Исследования о Хамзе Хакимзода Ниёзи История
Надира Хидоятова пишет в ФБ
Доброе утро, друзья. Вчера в комментариях под статьёй о басмачах почему-то перешли к Хамзе Хакимзода. И один неприятный человек, сам того не желая, сделал весьма полезное дело — дал ссылку на статью Наима Каримова, который подробно описал, что послужило причиной смерти Хамзы.
Я безапелляционно верю Наиму Каримову, человеку, который всегда работал только с первоисточниками. Мне посчастливилось знать его лично. К сожалению, Наимака покинул нас в прошлом году.

В этом посте я кратко перескажу суть его исследования. С моей точки зрения, это очень интересно.
В конце 1920-х годов советская власть начала в Узбекистане кампанию против религиозных обрядов и духовенства. Эта борьба проводилась жёстко и сверху, без учёта чувств людей. Хамза Хакимзода Ниёзи — известный поэт и активист, стал одним из тех, кто должен был проводить эту политику на местах.
Весной 1928 года Хамзу направили в село Шахимардан, считавшееся святым местом. Туда приезжали паломники, там жили шейхи и муллы, существовали мечети, вакуфные земли и мавзолей. Хамза должен был закрыть мечети и передать их под клубы и артели, изъять земли у духовенства, ограничить влияние религии и «просветить» население — объяснить, что старые обряды вредны.
Он действовал неосторожно и грубо. В донесениях говорится, что он заставлял шейхов под угрозой ареста подписывать отречение от духовного звания, угрожал батраками разрушить все мавзолеи и вёл себя как властный человек, а не как учитель.
Для жителей Шахимардона его действия выглядели как надругательство над верой. Он не объяснял, он приказывал. Он не искал союзников, а запугивал противников. Шейхи подали жалобы в вышестоящие органы, обвиняя Хамзу в насилии и оскорблениях. Но ни Ферганский отдел ГПУ, ни партийный комитет не приняли мер, хотя знали, что там растёт напряжение.
К марту 1929 года в селе уже зрела ненависть. Когда Хамза вернулся туда после съезда, он продолжил в прежнем духе: потребовал изъять вакуфные земли, закрыть мечети и открыть клубы. А 18 марта, вместе с помощниками, отправился на кладбище — снимать религиозные знамена и бубны.
Это стало искрой. Толпа собралась быстро — мужчины, женщины, шейхи. Кто-то крикнул, что Хамза разрушает могилу святого. Началась паника, а затем нападение. Хамзу и его спутников избили насмерть. Тело бросили в арык.
Хамзу убили не только из-за веры. Это было столкновение двух миров — нового, советского, и старого, религиозного. Он стал лицом политики, которая для народа выглядела как насилие над их образом жизни. Он не был палачом, но отождествлялся с властью, которая рушила привычный порядок.
И ещё — он не чувствовал меры. Хотел ускорить перемены, но не понял, что принуждение не просвещает. По сути, его убили за чрезмерное рвение и отсутствие осторожности.
После его смерти власти назвали это восстанием тёмных сил против просвещения. Но если отбросить лозунги, видно другое: в Шахимардане произошёл человеческий взрыв страха и непонимания. Люди защищали не религию как систему, а то, что для них означало смысл жизни. А Хамза, уверенный в своей правоте, оказался в центре конфликта, которого сам не ожидал.
Хамзу не стоит ни героизировать, ни проклинать. Он стал жертвой времени, где идеология заменила здравый смысл, а искренность — осторожность. Он ошибся в методе, но не в желании изменить жизнь к лучшему. И погиб потому, что власть послала поэта делать дело полицейского.
Ирина Хилкова
….. Умное, красивое лицо …
Трагическая судьба яркого пассионария!
…Но у советской власти были и замечательные компании для лучшей жизни народа и много хорошего пришло на нашу землю. Нельзя однобоко , настойчиво связывать советскую власть с негативом и горем. Это не верно.
