать следующее: уже в январе и феврале было немало сухих и теплых дней, что позволяло дехканам приступить к обработке полей под посев яровых. А в конце февраля начинали цвести деревья и кустарники, на полях появлялись фиалки.
Степи в феврале-марте покрывались свежей зеленью. Но в то же время весна была самым ненастным временем года.
В конце марта заканчивался сев яровых – пшеницы, ячменя и льна – под дождь. В апреле поля готовили под хлопчатник. В мае сеяли рис и жали озимый ячмень, на место которого высевали джугару. В летнее время дождей почти не бывало, зато часто (в июне-июле) свирепствовал губительный для растений горячий ветер – гармсиль.
В конце августа начинался и в октябре оканчивался листопад, бывали и холодные дожди. В начале сентября созревала кукуруза, в конце – рис и джугара. Хлопок собирали с сентября по ноябрь. Зимы же в Самарканде, за редким исключением, были весьма короткими, мягкими и малоснежными.
А какая связь между самаркандским трамваем и плотвой?
АГ[Цитировать]
Очень мне нравятся старые трамваи. вы сравните эту фору и современную. Старый трамвай с эстетической т. з. — красив. А какие у него «рожки»! Мягкие, плавные. А скамейки! Деревянные, широкие. В силу своего возраста, я никак не могла ездить на таком трамвае. Но мне почему-то кажется, что я ездила на нём не раз. Особенно, отчётливо представляю широкие скамейки с удобной, такой же широкой спинкой.
elle[Цитировать]
В них очень холодно было ездить зимой
Aida[Цитировать]
Неудивительно, если учесть, что эти вагоны не отапливались зимой.
Владимир[Цитировать]
Про старые трамваи — можно отослать тоскующих к произведениям Ильфа и Петрова…
J Silver[Цитировать]
Самарканд — сайкали руйи замин хаст
Ulitka[Цитировать]
Re: SAMARKAND-GOROD BOGOV
«По преданию, когда был заложен город Самарканд с Зеравшанских гор спустился леопард — палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы.
С тех пор жители Самарканда стали называть себя барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард.
Самаркандци горды и своенравны, не терпят лжи и не стремятся к богатству, душа их лежит только к славе и почестям. Мудрецы говорят, что земля Самарканда оказывает такое действие, и самаркандцы, в какую бы страну не явились, отличаются от других людей. Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир.»
Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис
Ulitka[Цитировать]
Обожаю Самарканд! Жалко, что ЕС не создал сайт, посвященный Самарканду…
АГ[Цитировать]
«В жаркие летние ночи они нередко гуляли, он берег ее здоровье и, нежно держа ее под руку, говорил о колдовских самаркандских ночах. …
Про Самарканд она узнала, что он «существует со времен неведения», про долину Зеравшана — что она «словно плащ из зеленой парчи», про пенный арык Сияба — что «он не забывается как первая любовь», про мечеть первой жены Тимура Биби-ханум — что купол мечети «был бы единственным, когда бы небо не стало его повторением».
Из книги, которую читали и знают люди постарше
Aida[Цитировать]
книгу не читала, знаю кто автор, но написано красиво. Я люблю Бородина перечитывать, Звезды над Самаркандом, дивно так, вкусно описывает Самарканд и окрестности, завораживает просто.
Ulitka[Цитировать]
Наверняка читали, просто книга не о Самарканде. Юрий Герман «Я отвечаю за все» — последний том трилогии о Володе Устименко.
Говорят, по роману сериал снимают. Прежний старый фильм, с Баталовым в главной роли, мне никогда не нравился. А на нынешние сериалы тем более надежды никакой нет.
Aida[Цитировать]
А моя мама вспоминает, что в Самарканде в конце 20-х годов не было трамвая (или был, но почему-то не действовал?), а по городу ходил маленький паровозик «кукушка». Детей часто посылали за так называемым «железнодорожным» хлебом, он был необыкновенно вкусен, особенно корочка. Дружная троица шла по городу, отщипывая от хлеба корочку и распевая частушку :
«Самаркандская кукушка
Ходит задом наперёд,
Потому что у кукушки
Завсегда болит живот».
Можно себе представить, в каком виде они приносили хлеб, и что им за это было.
