#нетвойне

О первых ташкентских общественных садах и парках История Старые фото

Юрий Флыгин

До интеграции в состав Российской империи Ташкент, как и любой другой среднеазиатский город, не имели общественных садов и парков. В Ташкенте вообще было очень мало растительности. Заводить сады, а того паче декоративные, то есть с позиции местных жителей бесполезные парки было невозможно из-за отсутствия свободных площадей. Город был ограничен стенами, в пределах которых должно было размещаться постоянно растущее население.

Сергей Пряхин. «Ташкент» (номерная серия). Издание -Э.К.Хлубна, Ташкент. Номер в серии 10 (нижний правый угол оборотной стороны). Годы выпуска серии 1913 — 1917 гг

Если в редких случаях территория двора позволяла, то хозяева конечно могли завести пару фруктовых деревьев и виноградных лоз. Однако многие жители имели фруктовые сады, но они были расположены за стенами, на прилегающих к городу землях. Эти сады и видели в первую очередь путешественники, приезжавшие в Ташкент, и им казалось, что город утопает в садах.

Первые общественные парки появились в Ташкенте в «русском» городе. Ещё основатель Русского Ташкента, устроитель Туркестанского края К.П.Кауфман озаботился о выделении под устройство парка земли в центре города. В 1882 году Городской голова Константин Михайлович Максимович обратил внимание на этот вопрос и предложил наконец-то обустроить парк. Идея хороша да денег-то в бедной городской казне нет. Максимович предложил сделать сбор средств среди гласных (депутатов) Гордумы и жителей русского города. И сам сделал почин, сразу же отдав очень большую сумму — 100 рублей. Обустройство сада обошлось в 2 тысячи рублей. Депутаты и горожане собрали 700 рублей, остальные выделили Гордума и государственные институции. Парк обустроили очень быстро, до конца 1882 года. Впоследствии там появились различные увеселительные и досуговые заведения — рестораны, синематографы, киоски с мороженым и прохладительными напитками. В 1890 году в центре парка был установлен памятник в честь воинов, участников Туркестанских походов по проекту знаменитого академика М.О.Микешина и А.И.Вилькинса. С 1886 года в парке проводились разные выставки.

Первоначально территория парка была гораздо больше той, которую знавали нынешние городские старожилы. Она доходила до здания бывшей 2-й женской гимназии (в советские годы один из корпусов Среднеазиатского университета, авиационный техникум, а ныне ташкентский филиал Вестминстерского университета). Ташкентские старожилы помнят конечно этот парк по советским временам как парк имени Горького, после 1991 года ставший приватным парком городской администрации (хокимията). Сейчас он перешел во владение какого-то банка и вроде опять стал доступен для посещения простыми смертными. Однако площадь его изрядно сократилась и он пожалуй уже не тянет на статус парка, став вторым сквером по соседству со старым сквером кауфманских времен, находящимся буквально через дорогу.

Нынешний сквер Амира Темура (Марказий хиёбони, сквер Октябрьской революции) является наследником Константиновского сквера, устроенного на бывшей Константиновской площади перед мужской и 1-й женской гимназиями. Площадь эта подразумевалась как один из городских центров ещё при Кауфмане и неофициально получила свое имя в его честь при жизни первого генерал-губернатора. Но у Константина Петровича как-то всё руки не доходили до её обустройства, было много дел и большей важности. Она заросла кустарниками, замусорилась, стала прибежищем маргиналов. Дело изменилось при продолжателе Кауфмана — М.Г.Черняеве. Тот приказал осенью 1883 года очистить территорию и поручил инженеру Н.Ф.Ульянову спланировать сквер. Что тот и выполнил, как утверждают, за одну ночь. Причём, план сей очень понравился Михаилу Григорьевичу и он попросил осуществить его как можно быстрее. Это было сделано буквально за месяц благодаря трудам солдат 12-го Туркестанского линейного батальона и их командира Константина Викентьевича Церпицкого. Заложенная Ульяновым планировка сохранилась до сих пор. От сквера радиусами расходились главные на то время улицы — Московская, Петербургская, Пушкинская улицы, Кауфманский и Куйлюкский проспекты. Улицы эти и сейчас существуют, но с другими названиями.