насыр султанов
Ирина Хилкова Ты — Молодец Ирина! Сказав: «много хорошего пришло на Нашу землю» Не отожествляя себя с завоевателями Азии, а ставя Себя в ряды граждан этой земли.» Делая Тебя сразу Своей! — соотечественницей! А не как некоторые, высокомерно говорящие: мы вам принесли культуру, построили железную дорогу и пр.
Ирина Хилкова
насыр султанов Я здесь родилась и это мой дом. Я даже не могу по-другому думать.
Рустам Джавадов
Ирина Хилкова Хорошо и удобно размышлять , с позиции сегодняшнего дня. С точки зрения сытой и комфортной жизни. Представьте или перенесите себя в то время- чисто гипотетически. Пришли люди и принесли новые идеи. С другой ментальностью , культурой и образом жизни. Всё это вызвало протесты и негодование народа. Началась гражданская война, голод и разруха. Которая длилась десятилетия. В след за этим началось ещё худшее, коллективизация, продразверстка , военный коммунизм и репрессии. Весь этот ужас закончился только, при Хрущеве.
Jamshid Muslimov
Ирина Хилкова его бы все равно расстреляли 36-37-38 годы. он был намного радикальнее чем Чулпан, Кадыри, Фитрат и многие другие.
Jamshid Muslimov
По поводу некоторых специалистов — историков.. у меня есть осторожность. Был такой ютюберский фильм про джадидов, в основном о том как их убивали а не про то, чем джадиды жили, как жили. Как всегда — похоронное поминание. Но не это главное…
Там было сказано, что советская власть репрессировала джадидов ввиду усиления националистических и фашистских движений в Европе. И чтобы уберечь народ о фашизма, она решила действовать на опережение, хотя и «немножко» переборщила.
В этом явно вшито оправдание, хоть и частичное, репрессий и старый нарратив кгб.
Фашистский фактор в Европе тут не причем. С самого начала джадиды, бывшие младо-бухарцы (потом ставшие коммунистами), национальные модернисты рассматривались большевиками как классовые враги которых надо перформатировать, а лучше расстреливать. Но нац.просветительские элементы нужны были на время становления большевисткой власти.
Об этом свидетельствуют статьи, письма, доклады, протоколы большевиков в Москве по национальному вопросу. Известны предсмертные споры Ленина с партийной элитой в Кремле относительно великодержавного шовинизма в большевистком руководстве… Ленин больше ожидал революции в развитых кап странах, а Азию и Кавказ надо было оставить с их национальными просветителями, лидерами даже если они буржуазны и клерикальны как необходимый исторический виток. Хотя Абдуррахман Авторханов, историк, непосредственный наблюдатель и участник (его расстреливали как нац буржуазный элемент, но его удавалось спасать) этих процессов считает что тут больше был спор о методах а не приницпах комунизации Азии и Кавказа.
Как бы ни было, идеологический антагонизм между большевизмом и национальным возрождением был с самого начала. И уничтожение первыми вторых было неизбежно.
Так вот в этом фильме об этом не говорилось. А просто сказали — «лес рубили, щепки полетели». Я писал об этом пост. На это одна из продюсеров или режжисеров сказала мне, что создатели фильма мало разбираются в теме и пологались на мнения специалистов, которые участвовали в фильме.
Там, насколько я помню, было трое историков. Среди них был и Наим ака. Я не знаю именно кто дал этот чекистский нарратив. Но факт — никто из них после выхода не высказались об этом. Ошибка серьезная. Не техническая.
Надира Хидоятова
Jamshid Muslimov да, я согласна с Вами. Постоянно делается акцент на их смерти. Но, мало пишут об их достижениях. И то, что фильмы о джадидах делают люди не в теме плохо отражается на восприятии. Но, я понимаю о каком фильме Вы говорите. Все равно это было прорывом.
