Б. П. Грабовский — изобретатель телефота. Часть 1 Tашкентцы История

Если помните, месяц назад обещал опубликовать эту книжку, постепенно начинаю выполнять.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ УЗБЕКСКОЙ ССР
ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УЗБЕКСКОЙ ССР

Б. П. ГРАБОВСКИЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ТЕЛЕФОТА
сборник документов

ТАШКЕНТ «УЗБЕКИСТАН» 1989

Сборник повествует в документах о талантливом ташкентском изобретателе Б. П. Грабовском, совместно со своим помощником И. Ф. Белянским создавшем первую в мире полностью электронную телевизионную аппаратуру («телефот»), при помощи которой 26 июля 1928 года в Ташкенте было передано движущееся телевизионное изображение, таким образом, утвержден приоритет СССР в изобретении телевидения.
Сборник носит научно-популярный характер и рассчитан как на специалистов в области телевидения, так и на преподавателей, студентов, лекторов и широкий круг читателей, интересующихся историей науки и техники.
СОСТАВИТЕЛИ:
М. Л. Вайс (ответственный составитель), П. А. Агафонов
Под редакцией, с предисловием и примечаниями В. А. Урвалова
Научный консультант Т. Г. Рахимов, кандидат технических наук
Рецензенты: П. Г. Ким, доктор исторических наук; Е. Г. Кьяндская-Попова,
кандидат технических наук. Редактор В. Колегова
Издано по заказу Министерства связи Узбекской ССР и Главного архивного управления при Совете Министров Узбекской ССР, 1989 г.

ТЕЛЕФОТ Б. П. ГРАБОВСКОГО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТЕХНИКИ

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь и наш быт. Почти в каждой квартире почетное место, красный угол, занимает телевизор — стоит лишь включить его в электросеть, и светящийся экран начнет показывать события, удаленные от зрителя на сотни, тысячи и даже миллионы километров, сделает его очевидцем значительных событий, а порой и великих свершений. Благодаря телевидению мы «присутствуем» на Олимпийских играх, «путешествуем» по разным странам, знакомимся с произведениями искусства, хранящимися во всемирно известных музеях, видим воочию такие изумительные достижения, как выход человека в открытый космос или полет космического корабля вблизи далеких планет.
Но телевидение не только техническое средство массовой информации. Оно нашло применение и для дистанционного контроля раз¬личных производственных процессов, и в качестве электронного зрения промышленных автоматов и роботов, и как необходимый инструмент разнообразных научных исследований. Телевидение значительно расширило границы познания человеком окружающего мира, позволяя видеть под водой, под землей, в космосе, заменяя человека в недоступных для него местах и всюду, где может возникнуть опасность для его жизни или угроза здоровью.
При столь широком и стремительном распространении телеви¬дения нет ничего удивительного в том огромном интересе, который проявляется к его истории. Люди хотят знать, как создавалось те¬левидение, кому они обязаны этим рукотворным чудом, которое в отличие от иных чудес щедрого на открытия XX века стало обще¬доступным, вошло в каждый дом как поставщик информации и посредник культуры.

Что ещё почитать:  Старое фото: финал

До последнего времени, однако, этот понятный интерес можно было удовлетворить лишь за счет кратких историко-технических обзоров, публикуемых в учебниках1, и нескольких книг, посвящен¬ных отдельным творцам телевизионной техники. Среди них можноназвать научную биографию Б. Л. Розинга2, повесть о жизни и дея¬тельности П. В. Шмакова3 да две брошюры об И. А. Адамяне4, вы¬пущенные в Армении. О других специалистах, внесших заметный вклад в развитие техники телевидения, в лучшем случае напечата¬ны небольшие статьи в газетах и журналах.
На небогатом фоне литературы по истории техники телевидения не останется незамеченным предпринятое Главным архивным уп¬равлением при Совете Министров УзССР издание сборника доку¬ментов и материалов, отражающих еще одну яркую страницу в развитии технических идей электрической передачи изображений, страницу, которая была начата и дописана в Ташкенте во второй половине двадцатых годов нашего столетия.
На этой странице по праву запечатлены имена Б. П. Грабовско-го, его соавторов и помощников В. И. Попова, Н. Г. Пискунова, И. Ф. Белянского, отдавших телевидению много сил и энергии в тяжелые годы восстановления народного хозяйства, пострадавшего от интервенции и разрухи. Их стараниями при помощи партийных и советских органов были собраны необходимые ресурсы для организации разработки, а затем и постройки первой в нашей стране (по-видимому, и в мире), целиком электронной телевизионной системы.
Случилось так, что их пионерская работа впоследствии была несправедливо забыта. Объяснение этому можно найти в том, что Б. П. Грабовский с соавторами проводил свои исследования в пе¬риод расцвета оптико-механических методов телевидения, буквально захлестнувших их работу, а в дальнейшем она затерялась среди высококачественных электронных телевизионных систем, блестяще осуществленных в конце 30-х годов в СССР, США и других странах.