Деньги на обустройство нового сквера опять-таки собрали русские жители Ташкента. В делах по благоустройству сквера очень активно участвовал полковник Степан Романович Путинцев, вскоре ставший новым Городским головой. Он заслужил славу как один из самых деятельных руководителей городского самоуправления. В центре сквера в 1913 году был установлен прекрасный памятник К.П.Кауфману. Понятное дело, что при Советах памятники и в сквере, и в городском парке были уничтожены. Также до 1917 года в сквере сохранялся памятник над первоначальным захоронением Кауфмана. Впоследствии прах его был перенесён в Спасо-Преображенский собор, уничтоженный в начале 30-х годов прошлого века вместе с захоронениями нескольких крупных деятелей дореволюционного Туркестана.

Летописец Ташкента начала XX века А.И.Добросмыслов писал в своё время, что «Константиновский сквер представляет лучшее место для отдыха в летнее время… Роскошные карагачи дают чудную освежающую прохладу, которою пользуются горожане, отдыхая на удобных скамейках». Сейчас он так бы не сказал, функция сквера изменилась и он является отнюдь не лучшим местом для отдыха . Но все равно служит украшением города.
О других парках и скверах Ташкента напишу в следующий раз. 
Источник.


Некоторые комментарии.
Евгений Скляревский. Ещё на сквер выходила улица Николаевская, позже Коммунистическая. Спасибо за рассказ про сквер

Юрий Флыгин. Да, была и такая улица, как раз от нынешнего Уголка цыплячьего. Но она как-то и до революции была маловидной вроде, её мало кто представляет, поэтому и не стал упоминать. Но пожалуй надо поправить. Добавлю.

Евгений Скляревский. Юрий Степанович, из Вашей статьи можно понять, что первоначально Константиновская площадь была как сквер перед гимназиями и лишь потом ей придали статус геометрического центра, где пересекаются главные дороги нового города? Так ли это или совпадения, что гимназии оказались на сквере?

Юрий Флыгин. Я так понял… Когда разрабатывался план (инж. А.В.Макаровым, до него были и другие планы) строительства «нового города» в Ташкенте (есть мнения, что при этом вдохновлялись проектами Петербурга и Парижа), то был определен некий центр, площадь (которая при Кауфмане так и не имела официального названия, хотя уже при его жизни её местные обыватели именовали «Константиновской»).

Почему-то ни Кауфман, ни городские власти особо не занимались приданием этой площади вида, достойного её «центровой» роли. Впрочем, это понятно, почему — на всё нужны деньги, а их всегда не хватает. Да и строили тогда, понятное дело, не так быстро как сейчас. Видимо, во времена Кауфмана место подразумевалось именно в роли площади, а не сквера (зачем бы его создавать, когда рядом уже определено место для парка?) Долгое время площадь была неухожена, пишут, что там даже в зарослях тусовались всякие сомнительные люди. Гимназии были построены в центре — для своего времени это в Ташкенте были объекты с ролью гораздо более высокой, чем роль нынешней средней школы. Да и архитектурно это были доминантные сооружения в городе. Им, естественно, определили место в центре. Там же в те времена предполагалось строительство некоторых административных зданий. Но всегда последнее слово говорили деньги, то бишь их отсутствие и изменявшаяся ситуация. По центру ведь и в советское время, в 30-50 годы были невероятно интересные и оригинальные проекты. Но опять-таки, упомянутые факторы всё корректировали.

Почему Черняев выбрал вариант со сквером? Вот не знаю. Но пытаюсь уточнить. Могу предполагать — устроить сквер было дешевле и проще, чем обустраивать площадь. Да и сквер тогда наверное имел несколько иную функцию, он же был проездной. В основу его планировки была положена идея пересечения в его центре двух больших и доминантных в городском планировании проспектов — Кауфманского и Московского. Они как бы делили сквер на четыре зоны, четыре отдельных скверика, каждый со своей системой пешеходных дорожек.
 

32 комментария

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Как всегда очередной поклёп. «Белые люди» «интегрировали» то есть кровавыми штурмами захватили Туркестан и после этого начали строить свои каменные города и засаживать их бесполезными деревьями, сетуя на то что у аборигенов нету привычки к садам? Бред… Читайте ибн Батуту и прочих путешественников вплоть до самого Армина Вамбери. Там ясно утверждается о тысячелетних традициях садово-паркового искусства Средней Азии.

    https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-sadovo-parkovoy-arhitektury-srednevekovyh-gorodov-sredney-azii

    https://shoqan.kz/incompleted/works_puteshestvenniki_v_sredney_azii/

    https://www.academia.edu/49151320/Пугаченкова_Г_А_Садово_парковое_искусство_Средней_Азии_в_эпоху_Тимура_и_Тимуридов_Труды_Среднеазиатского_государственного_университета_Новая_серия_Вып_XXIII_Гуманитарные_науки_Кн_4_Ташкент_1951

    https://cyberleninka.ru/article/n/landshaftnoe-zodchestvo-tsentralnoy-azii

    Пугаченкова Г.А. Садово-парковое искусство Средней Азии в эпоху Тимура и Тимуридов // Труды САГУ Новая серия. Вып. 23. Гуманитарные науки. Кн. 4. — Ташкент, 1951.