Рано Ибрагимова
1)Чтобы рассуждать о Хамзе нужно перелопатить архив Хамзы собственноручно. Без доказательной базы, без ссылки на архив, со слов выводы о нём бездоказательны. Или хотя бы пятитомник Хамзы академическое издание просмотреть. Сорок человек не смогли бы сделать то, что он одил сделал в области просвещения за такой маленький срок его деятельности.
2) Насчёт того что он «любил пофлиртовать» не стоит утверждать не просмотрев архив, протоколы составленные на тот момент о проделанных работ Хамзой на то время. Он также как наши нынешние певцы и поэты был в тренде, в моде. И у Хамзы были поклонницы. Это отдельная тема.
3) В архиве много материалов о Хамзе для служебного пользования — закрытые, необходим допуск. Они д оконца не исследованы. И, материал о дне смерти Хамзы есть и там даже перечислены имена участников кто участвовал в избиение (тошбўрон).
Даже к архивным материалом в общей сложности, не только архиву Хамзы, необходимо относиться с большим вниманием, с максимальной логикой, в смысле что как бы они не считались доказательной базой, за архивными материалами, за протоколами тоже стоит человек, его видения, его выводы. Изучающий архив тоже имеет свою точку зрения, который может не совпадать с мнением многих.
О Хамзе книга Юсуфа Султана «Ҳамза» серого цвета, не смотря на маленький объём, самая достоверная, подтверждённая архивными материалами.
Надира Хидоятова
Рано Ибрагимова я думаю что Вы знаете что Наим Каримов работал только архивными источниками, даже с засекреченными. И мы не обсуждаем жизнь и деятельность Хамзы. А только лишь причины его гибели.
Арифджан Салимов
Надира Хидоятова, до исследования глукоуважаемого покойного НАИМА КАРИМОВА многим писателям не было суждено вникат в архив где хранился документы ,»СЕКРЕТНО’….Поэтому между исследователей-писателями постоянно были обсуждения «искажения» о последные годы жизны Хамзы…Благодарья Наима Каримова всё стало правдивыми ИСТОРИЯ СМЕРТИ ХАМЗА ХАКИМЗОДА НИЯЗИ.
Между прочим такая же история было и раньше покойной ГОГИ ХИДОЯТОВЫМ …когда он писал про Истории «ШЕЙБАНИДЫ»…
К сожалении до сих пор никто из «истрриков» не согут должным образом вникат к истории который создал государство ЎЗБЕКИСТОН ТАРИХИ. ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА. HISTORY OF UZBEKISTAN
Irina Lukianov
Одна из главных ошибок — стремление подогнать всех под одну гребенку и навесить ярлычок. У Окуджавы была малоисполняемая песня о ярлыках, в ней об этом хорошо сказано. Яркий, талантливый и незаурядный человек значительно сложнее , чем определение «черный -белый» и его жизнь, так же, как и жизнь общества в целом, не окрашена в два цвета. А люди по-прежнему стремятся уложить все в понятия » враг -друг», «свой- чужой», » кто не с нами, тот против нас». И мечутся стрелки оценок и мнений то вправо, то влево до крайних оценок. А за ними — трагедия человеческих судеб и памяти о них.
Надира Хидоятова
Irina Lukianov я согласна с Вами. Все гораздо сложнее.
Евгений Скляревский
Спасибо за интересный материал и интересные взвешенное обсуждение. Стоит учитывать, как мне кажется, ещё и тот фактор, что ему большевики дали задание и он должен был «показать результаты», иначе и его ждали репрессии, возможно поэтому он использовал грубые методы.
Надира Хидоятова
Евгений Скляревский безусловно.
Jamshid Muslimov
Evgeniy Sklyarevskiy очень советую почитать Адиба Халида, по архивным данным и воспоминаниям свидетелей просветители такие как Хамза и первые «женсоветы» действовали намного активнее чем их просили большевики. Их рвение беспокоило большевстское начальство, пытались остудить пыл потому что боялись волнений. Хамза действовал по зову сердца как настоящий радикал, это не страх репрессий
Abdusalom Ergashev
Мне удалось с детства и юношества услышать от очевидцев о последних годах жизни и деятельности Хамзы в моем кишлаке Шахимардан. Он,как человек, имеющий религиозное и светское образование наряду с просветительской работой боролся с чуждыми элементами , противоречащими аксиоме единобожия,внедренными в религиозные обряды. Такой поступок Х.Х.Ниязи,естественно,был крайне враждебным для того слоя населения,у которого обряды паломничества т.н.могилы Хазрата Али являлись основным средством существования.
