Где пасется «Овечка»? Ташкентцы Фото

Несмотря на то, что игрушечная железная дорога не является больше предметом мечтаний каждого мальчишки, поезда остаются тем «смутным объектом желания», к которому тянется сердце всякого представителя сильного пола. Решив выяснить, правдив ли этот миф, спросил у своего друга — человека гуманитарного склада ума и к технике не склонного, — был ли он когда-нибудь в Ташкентском музее железнодорожной техники. «Конечно, был в детстве! Там все были!»

Хоть и «неженское это дело — паровоз», водит экскурсии по пантеону остановившихся махин пенсионерка Галина Николаевна Хомякова. Буквально всю свою жизнь она посвятила железной дороге. И сегодня, выйдя на заслуженный отдых, она стала экскурсоводом. У входа ее встречает «шкодный паровоз» — чехословацкий продукт фирмы «Шкода». Его мощность — 220 лошадей, бегущих со скоростью 35 километров в час. Правда, как было сказано, о настоящем движении речи нет. Как в загадке о часах, которые «идут и не идут». Действительно, кажется, что здесь остановилось время…

Когда несколько лет назад Галина Николаевна была приглашена на работу в музей, то в первые дни не могла отделаться от ощущения, что… «все это сейчас загудит, задымится и, тронувшись с места, поедет». Легко в это веришь, ведь Галина Николаевна — потомственный железнодорожник, прошла всю лесенку от стрелочника до начальника станции. «Сегодня нахожу здесь отдушину: общаюсь с самыми разными людьми — детьми и взрослыми». Последние, в основном школьники, составляют большую часть «туристов». Их можно заметить здесь каждый день. Страсть юных к паровозам такова, что они исследуют их буквально от колес и до крыши.

Прежде чем войти в Музей истории, проходим мимо вагонов, многим из которых уже более, чем полвека. Для большей наглядности здесь хотят «классифицировать», показывать публике, особенно младшей, какой из них общий, какой — плацкартный или купейный. Но пока это составляет лишь планы, посетителям предлагают пройти в сам музей.
Войдя, видишь макет бронепоезда, изготовленного нашим земляком — фельдшером Сабиром Валихановым. Он был одним из тех, кто первым откликнулся на открытие музея, создав бронепоезд в миниатюре. Когда-то его «большие прототипы» сыграли важную роль в борьбе с фашистами. Сделан макет очень тщательно: можно рассмотреть платформу прикрытия, которая «взлетает», если под колесами оказывается мина, и позволяет поезду дать задний ход; лежат здесь и «мешки с песком» для защиты артиллеристов, столь же тщательно выполнен солдатский вагон с миниатюрными орудиями и амбразурами. Рядом стоят антикварные предметы, имевшие когда-то вполне будничное назначение: семафоры, чемоданчик машиниста, сигнальные флажки…… Чего стоит один электрожезловой аппарат, сегодняшнему человеку малопонятный. Необходим он был для безопасного «разведения» машин на разъездах. С этой целью каждый жезл был подписан названием того или иного пункта направления. Покинуть станцию без этой «штуки» машинист не имел права. Послушаем Галину Николаевну:
— Проезжая мимо станции на скорости 70 км/ч, помощник машиниста принимал новый жезл. Ловил он его на руку, продевая ее внутрь огромного металлического круга. Но если жезл подавать вручную, можно получить серьезные травмы: просто, скажем, задеть за состав. Поэтому, уже работая в одном из отделений близ Термеза, использовала специальный обмениватель. Он автоматически «передавал» жезл устройству на локомотиве.
И вот подтверждение: на стене «историческое фото», на котором Галина Николаевна устанавливает в обменник жезл, похожий на ракетку без сетки. Сегодня все это, увы, история. Из исторической техники в музее можно увидеть пульт управления поездом и телеграфный аппарат (марки «Сименс и Гальске»), а рядом, разумеется, таблица азбуки Морзе. Кстати, когда некоторое время назад музей посещал представитель «Сименса», он подарил ему один из первых компьютеров, выпущенных компанией. Так и соседствуют они — стар (аппарат с «морзянкой») и млад (ПК с монитором).
Довольно часто посещают музей иностранцы. Как правило, это технические специалисты, исследователи, для которых знакомство с экспонатами — уникальный опыт. Был здесь недавно и инженер из Баварии, любопытный не менее, чем школьники (также тщательно «излазил» каждый экспонат). В журнале отзывов записи сделаны на самых разных языках. Одну из них, весьма своеобразную, хотелось бы привести здесь: «Он (музей) соперничает с железнодорожным музеем в Йорке (Англия). Поразительная коллекция, которая заслуживает мировой известности. Напоминает о Транссибирской магистрали и докторе Живаго. Клэр и Род Брук. Йоркшир, Англия».
Кому-то из гостей увиденное так нравится, что предлагают большие деньги за экспонаты. (Один из макетов оценили в тысячу долларов!) «Не продается, — говорят сотрудники. — Его когда-то делали школьники. Это подарок детей и он останется у нас». Конечно, здесь не только принимают подарки от юных поклонников, но и делают для них все возможное. На территории музея действует детская железная дорога, пользующаяся большим успехом.
— У нас постоянно крутятся десятка три пацанов — учеников младших классов, — рассказывает главный хранитель фондов музея Борис Соболев. — Сначала приходят к нам довольно часто и постепенно превращаются в машинистов. Сейчас мы устанавливаем для них специальный тренажер. Что скрывать, все мы стареем и должны готовить для себя новую молодую смену. Сами обеспечиваем себя инженерными, техническими и рабочими кадрами.
К «голубой мечте» относят здесь и дальнейшую реконструкцию музея. Этим здесь в ближайшее время будут заниматься все сотрудники во главе с директором Хасаном Махмудовым, кадровым железнодорожником, прошедшим большую трудовую школу. Хотят создать «галерею передовиков», оснастить музей подвижными макетами. «Ведь если бы все это работало, двигалось и крутилось — стало бы намного интереснее!» — говорит Галина Николаевна.

Пока что крутиться приходится самим: ведь на покраску одного экспоната требуется около миллиона сумов! А экспонатов здесь достаточно — 13 паровозов, 18 тепловозов, 2 электровоза, один электропоезд, 9 единиц путеремонтной и путестроительной техники, 8 вагонов. Последний раз «хозяйство» обновляли в прошлом году, тогда же изготовили и новые пояснительные таблички. Следить нужно и за чистотой путей, пешеходных дорожек, сохранностью самой истории.
Есть здесь и известный экспонат-кинозвезда. Паровоз «Овечка» (от названия серии «Ов»: основной паровоз конструкции Лопушинского), как говорят, семь раз снимался в кино! Самая известная его роль — в знаменитой киноэпопее «Неуловимые мстители». Однако сегодня «Овечку» стреножили, поставив на вечный покой.
Стоит она теперь в Ташкентском музее железнодорожной техники. Не разгорается внутри нее больше топка, не суетится кочегар. Вместе с друзьями «Овечка» приехала на последнюю свою станцию. Имя которой — музей.

Валерий Печейкин.

3 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.