    Алимов Ў. Ўрта асрларда Мовароуннаҳрда боғчилик хўжалиги тарихи. – Тошкент: Фан, 1984.

    Клавихо Р.Г. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. // Подлинный текст с переводом и примечаниями, составленными под ред. И.И.Срезневского. Сб.: 1881.

    Сухарев И.А. Сад – дворец Темура Давлат – Абад. Труды УзГУ. Новая серия, №14, История, Вып.2. – Ташкент, 1940.

    Нозилов Д.А. Марказий Осиё меъморчилигида интерьер. – Тошкент, 2005.

    Массон М.Е., Пугаченкова Г.А. Шахрисабз при Темуре и Улугбека. Труды САГУ. Вып. 61. Гуманитарные науки. Кн. 6. Археология Средней Азии. – 1953.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Джазари

    Юсупова М. Садово-парковые ансамбли бухарского оазиса // Санъатшунослик масалалари. II-тўплам, — Тошкент: 2005.

    https://eo.iea.ras.ru/wp-content/uploads/1963/06/eoarchive_1963_6_084_voronina.pdf

    https://www.gazeta.uz/ru/2021/08/21/trees-temur/

    В ХIV веке в городе по-прежнему была цитадель, окруженная стеной с воротами, а также шахристан. По преданию, названиями ворот были названия улусов, племен и родов, из которых набирались отряды для их охраны. Одно из них запечатлено в названии ворот и местности Чигатай-дарвоза. За пределами города формировались и расширялись мемориальные комплексы Хазрат-имам и Зайнаддин Куи Арифони (ул. Фурката). В это время складываются некрополи, называемые Хаст-Имам и Шейхантаур. Границы города, по сравнению с Х-ХI веками намного расширились.

    Построек времен Темура и Улугбека в Ташкенте нет. Исключение может составить связанный, по народному преданию, с именем Темура мавзолей Занги-ата в одноименной местности к югу от центра города. Некоторые постройки середины ХV века связаны с именем Ходжи Ахрора — крупного духовного лидера Мовароуннахра. Эти несуществующее ныне медресе в два этажа и соборная мечеть Джами. Некрополь «Шейхантаур» застраивается монументальными зданиями. По народному преданию, в городе он построил несколько мечетей и медресе.

    Расцвет город переживает в ХVI веке. В этот период к власти приходит династия Шейбанидов и Ташкент был отдан в удельное владение Суюнидж — Ходже, представителю северной ветви династии Шейбанидов. Каждый из правителей, в зависимости от состояния казны и в меру талантливости придворных зодчих, возводил здания медресе, мечетей и мавзолеев. Размеры Ташкента ХVI века не превышали тех, которых он достиг в предыдущем столетии. Из крепостных ворот в письменных источниках упоминаются Самаркандские, Кукчинские, Паркентские, Шавли, а в конце века еще и Регистанские. В этот период в Ташкенте появляются образцы садово-паркового искусства. Среди них сад ташкентских правителей Кейкаус (типа Чорбаг). В саду Кейкаус проходили меджлисы — собрания, как при дворах правителей Самарканда и Герата. Сад, очевидно, находился в северо-западной части города. Здесь сохранилась махалля и тепе с названием Хиабан, дословно («аллея»).

    Медресе КукельдашВ 60-х годах ХVI века постройкой медресе «Кукельдаш» завершился ансамбль на площади Чор-Су, который являлся центром городской жизни. На базаре, куда съезжались караваны, совершались не только торговые сделки, но и протекала вся общественная жизнь. Это был своеобразный городок, где были специализированные ремесленно-торговые ряды, вокруг которых концентрировались караван-сараи для купцов, бани, чайханы, ошхона, пекарни и мечети. Ташкент интенсивно застраивается. Во всех четырех частях появлялись медресе, мечети, мактабы и бани. Интересна и разнообразна по планировочным решениям и богата по художественному декору архитектура домов и квартальных мечетей. В северной части оформился архитектурный ансамбль Хаст-Имам (медресе Барак-хана и мавзолей Кафаль – Шаши). На территории бывшей цитадели города (ХIVв.) обнаружена баня ХVI века. Наибольшее количество памятников архитектуры осталось именно от этого периода.