Alexander Volkov
Хамза
Надира . Вы написали о Хамза Хакимзода . Я не Историк и все мои знания об истории особенно нашего Края , это мои личные воспоминания и переживания . Я помню , как отец написал портрет Хамзы . В годы войны у нас в доме появился молодой художник и поэт Рафаил Такташ , его привел отец ,как восторженного почитателя творчества . Это были годы , когда отец подвергался гонениям и мало кто решался к нему приближаться.. .Рафик , как мы его называли, к 50 годам стал искусствоведом и страстно мечтал помочь в признании творчества отца. Одержимый этой идеей он задумал , как помочь прервать это несправедливое отношение . Он задумал , что отец напишет портрет важной для республики личности , тогда назревал какой -то юбилей ХамзаХаким Заде . Помню как Рафик приходил к отцу приносил фото Хамзы , читал его стихи в переводе на русский . Отец не сразу проникся этой идеей , но чтение стихов рассказы Рафика о трагической судьбе поэта рано или поздно склонили отца написать этот портрет. Тем более судьба поэта и его гибель в Шахимардане , ведь отец родился в Фергане ( Скобелеве ) И Шахимардан был его любимым местом , которому он посвятил несколько работ. Я тоже не раз бывал в Шахимардане посещение и жизнь в этом этом кишлаке оказало влияние на мое творчество. Тут я уклонился от главной темы моего рассказа. Отец видел Хамзу мельком на ходу на одной из уличек Шахимардана , что тоже подтолкнуло его к написанию портрета. Все — таки это было время , когда Хамза был поднят на щит , как основоположник Узбекской советской поэзии , готовилась выставка посвящённая его личности . Художникам выдавали заказы к готовящейся выставке . В эти дни пришёл брат очень окрыленный предложением Виктора Ивановича Уфимцева написать картину « Гибель Хамзы» тогда появилась тенденция , когда маститый художник приглашал молодого подающего надежды мастера для совместной работы и передачи опыта . Все было поставлено на серьёзную ногу . Приличный гонорар выезд художников в оплаченную командировку для ознакомления с историческим местом гибели поэта. Окрыленный таким предложением брат восторженно поведал об этом отцу . Тот посмотрел на него внимательно и сказал спокойным голосом — «не советую» и столь весомой была реплика отца , что брат понял что его занесло не туда . Вместо Брата В.Уфимцев пригласил набирающего популярность художника В.Размахова. Картина у них получилась, Слабая и исторически лживая, это был провал ( по — моему искусствоведы её сейчас не вспоминают, как как важную веху в истории живописи Узбекистана.

Отец очень серьёзно и глубоко отнесся к созданию Портрета. Его подкупила история жизни и трагедии поэта, как она тогда трактовалась Стихи облик поэта его вдохновили. Но надежды Рафаила Такташа на то, что портрет Хамзы поможет прорвать глухую стену вокруг творчества А Волкова не оправдались. Его как всегда обвинили в искажении образа портретируемого и не со традициям социалистического реализма . В результате портрет не попал на выставку . Но история всё ставит на свои места портрет занял через многие десятилетия достойное место в музее и в иконографии творчества отца.
