Б. П. Грабовский — изобретатель телефота. Часть 1 История Ташкентцы

Если помните, месяц назад обещал опубликовать эту книжку, постепенно начинаю выполнять.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ УЗБЕКСКОЙ ССР
ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УЗБЕКСКОЙ ССР

Б. П. ГРАБОВСКИЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ТЕЛЕФОТА
сборник документов

ТАШКЕНТ «УЗБЕКИСТАН» 1989

Сборник повествует в документах о талантливом ташкентском изобретателе Б. П. Грабовском, совместно со своим помощником И. Ф. Белянским создавшем первую в мире полностью электронную телевизионную аппаратуру («телефот»), при помощи которой 26 июля 1928 года в Ташкенте было передано движущееся телевизионное изображение, таким образом, утвержден приоритет СССР в изобретении телевидения.
Сборник носит научно-популярный характер и рассчитан как на специалистов в области телевидения, так и на преподавателей, студентов, лекторов и широкий круг читателей, интересующихся историей науки и техники.
СОСТАВИТЕЛИ:
М. Л. Вайс (ответственный составитель), П. А. Агафонов
Под редакцией, с предисловием и примечаниями В. А. Урвалова
Научный консультант Т. Г. Рахимов, кандидат технических наук
Рецензенты: П. Г. Ким, доктор исторических наук; Е. Г. Кьяндская-Попова,
кандидат технических наук. Редактор В. Колегова
Издано по заказу Министерства связи Узбекской ССР и Главного архивного управления при Совете Министров Узбекской ССР, 1989 г.

ТЕЛЕФОТ Б. П. ГРАБОВСКОГО И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТЕХНИКИ

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь и наш быт. Почти в каждой квартире почетное место, красный угол, занимает телевизор — стоит лишь включить его в электросеть, и светящийся экран начнет показывать события, удаленные от зрителя на сотни, тысячи и даже миллионы километров, сделает его очевидцем значительных событий, а порой и великих свершений. Благодаря телевидению мы «присутствуем» на Олимпийских играх, «путешествуем» по разным странам, знакомимся с произведениями искусства, хранящимися во всемирно известных музеях, видим воочию такие изумительные достижения, как выход человека в открытый космос или полет космического корабля вблизи далеких планет.
Но телевидение не только техническое средство массовой информации. Оно нашло применение и для дистанционного контроля раз¬личных производственных процессов, и в качестве электронного зрения промышленных автоматов и роботов, и как необходимый инструмент разнообразных научных исследований. Телевидение значительно расширило границы познания человеком окружающего мира, позволяя видеть под водой, под землей, в космосе, заменяя человека в недоступных для него местах и всюду, где может возникнуть опасность для его жизни или угроза здоровью.
При столь широком и стремительном распространении телеви¬дения нет ничего удивительного в том огромном интересе, который проявляется к его истории. Люди хотят знать, как создавалось те¬левидение, кому они обязаны этим рукотворным чудом, которое в отличие от иных чудес щедрого на открытия XX века стало обще¬доступным, вошло в каждый дом как поставщик информации и посредник культуры.

До последнего времени, однако, этот понятный интерес можно было удовлетворить лишь за счет кратких историко-технических обзоров, публикуемых в учебниках1, и нескольких книг, посвящен¬ных отдельным творцам телевизионной техники. Среди них можноназвать научную биографию Б. Л. Розинга2, повесть о жизни и дея¬тельности П. В. Шмакова3 да две брошюры об И. А. Адамяне4, вы¬пущенные в Армении. О других специалистах, внесших заметный вклад в развитие техники телевидения, в лучшем случае напечата¬ны небольшие статьи в газетах и журналах.
На небогатом фоне литературы по истории техники телевидения не останется незамеченным предпринятое Главным архивным уп¬равлением при Совете Министров УзССР издание сборника доку¬ментов и материалов, отражающих еще одну яркую страницу в развитии технических идей электрической передачи изображений, страницу, которая была начата и дописана в Ташкенте во второй половине двадцатых годов нашего столетия.
На этой странице по праву запечатлены имена Б. П. Грабовско-го, его соавторов и помощников В. И. Попова, Н. Г. Пискунова, И. Ф. Белянского, отдавших телевидению много сил и энергии в тяжелые годы восстановления народного хозяйства, пострадавшего от интервенции и разрухи. Их стараниями при помощи партийных и советских органов были собраны необходимые ресурсы для организации разработки, а затем и постройки первой в нашей стране (по-видимому, и в мире), целиком электронной телевизионной системы.
Случилось так, что их пионерская работа впоследствии была несправедливо забыта. Объяснение этому можно найти в том, что Б. П. Грабовский с соавторами проводил свои исследования в пе¬риод расцвета оптико-механических методов телевидения, буквально захлестнувших их работу, а в дальнейшем она затерялась среди высококачественных электронных телевизионных систем, блестяще осуществленных в конце 30-х годов в СССР, США и других странах.