    В конце ХVI века ташкентские правители постоянно участвовали в феодальных распрях за первенство, которые кипели в удельных владениях шейбанидов. Ташкент неоднократно подвергался осаде. Абдулла-хан вел упорную борьбу за консолидацию государства Шейбанидов, однако, удельные правители города оказывали ему сопротивление.

    Конец ХVI века был временем конца династии Шейбанидов и самым беспокойным временем в жизни города. Борьба казахов, киргизов, бухарских и кокандских правителей за власть над Ташкентом в ХVII — ХVIII веках привела к разорению города. Почти прекратилась караванная торговля, так как из-за безвластия караваны грабили. Ирригационная система пришла в упадок, заболоченные, заросшие камышом места появились даже в городе. Устные предания сообщают, что камышовые заросли подступали прямо к холму шахристана, особенно с западной и юго-западной сторон. Земледелие и торговля пришли в упадок, город переживал тяжелый кризис. Даже видимость централизованного управления исчезла, и город в ХVIII распался на четыре части — даха: Шейхантаур, Бешагач, Кукча и Себзар, каждым из них самостоятельно правили четыре хакима. Между ними шла борьба за верховную власть. Весь город представлял собой четыре враждующих военных лагеря.

    В конце ХVIII века в Ташкенте установилось правление 4-х хакимов, которые соперничали друг с другом. Дошло до открытого столкновения, и место сражения, находящееся в овраге близ городского базара, доныне известно, как Джангоб — ручей битвы. Юнус-ходжа, глава Щейхантаурской даха, вышел победителем. При его правлении Ташкентским государством произошла экономическая стабилизация в оазисе, налаживалась безопасная караванная торговля, зарождались медеплавильный и железоделательный промыслы, умножались площади посевов садов, полей, укреплялся город.

    Город по-прежнему делился на четыре даха. Каждая из них имела по трое ворот в городской стене. Так, за Сибзарской дахой были Лабзак, Тахтапуль и Карасарай, за Кукчинской- Сагбан, Чагатай и Кукча, за Бешагачской- Самарканд Камолон и Бешагач, за Шейхантаурской- Коймас, Кашгар и Коканд. Юнус-ходжа построил себе Урду в Бешагачской даха, развалины, которой еще существовали в конце ХIХ века. После смерти Юнус-ходжи кокандский хан направил все усилия на подчинение Ташкента.

    Я помню старый мост через Анхор.
    Урда была здесь прежде-княжий двор.
    Уж нет дворца и властелина нет,
    Осталось лишь название с давних пор…
    Дрожали все пред именем Анхор…
    Р.Бабаджан

    Урда — это крепостное сооружение, построенное кокандцами после завоевания Ташкента. В 1809 году Ташкент занимал территорию в пределах городских стен с воротами около 1600 га. Бешаагачские, Коймасские и Кокандские ворота располагались на левом берегу Боз-Су, поскольку часть городских стен проходила по левому берегу. Именно здесь кокандские стратеги и возвели Урду, убедившись, что с высокого берега Бозсу и со стен крепости открывается широкий обзор города с возможностью обстрела любой его части. Крепость предназначалась не для защиты города, а для того, чтобы держать в повиновении непокорных жителей Ташкента. От штурма со стороны города крепость была защищена водной преградой — каналом Анхор. С юго-востока же можно было, в случае необходимости, получить подкрепление из Коканда.

    Анализ плана Урда и данные первоисточников позволяют утверждать, что кокандская Урда строилась по типу крепостей Средней Азии, сложившемуся в средневековье, и без особых изменений дожившему до Х1Х века. Урда занимала территорию около 20 га. Стены северного, восточного и южного направления были прямыми и определили впоследствии направления современных улиц Ш.Рашидова, А.Кадыри, А.Навои, а западная — совпадала с направлением канала Анхор. Глинобитные стены Урды имели ширину основания до 6 метров, высоту — от 10 до 14 метров, верхняя площадка, шириной 4 метра имела с внешней стороны парапет с бойницами, внутренняя же сторона была открыта. Особое внимание уделено фортификации западной стороны, где был устроен бастион с тремя башнями.