Pulat Hashim
Убийство Хамзы в Шахимардане — это не просто преступление, а вопиющий акт варварского средневековья, совершенный религиозными фанатиками и басмачами, которые забили поэта камнями за его прогрессивные идеи. Этот 40-летний просветитель, основоположник узбекской советской литературы, драматург и композитор, боролся за равноправие женщин, против паранджи и духовенства, которое душило народ суевериями и невежеством. Его пьесы вроде «Проделок Майсары» и «Тайны паранджи» разоблачали социальное рабство, а стихи призывали к революционным переменам, делая его опасным для тех, кто цеплялся за феодальное рабство. Басмачи, пособники отсталости, — не просто лишили жизни гения, они пытались задушить саму надежду на просвещение в узбекском обществе. Надев на него мешок, задушив и добив камнями, они продемонстрировали всю мерзость фанатизма: вместо аргументов — кулаки и камни, вместо диалога — кровь. Это был удар по будущему Средней Азии, где Хамза собирал народные песни, ставил первые спектакли и сеял семена социализма, несмотря на то что даже партия исключила его за критику «каши» революции. Но он не сломался — и за это заплатил жизнью.
Такие убийства — позор для человечества, напоминание, что невежество всегда бьет первым. Хамза не зря стал символом: его мавзолей в Шахимардане стоит как вечный упрек тем, кто до сих пор прячется за догмами. Если бы не эти фанатики, узбекская культура расцвела бы ярче, а не в тени их злобы. Это преступление против прогресса, и оно заслуживает только презрения и осуждения, без всяких оправданий.
Очень интересное обсуждение. Я не могу подниматься на высоты идеологического противостояния или углубляться в недра истории. Я смотрю на Хамзу, как на человека ТЕАТРА: великолепного драматурга, режиссёра и актёра. В его образе жизни, человеческой пылкости, бешеном темпераменте, бескомпромиссности я вижу уникальную творческую личность, возможно, гения искусства Театра. Мне очень легко представить его на сцене. Он мог бы в своих пьесах играть, как бунтаря Гафура, так и рассудительных молодых героев, даже комических персонажей, но этот вулкан всегда бурлил в его груди. Зрители поколения наших родителей не увидели ни самого Хамзу на сцене, ни его Театра, который мог бы просиять где-нибудь в Коканде, например.
Скажите, мог ли этот человек быть комиссаром? Терпеливым учителем? Как случилось, что ему не нашлось места на сценах Узбекистана? Куда подевалась его труппа? Какой злодей отправил Творческую Личность такого склада в Шахимардан, место поклонения Святому, где религиозные взгляды были особенно сильны? Вот он один одинёшенек и играл свои моно-спектакли на эшафоте. Боюсь, что в сердце его поселилось отчаяние.
Я думаю, вокруг Хамзы чавкало болото зависти. Новый театральный мир Узбекистана только складывался и кто-то стремился занять в нём тёплую норку. Иначе, как объяснить факт пропажи полных экземпляров его пьес? Всё, что мы с вами знаем, составлено из экземпляров ролей, сохранившихся у актёров. Не политика, а Злодейство погубило Хамзу.
Лидия Козлова[Цитировать]
«.. его мавзолей в Шахимардане стоит как вечный упрек тем, кто до сих пор прячется за догмами ..» — зумеры атакуют!
Понятно, что убийства совершают те кто на это способен (а учительниц разделывали вообще извращенцы) и как удобно приписать это тем кто возмущен.. да еще «прячется за догмами», то есть старшему поколению! По нормальной логике те кто возмущался действиями молодого экстремиста (то есть, прошу прощения — экономиста.. нет — пропагандиста :) — защитники устоев! Да, просто — человеческого достоинства, права жить как принято у этого народа, без пришлых «пророков» с Марксом под мышкой.. и, как показывает история — ведущих народы в пропасть, в нынешнюю катастрофу человечества!