Интересно, что и я помню в доперестроечные времена в Ташкенте тоже продавался очень хороший «железнодорожный» хлеб, а насчет того, чтобы корочку отщипать, так мы все огромные любители.
Nelly[Цитировать]
Какая связь между самаркандским трамваем и Москвой? Фото в статье сделано в годы 1-й мировой войны в Москве у Красных ворот
Владимир[Цитировать]
Русина, значит это Вам, для сайта «Москва, которой уже нет». Первая фотография. С почином! :-)
Aida[Цитировать]
Aida
В Москве на Арбате в таких трамваях устроили маленькие бистро-очень симпатично.
Русина[Цитировать]
Русина, не нужно вводить читателей в заблуждение. Бистро на Арбате в Москве созданы не из старых трамваев, а из стилизованных под старые трамваи современных киосков.
Владимир[Цитировать]
http://moskva.kotoroy.net/
Вот ссылка на интереснейший сайт-МОСКВА КОТОРОЙ НЕТ
ВЛАДИМИР
Я не спецом вводила народ в заблуждение-искренне верила, что под бистро используются старые трамваи и даже где то об этом читала
Русина[Цитировать]
Глупости. Старые трамвайные вагоны в Москве сохраняются в Музее общественного транспорта. А киоски на Арбате (и не только на Арбате) лишь отдалённо напомимнают трамвайные вагоны начала ХХ века.
Владимир[Цитировать]
Владимир
что глупости то? Мой последний пост(перечитайте его со вниманием тогда) или сайт МОСКВА КОТОРОЙ НЕТ-транспорт?Так и там не указано, что именно в старых трамваях бистро, а лишь фотографии в том числе и старых московских трамваев.
Или просто желание авторитетно заявить…ГЛУПОСТИ и…молчать!!!?
Русина[Цитировать]
Глупость — утверждение, что в Москве старые трамваи используются в качестве бистро. О том, что данная информация абсолютно не соответствует действительности, написано выше. Я — коренной москвич и часто бываю в центре родного города, где вижу подобные стилизации.
Владимир[Цитировать]
Старый вагон трамвая используется в качестве «Бистро»
у пешеходного моста через Москва реку со стороны 7го Ростовского проезда к Киевскому вокзалу,
это рядом с посольством Турции и улицей Плющиха.
А раньше такой, а может этот же самый
«А ля трамвайный вагон» стоял на старом Арбате. Написал, а сейчас думаю, а может действительно, ушлые ребята соорудили под трамвайный вагон кафе из пластика, и теперь вовсю торгуют в нём. Надо обязательно рассмотреть в следующий раз получше, а то мимо проходишь, и даже мельком не посмотришь, и ведь, нет чтобы остановиться и посмотреть внимательно на этот «шедевр» общепита, а может быть, даже посидеть в нём, попить чайку с хачапури, очень популярным фаст фудом в Москве.
Ефим Соломонович[Цитировать]
Ефим Соломонович, около входа на пешеходный Краснолужский мост на левом берегу Москвы-реки стоит не старый вагон трамвая, а современная стилизация. Обратите внимание — у вагона-бистро отсуствует оригинальная ходовая часть, характерная для трамвайных вагонов начала ХХ века.
Владимир[Цитировать]
Владимир
Ну ясно. Глупость так глупость.Респект вам, что вы эту черту во мне прозорливо узрели
P.S, И всё же неплохо вам перечитать один раз ,но со ВНИМАНИЕМ, мои посты.Правда, это занятие обычно для людей непростое-предпочитают слышать и читать лишь себя
Русина[Цитировать]
Русина, не нужно путать конструктивную критику с желанием обидеть оппонента. Я назвал глупостью ложную информацию о том, что киоски на Арбате сделаны из списанных старых трамваев.
Владимир[Цитировать]
Владимир
А я путаю всегда, когда сталкиваюсь с безаппеляционным менторским тоном. Мало опыта общения с менторами, больше-с интеллигенцией, или с простой, не слишком образованной, но сердечной, доброжелательной публикой -вот и шокирует меня это
Русина[Цитировать]
хороший рассказ про Самарканд
mullaOmar[Цитировать]
вот ссылка http://www.e-samarkand.narod.ru/Ilf.htm
mullaOmar[Цитировать]