    В Урде размещались склады боевых припасов, гарнизон, приближенные кокандского наместника и сам Бекларбек со свитой и слугами. Часть военных и их семейства размещались в северной части. Дворец кокандского Бекларбека и службы размещались возле главного бастиона. По всей территории было разбросано около 50 жилых домов среди садов и виноградников. Водоснабжение обеспечивалось многоводным арыком Гадраган, протекавшим через крепость. К Урде с востока примыкал сарбазский двор размером в 27 га, простиравшийся за Чаули. Здесь, в палатках и казармах проживали рядовые и военные, проводились военные занятия сарбозов. Огороженные крепостными стенами и рвами сарбазски двор также имел трое ворот — одни общие с Урдой, другие — Кашгарские, выходившие на восток к Шахрисабзской улице, и третьи- Кокандские- на правом берегу арыка Чаули, обращенные на юг. На случай отвода каналов, что часто практиковалось неприятелем при осадах, выкапывались водоемы (хаузы).

    В период кокандского владычества политическое положение Ташкента было шатким, так как Кокандское и Бухарское ханства вели упорную борьбу за его подчинение. Власть Кокандского ханства над Ташкентом закончилась завоеванием Средней Азии царской Россией. Застывшая в своем развитии архитектура Средней Азии с присоединением к России продолжала существовать рядом с насаждаемой европейской архитектурой.

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Вы хотите сказать, что в Ташкенте до 1865 года были парки и скверы, не просто фруктовые сады?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        EC:
        Вы хотите сказать, что в Ташкенте до 1865 года были парки и скверы, не просто фруктовые сады?

        Парки и скверы это «европейская насаждённая архитектура». На Востоке, люди жили и живут «махаллями». Рабаты и даха. Шахристан и рабаты. Внутри махалли, дома. Дом мусульманина разделяется на ичкари и ташкари. И вот там у каждого свой садик. Публичные сады были ещё более 3 тысяч лет назад. О них можно прочитать в китайских хрониках. Читайте Мастера Чэн. Позже у зороастрийцев. Виноградники, шёлк, тутовники, абры и шёлковая бумага?! Потом греко-бактрийская или эллинская культура (грецкий орех, да?), потом КУШАНСКАЯ империя, согдийцы и так далее, потом все эти караханиды, селджукиды, и прочие тюркские каганаты, затем завоевание арабами и смена парадигмы. Даже тогда в 1001 ночи, помните в сказках Шахерезады есть сады и пери и дивы? Но, в средневековье, особенно после того как Чингизхан сжигает в пепел все города наступает эпоха возрождения при Тимуридах и там его сады. Садово-парковое искусство и ансамбли с мавзолеями.
        С 16 века после изгнания шейбанидами потомком тимуридов возникает новый период. Когда узбеки вообще становятся осёдлыми и начинается этногенез узбекского народа в сторону узбекской нации. Но узбеки (сарты, остальные родо-племенные артефакты, уйгуры, киргизы и прочие потомки тюркских КОЧЕВЫХ племён) начинают осваивать города. Города, в которых царит ШАРИАТ. Где в домах есть ичкари и ташкари и там внутренние дворики для женшин и детей, где и есть садики. Ваш любимый Б.А.Голендер сам всегда на экскурсиях в старом городе рассказывает что нынешняя часть старого города в 19 веке была частью «дачно-садового» типа куда горожане приезжали на праздники, там были дорбозы, улак и прочее.
        А САДЫ И ПАРКИ европейского типа были в ЕВРОПЕ. Сколько при Иване Грозном или Петре 1 в России было публичных садов? Не было их. Только с 18 века когда немецкие принцессы приехали замуж в Россию Расстрелли и прочие итальянцы и «немцы» (то есть не умеющие разговаривать на русском, немые, немцы) начали их возводить для князей и прочих бояр.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        НЕТ, Не было парков в Ташкенте. Садов фруктовых хватало, но это же не парки, и не в центре города…

          [Цитировать]

        • Фото аватара Secret Uzbek:

          Светослав:
          НЕТ, Не было парков в Ташкенте. Садов фруктовых хватало, но это жене парки, и не в центре города…

          И где по вашему был центр города в Ташкенте до вторжения российской империи?