AK[Цитировать]
Надо же. А в фильме » Огненные дороги » его смерть прям так описали . Как 300 спартанцев
Николай[Цитировать]
Его отправили в Шахимардан в рамках «Худжум», верно? Вот и вся недолга. Религиозным деятелям и верующим того времени (да и сейчас) очень не хочется чтобы женщин считали за людей. Вот Хамза, в постановках которого играли женщины, или мужчины переодетые в женщин и стал жертвой «Худжума».
secret.uzbek[Цитировать]
детский психолог Ирина Медведева из своей 40-летней практики лечения проблемных детей отмечает возможность их излечения только если родители согласны избавиться от своих заблуждений, механизм похожий на алкоголизм (я считаю их зомби :) Вот как раз «освобождение женщин» и есть тот механизм из-за которого две трети общества «моральные алкоголики».. и это поколение миллениалов.. у зомби-зумеров вообще не будет детей!
AK[Цитировать]
Всё было далеко не так как было показано в фильме-сериале «Огненные дороги». В этой статье тоже много неправды. Вот факты со слов консультанта сериала, узбекского филолога, доктора филологических наук Лазиза Каюмова. Действительно, Хамза был женат на русской женщине Аксинье Уварове. После замужества Аксинья Уварова приняла ислам и получила новое имя — Зухра. У Хамзы и Зухры родился сын Гияс и дочь. Но дочь долго не прожила, а сын умер в возрате 10 лет.
В фильме Аксинья погибает в пожаре. Это тоже полная неправда. Зухра из-за постоянных преследований со стороны исламистов вместе с детьми уехала к родителям в Тамбовскую губернию. Там Зухра снова стала Аксиньей и вышла замуж за русского офицера. Хамза сильно переживал развод с первой женой, которую он очень любил. Позже он женился ещё раз и во втором браке у него родился сын. К сожалению, его второй сын тоже умер на поле боя под Орлом в Великую Отечественную Войну. Хамза был убит после того, как он попытался остановить уличную драку. Его засунули в мешок и забили камнями скорее уличные хулиганы, чем исламисты.
Хамза оставил великое наследие и сделал немало для развития Узбекистана. Он был яростным критиком и царской России и новой советской власти. К сожалению, его наследие сейчас не ценится, а его имя стерто из всех топонимов и названий. После 1991 года его пьесы и фильмы о нем больше не показывали. Надеюсь, что все это временно и о Хамзе снова вспомнят.
From Tashkent[Цитировать]
Это вам не СТРАСТИ ПО ХУДЖУМУ! «В Чечне проведут разъяснительные беседы с женщинами, не носящими платок. Об этом сообщил помощник главы региона Рамзана Кадырова, замминистра по делам молодежи Амир Сугаипов, пишет ИА «Чечня сегодня».
Чиновник отметил, что женщины с покрытой головой выглядят более эстетично и достойно с точки зрения религии и традиций. Речь идет не о хиджабе, а о головном уборе, который демонстрирует уважение к чеченской культуре.
«С теми, кто не будет слушать, мы будем проводить личные беседы — и с ними, и с их родителями. Мы переживаем и заботимся о наших сестрах», — подчеркнул Сугаипов».
Лидия Козлова[Цитировать]
Несмотря на то, что Чечня ежедневно получает субсидии в более чем одного миллиарда рублей, там росийские законы уже давно не действительны. Это именно то, что юридически называется независимостью. Так что там всё хорошо, — и деньги есть и полная независимость имеется. При Хамзе такого, конечно, не было.
Галина[Цитировать]
Я согласна с Галиной. В России за такое преступление, о котором Вы пишите, немедленно под суд отдают. Если какой-нибудь чел попробует заставить женщину носить платок где-нибудь, скажем, в Ростове-на-Дону или в Саратове, то такому челу шконка годика на два гарантированно обсеспечена. Но в Чечне российские законы давно не работают и то что Вы, Лидия, написали лишь подтверждает сказанное о том, что Чечня уже де-факто независима. При этом Чечня достаточно обеспечена, живя засчет щедрых российских субсидий. А Хамзе, критиковавшему сначала царскую Россию, а потом разочировавшись и советскую власть, такое и не снилось.
Elena[Цитировать]
Чего там Хамзе не снилось?
secret.uzbek[Цитировать]
Хамзе не снились байки-бабайки от Карамзина.
Boris[Цитировать]