Но недаром в советской исторической науке провозглашен лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто». Пристальное внимание научно-технической общественности работы Б. П. Грабовского вторично привлекли в 60-е годы в связи с празднованием 25-летия телевизионного вещания в СССР по электронному методу. Сначала даже сам факт изобретения, а затем постройки и успешной демонстрации электронной телевизионной системы в Ташкенте подвергался сомнению, развеять которое удалось только после энергичных поисков документальных свидетельств этого события.
Найденные документы были изучены в авторитетных советских и международных организациях, таких, как Академия наук СССР, Международный союз прессы по радиотехнике и электронике, Комиссия ЮНЕСКО* по вопросам науки, образования и культуры, Интервидение, ряд министерств и ведомств СССР, решениями которых имена Б. П. Грабовского и его соавторов заняли свое законное место в истории телевидения. Теперь эти документы публикуются в расчете на широкий круг читателей, интересующихся прошлым отечественной науки и техники, специалистов-историков и журналистов. О вкладе Б. П. Грабовского и его соавторов в развитие телевидения написано много. Далеко не полный список газетных и журнальных статей содержит более 150 названий, не считая упоминаний их работы в обзорах и очерках. Настоящий сборник по¬служит авторам подобных публикаций фактической базой.

Что ещё почитать:  Актёр Сергей Заботин

Читателям будут импонировать такие черты изобретателей, как патриотизм, увлеченность техникой, самозабвенная работа ради конечного результата. Высокая цель объединяла этих людей, отличающихся друг от друга по возрасту, характеру и занимаемому по¬ложению. Кем же они были, эти труженики прогресса?

Грабовский Борис Павлович (1901—1966)— сын известного ук¬раинского поэта, умершего в ссылке, был, можно сказать, профес¬сиональным изобретателем, неважно одетым, не всегда сытым, но абсолютно чуждым погоне за материальной выгодой. Он легко ув¬лекался новыми научно-техническими идеями: строил летательные аппараты с машущими крыльями, жабры для человека, экономич¬ные электробатареи, экспериментировал в баллистике и кумуляции, изобретал оптические и электронные приборы, постоянно читал ли¬тературу по физике и химии, но высшее образование получал дол¬го— часто менял факультеты, выбирая их в зависимости от очеред¬ного увлечения, и закончил институт только в 1945 году. Он имел славу прекрасного рассказчика и в последние годы жизни напи¬сал несколько научно-фантастических романов, так и не успев под¬готовить их для опубликования.
Попов Виктор Иванович (1895—1965) родился в рабочей семье. Из окопов первой мировой войны попал в Томский технологический институт, который окончил в 1922 году. К началу конструирования телевизионной установки он считался специалистом, компетентным в области электричества и радиотехники. После Великой Отече¬ственной войны В. И. Попов перешел на преподавательскую рабо¬ту, защитил диссертацию, стал профессором электротехники в од¬ном из саратовских вузов.
Пискунов Николай Георгиевич (1886—1941?) родился и вырос в купеческой семье. Еще до революции он получил блестящее об¬разование, жил несколько лет за границей, прекрасно владел европейскими и древними языками. Он предпочитал «чистую» науку — окончил физико-математический факультет Саратовского университета, прекрасно знал математику. Н. Г. Пискунов был также неплохим музыкантом-любителем, сочинял музыку, а не¬сколько его пьес были изданы и продавались в нотных магазинах. К сожалению, его следы затерялись в годы войны.
Белянский Иван Филиппович (1907—1979) с юных лет служил в Красной Армии, демобилизовался, в 1927 году приехал в Таш¬кент и поступил лаборантом на научно-испытательную станцию округа связи. Здесь он увлекся идеями Б. П. Грабовского в области телевидения. Разделив с ним нелегкую судьбу изобретателя, Иван Филиппович после прекращения работ вернулся в армию, стал офи¬цером, прошел как дорогой отступления, так и дорогой побед. Пос-ле войны занимался общественной работой. Энергия И. Ф. Белян-ского сослужила большую службу в деле поиска публикуемых до¬кументов и материалов.
Кроме основных авторов, чьи фамилии указаны в двух патен-тах (см. док. № 32 и 65), изобретателям в разное время помогали в •служебном и добровольном порядке специалисты-рабочие и инже¬нерно-технические работники. Об их помощи и подробностях рабо¬ты самих изобретателей рассказывают приводимые в сборнике ма¬териалы.
В публикации документов по истории развития средств комму¬никации сложились определенные традиции, такие как, во-первых, включение наряду с архивными документами материалов мемуарного характера, оттеняющих документально установленное событие дополнительными подробностями, археографическое и историографическое исследование документов и их комментарий. Эти традиции проявились уже в первых документальных сборниках, посвя¬щенных изобретателю радио А. С. Попову5. В дальнейшем они были поддержаны и продолжены работниками государственных архивов, подготовивших к печати ряд документальных сборников, например, о первом отечественном радиопредприятии6 и материалы но истории связи в России7. Большое значение для всех, кто интеесуется историей радиосвязи, имеет публикация документов и материалов, связанных с разнообразной и разносторонней деятельно- стью В. И. Ленина в области радиостроительства. Среди них отметим письмо А. М. Николаева8 с пометками В. И. Ленина, свидетельствующими об интересе основателя Советского государства к проводимым в стране поисковым работам по телевиде¬нию.
От указанных традиций не отступают и составители настоящего сборника, в котором нашли отражение два хронологически разных периода. Первый период — это разработка телевизионной системы и дискуссии вокруг нее, зафиксированные в документах 1925— 1930 годов. Второй период — документы и материалы, возникшие после 1961 года и связанные с необходимостью официального подтверждения приоритета Б. П. Грабовского и его группы в созда¬нии полностью электронной телевизионной системы, которую они называли «радиотелефот», или кратко «телефот» (по-гречески теле — далеко, фот — свет).

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.