            [Цитировать]

  • Фото аватара Alex:

    Жили на ул. Хорезмской, дом 7 кв.3 в особняке, выделенному деду за особые заслуги перед партией и правительством:-). Во дворе через арку дома, занимаемого Профсоюзным комитетом. Вот где был рай на 4-х сотках! И сад, и розы, и персики, и яблони, и виноград. Через участок тек арык с чистейшей водой с мальками рыб. На великах с пацанами ездили в Лотос за мороженным (набирали в литровые банки). Киношки в летних кинотеатрах (Интердевочка, Пираты ХХ века, Танцор диско). Николай Филиппович (Никфил) учил в «полтиннике» строгать ульи для пчел, физрук с Аллой соображали на двоих. И никаких банков, решеток, оград… Эх, было время!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Спасибо! Прекрасная статья Юрия Флыгина! Да, европейская часть Ташкента (Русский Ташкент) — это уникальный опыт возникновения улиц -коридоров зелени и общественных парков там, где их никогда не было.. Этот древесный рай поддерживался системой арыков, которые во времена моего детства текли себе и текли. Не останавливались и не пересыхали. Речь в статье идёт не о закрытых парках вельмож, а об общедоступных парках, где гулять могли все горожане. Особенность климата Ташкента в том, что кроме природных зарослей по берегам арыков, там сами по себе деревья не росли. Их надо было посадить и полить. Мощные парки Москвы: Сокольники, Измайловский — это природные леса, вписавшиеся в черту города. В окрестностях Ташкента таковых не было. Сквер и Городской сад, Парк имени Пушкина — это всё творение рук человека.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Разумеется в краю гор и полустепей, степей, пустынь не было лесов. Поэтому утверждать что именно Российская империя создала тут то чего не было, в то время как в самой России этих публичных, то есть доступных для всех независимо от сословия парков не было тоже (сравните парк Tiergarten в центре Берлина, Булонский лес в центра Парижа, Гайд-парк в Лондоне, Централ парк в центре Нью-Йорка и попробуйте назвать такой же в центре Москвы и Санкт-Петербурга в 19 веке, откуда городовой не стал бы выгонять взашей «чернь»? Не было такого) это просто поклёп. Ну а то что впервые создали то чего не было в русском Ташкенте, простите, но и русского Ташкента до завоевания Черняевым, Скобелевым и Кауфманами Туркестана вообще не существовало в природе. Поэтому, создавая с нуля русскую окраину Ташкента они и распланировали всё в европейских традициях, так как все архитекторы в основном и не были русскими. Гейнцельман и прочие. Назовите мне фамилии РУССКИХ архитекторов? Их нет. Потому что:
    В периода русского завоевания Туркестана архитектурно-планировочные решения в русском Ташкенте разрабатывались не столько отдельными авторами, сколько на основе общего подхода к строительству русских укрепленных городов и военных поселений, а также местных потребностей и особенностей климата. Часто строительство велось силами военных инженеров и гражданских специалистов, которые следовали утвержденным образцам. Одним из ключевых моментов было создание отдельного нового русского города рядом с существовавшим старым городом.
    Ключевые аспекты застройки:
    Разделение на старый и новый город:
    После взятия Ташкента в 1865 году, город разделился на старую, исторически сложившуюся часть, и новую, русскую часть.
    Военно-административный характер:
    Первоначально новые кварталы строились как военные поселения и административные центры.
    Практичность и адаптация:
    При планировке учитывались местные климатические условия, такие как жаркий климат, что требовало создания тенистых улиц, скверов и использования специфических материалов для строительства.
    Отсутствие конкретных имен архитекторов:
    В отличие от эпохи классицизма, когда было принято приписывать проекты конкретным архитекторам, в этот период градостроительство было в большей степени результатом коллективной работы военных инженеров и чиновников, а также следовало общепринятым «образцовым» проектам, адаптированным под местные условия.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Вы ломитесь в открытые ворота. Автор основной статьи не ставил своей задачей определять место благоустройства Ташкента в рейтинге мировой ландшафтной архитектуры. Ни о чём подобном автор и не помышлял. Это чисто краеведческая статья — рассказ о том, как жители новой части города создавали для себя приемлемую среду обитания. Вам же любое похвальное слово в адрес наших предков мнится камнем в репутацию Старого Города. То что Русский Ташкент строили военные инженеры — совершенно естественно. Ведь эта часть города долго была по сути «военным городком». Российская Империя уже накопила достаточный опыт подобного строительства на далёких окраинах, чтобы использовать эти самые «установленные образцы», а не изобретать велосипед вновь и вновь.
      Не всем и не всегда интересны книжные рассуждения о мировых шедеврах. Такие издания, как «Письма о Ташкенте», например, для того и существуют, чтобы люди могли рассказать о там, как они жили и где гуляли их деды и бабушки.
      PS. И в Москве, и в Петербурге в 19в. существовали общедоступные увеселительные сады, где за небольшую плату проводили время горожане.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        Вы забыли назвать эти сады, которые по Вашему существовали лишь в 19 веке в Москве и Петербурге.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Они очень известны! Вы читали про них в книгах. Возможно даже гуляли в каком -нибудь из них. В императорские сады чистую публику стали допускать со времён Екатерины, в определённые дни. Помните, «… и в Летний сад гулять водил»? Павловск во времена Достоевского и Штрауса был местом времяпрепровождения горожан. А вот коммерческие общедоступные сады действительно стали возникать именно в 19 веке. Чего там только не было! И обязательно — театры! Не хочу лишать вас удовольствия самому прочесть о них!