Но недаром в советской исторической науке провозглашен лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто». Пристальное внимание научно-технической общественности работы Б. П. Грабовского вторично привлекли в 60-е годы в связи с празднованием 25-летия телевизионного вещания в СССР по электронному методу. Сначала даже сам факт изобретения, а затем постройки и успешной демонстрации электронной телевизионной системы в Ташкенте подвергался сомнению, развеять которое удалось только после энергичных поисков документальных свидетельств этого события.
Найденные документы были изучены в авторитетных советских и международных организациях, таких, как Академия наук СССР, Международный союз прессы по радиотехнике и электронике, Комиссия ЮНЕСКО* по вопросам науки, образования и культуры, Интервидение, ряд министерств и ведомств СССР, решениями которых имена Б. П. Грабовского и его соавторов заняли свое законное место в истории телевидения. Теперь эти документы публикуются в расчете на широкий круг читателей, интересующихся прошлым отечественной науки и техники, специалистов-историков и журналистов. О вкладе Б. П. Грабовского и его соавторов в развитие телевидения написано много. Далеко не полный список газетных и журнальных статей содержит более 150 названий, не считая упоминаний их работы в обзорах и очерках. Настоящий сборник по¬служит авторам подобных публикаций фактической базой.

Читателям будут импонировать такие черты изобретателей, как патриотизм, увлеченность техникой, самозабвенная работа ради конечного результата. Высокая цель объединяла этих людей, отличающихся друг от друга по возрасту, характеру и занимаемому по¬ложению. Кем же они были, эти труженики прогресса?

Грабовский Борис Павлович (1901—1966)— сын известного ук¬раинского поэта, умершего в ссылке, был, можно сказать, профес¬сиональным изобретателем, неважно одетым, не всегда сытым, но абсолютно чуждым погоне за материальной выгодой. Он легко ув¬лекался новыми научно-техническими идеями: строил летательные аппараты с машущими крыльями, жабры для человека, экономич¬ные электробатареи, экспериментировал в баллистике и кумуляции, изобретал оптические и электронные приборы, постоянно читал ли¬тературу по физике и химии, но высшее образование получал дол¬го— часто менял факультеты, выбирая их в зависимости от очеред¬ного увлечения, и закончил институт только в 1945 году. Он имел славу прекрасного рассказчика и в последние годы жизни напи¬сал несколько научно-фантастических романов, так и не успев под¬готовить их для опубликования.
Попов Виктор Иванович (1895—1965) родился в рабочей семье. Из окопов первой мировой войны попал в Томский технологический институт, который окончил в 1922 году. К началу конструирования телевизионной установки он считался специалистом, компетентным в области электричества и радиотехники. После Великой Отече¬ственной войны В. И. Попов перешел на преподавательскую рабо¬ту, защитил диссертацию, стал профессором электротехники в од¬ном из саратовских вузов.
Пискунов Николай Георгиевич (1886—1941?) родился и вырос в купеческой семье. Еще до революции он получил блестящее об¬разование, жил несколько лет за границей, прекрасно владел европейскими и древними языками. Он предпочитал «чистую» науку — окончил физико-математический факультет Саратовского университета, прекрасно знал математику. Н. Г. Пискунов был также неплохим музыкантом-любителем, сочинял музыку, а не¬сколько его пьес были изданы и продавались в нотных магазинах. К сожалению, его следы затерялись в годы войны.
Белянский Иван Филиппович (1907—1979) с юных лет служил в Красной Армии, демобилизовался, в 1927 году приехал в Таш¬кент и поступил лаборантом на научно-испытательную станцию округа связи. Здесь он увлекся идеями Б. П. Грабовского в области телевидения. Разделив с ним нелегкую судьбу изобретателя, Иван Филиппович после прекращения работ вернулся в армию, стал офи¬цером, прошел как дорогой отступления, так и дорогой побед. Пос-ле войны занимался общественной работой. Энергия И. Ф. Белян-ского сослужила большую службу в деле поиска публикуемых до¬кументов и материалов.
Кроме основных авторов, чьи фамилии указаны в двух патен-тах (см. док. № 32 и 65), изобретателям в разное время помогали в •служебном и добровольном порядке специалисты-рабочие и инже¬нерно-технические работники. Об их помощи и подробностях рабо¬ты самих изобретателей рассказывают приводимые в сборнике ма¬териалы.
В публикации документов по истории развития средств комму¬никации сложились определенные традиции, такие как, во-первых, включение наряду с архивными документами материалов мемуарного характера, оттеняющих документально установленное событие дополнительными подробностями, археографическое и историографическое исследование документов и их комментарий. Эти традиции проявились уже в первых документальных сборниках, посвя¬щенных изобретателю радио А. С. Попову5. В дальнейшем они были поддержаны и продолжены работниками государственных архивов, подготовивших к печати ряд документальных сборников, например, о первом отечественном радиопредприятии6 и материалы но истории связи в России7. Большое значение для всех, кто интеесуется историей радиосвязи, имеет публикация документов и материалов, связанных с разнообразной и разносторонней деятельно- стью В. И. Ленина в области радиостроительства. Среди них отметим письмо А. М. Николаева8 с пометками В. И. Ленина, свидетельствующими об интересе основателя Советского государства к проводимым в стране поисковым работам по телевиде¬нию.
От указанных традиций не отступают и составители настоящего сборника, в котором нашли отражение два хронологически разных периода. Первый период — это разработка телевизионной системы и дискуссии вокруг нее, зафиксированные в документах 1925— 1930 годов. Второй период — документы и материалы, возникшие после 1961 года и связанные с необходимостью официального подтверждения приоритета Б. П. Грабовского и его группы в созда¬нии полностью электронной телевизионной системы, которую они называли «радиотелефот», или кратко «телефот» (по-гречески теле — далеко, фот — свет).

5 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.