            [Цитировать]

          • Фото аватара Secret Uzbek:

            Вы упорно уходите в сторону от темы. НАЗОВИТЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ, Т.Е. общедоступные для каждого не зависимо от сословия парки и сады в Москве и Санкт-Петербурге в 19 веке. Такие, в которых городовой при виде «черни», не выгнал бы их оттуда взашей. Все эти Летний сад, Нескучный сад и прочие воспетые Толстыми, Чеховыми и прочими были садами для благородных людей. Пролетариат, крестьяне или беспризорники оттуда мигом выводились городовыми, что и описано от Тургенева до Чехова в их трудах. Поэтому, извольте ответить на прямо поставленный вопрос, не уводя тему в сторону театров и цирка, и превращая дискуссию в очередной балаган.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Лидия Козлова:

              Нет, не ухожу. Предлагаю прочесть хотя бы «Мастера и Маргариту». По крайней мере с одним общедоступным садом всё будет ясно. Того Театра уже нет. На его месте стоит известный Театр… ???

                [Цитировать]

              • Фото аватара Secret Uzbek:

                Лидия Козлова:
                Нет, не ухожу. Предлагаю прочесть хотя бы «Мастера и Маргариту».По крайней мере с одним общедоступным садом всё будет ясно. Того Театра уженет.На его месте стоит известный Театр… ???

                Извините, но «Мастер и Маргарита» это фэнтезийное произведение. Если по Вашей логике мы должны изучать историю по вымышленным произведениям, мы должны верить в то что до прихода в Туркестан Российской империи тут не было говорящих котов, чертей, Понтия Пилата и летающих на метле ведьм, а после прихода их они тут появились? И потом, Булгаков жил в советское время. А мы говорили о том что в Российской Империи в 19 веке не было никаких общедоступных публичных садов и парков. То есть Вы упорно не можете назвать точно где и когда в России было то, отсутствие чего в Туркестане до прихода сюда Российской оккупации утверждает автор этой «статьи».

                  [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    И вот вам всем ещё пара статей на эту тему. Одна от нашей молодёжи: https://hook.report/2024/05/old-tashkent/

    Другая от российских учёных: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-vlast-v-turkestanskom-krae-vizualizatsiya-imperskogo-prostranstva-kak-faktor-akkulturatsii/viewer

    Прочитав обе статьи, автор должен признаться: Он не изучал вопроса даже бегло. А просто написал первое что пришло в голову.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    В заключении хочется отметить следующее: Автор, вообще ничего не понимает в обустройстве городов в Маверауннахре и позднее в Туркестане. Он никогда и не интересовался этим. Он просто отпрыск «былого имперского величия» никчёмной российской великодержавной шовинистической традиции.

    В то время когда на территории нынешней Центральной Азии процветала развитая цивилизация городов, России не существовало ни разу. Поэтому архитектурные и прочие ландшафтные традиции со времён Петра I в России диктовали западные европейцы: Итальянцы, немцы, голландцы, всякие прочие заезжие «печенеги», авантюристы и аферисты или какие-нибудь беглые преступники.
    В то время когда на территории Центральной Азии существовали такие артефакты, которые сравнимы с 7 чудесами света никакой русской государственности и даже славян ещё не было. Потому что предки славян тоже пришли туда отсюда по берегам рек вроде Узбоя (который соединял Арал и Каспий), Енисея и так далее. Это исторические факты которые никакие нынешние «сказочники» и «псевдоисторики» ничем и никак опровергнуть не смогут.

    Ландшафтные и садово-парковые традиции Средней Азии в древности и средневековье были сосредоточены вокруг создания искусственных оазисов и садов-парадизов, основанных на принципах исламского мировоззрения, водопользования и плодоводства. К ключевым элементам относились геометрическая планировка, использование водоемов, фонтанов, павильонов, растительность с использованием местных видов и создание тенистых мест для отдыха, что сформировало уникальные архитектурно-планировочные и художественные решения.
    Древний период:
    Оазисная культура:
    В древние времена на территории Средней Азии преобладала оазисная культура, связанная с развитием земледелия и потребностями человека в воде и тени.
    Регулярность и геометрия:
    Планировка садов была регулярной и геометричной, что отражалось в расположении аллей, грядок и водоемов.
    Практическое значение:
    Сады служили не только для украшения, но и для обеспечения прохлады и плодоношения, что было критически важно для жизни в засушливом климате.
    Средневековье:
    Исламское влияние:
    Средневековые сады Средней Азии находились под сильным влиянием исламской культуры, которая видела в садах райские образы, символизирующие вечное блаженство.
    Сады-парадизы:
    Центральное место занимали сады-парадизы (от персидского «паэридиэза» — «огороженный сад»), которые были идеей земного рая.
    Водные сады:
    Вода, являясь редким ресурсом, играла ключевую роль в композиции садов. Использовались каналы, бассейны и фонтаны, которые не только увлажняли воздух, но и являлись важными художественными элементами.
    Растительность:
    Для создания тени и прохлады использовались плодовые деревья (вишня, гранат, инжир, слива), а также декоративные растения.
    Павильоны и беседки:
    В садах располагались легкие павильоны и беседки, которые служили местами для отдыха и уединения.
    Типы садов:
    Существовали как государственные сады, так и частные сады знатных горожан, а также религиозные сады при мечетях и суфийских центрах.
    Ключевые особенности:
    Активное использование воды:
    Водоемы, фонтаны, и системы орошения являлись не просто элементами ландшафта, а определяющими композиционными элементами.
    Создание микроклимата:
    Сады создавали искусственные микроклиматы с прохладой и тенью, которые спасали от изнуряющей жары.
    Контраст с природой:
    Искусственные сады служили контрастом к пустынной и засушливой природе, являясь местами покоя и умиротворения.

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      А Вы можете постараться, предоставляя полезную информацию, воздержаться от плевков в сторону других авторов? Впредь подобные комментарии с оскорблениями будут отклоняться.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        Принято.

        Позвоните мне когда будет время. Есть несколько вопросов, которые хотелось бы спросить.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        ЭТОТ — НЕ сможет выполнить Вашу просьбу. Потому как у него ТОЖЕ, как и у известного Вам жителя нашего города — ДВА мнения: одно — его, другое — неправильное.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Саид:

    Благодаря губернаторскому саду в Ташкенте появился кулупнай.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Без всяких дальнейших предупреждений. У меня уже довольно обширный архив скриншотов. И если вы тут и дальше будете продолжать модерировать именно так, играя в одни ворота. Я просто направлю все эти скриншоты в соответствующие регулирующие органы и пусть они сделают экспертизы и заключения и посмотрим тогда, кто тут кого оскорбляет. На сайте явно преобладает великорусско великоимперский шовинизм и постоянные унижения узбекской государственности. В УК РУз. есть соответствующие статьи.

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      О, стучать это по нашему! :-0)
      Научитесь прилично общаться, без оскорблений и прекратите присылать километровые комментарии с текстами из Википедии, достаточно просто ссылки. И все Ваши комментарии будут сразу опубликованы.
      Учтите также обвинения в антирусской позиции сайта когда будете писать донос.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        EC:
        О, стучать это по нашему! :-0)
        Научитесь прилично общаться, без оскорблений и прекратите присылать километровые комментарии с текстами из Википедии, достаточно просто ссылки. И все Ваши комментарии будут сразу опубликованы.
        Учтите также обвинения в антирусской позиции сайта когда будете писать донос.

        СТУЧАТЬ? ДОНОС? Вы владеете и такой лексикой? А про соблюдение законов и уголовную ответственность за не сообщение о фактах преступления ВЫ не слышали? НЕТ? Знаете почему в России премьер был по кличке «Степаша»? Потому что народ был «Хрюша». И это слова М.М.Задорнова.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Евгений Семёнович! Вы большой молодец! И даже смельчак! Там речь зашла об ОПГ в политике. Ну вот вам пример члена такого ОПГ — именно эти группировки и применяют шантаж налево и направо. (На всякий случай сделаю скриншот. Тсс…)

          [Цитировать]

      • Фото аватара Энвер:

        Уважаемый ЕС, дорогой Евгений! Поддерживаю как суть Вашего негодования, так и весьма деликатную форму Вашей реакции, отвечающую положению. Сайт задуман не для того, чтобы злобствовать, возбуждать вражду и ненависть. Совсем наоборот. Ежели некоторые, в поте лица и иных органов, тратя огромное время (откуда-то есть) на прочесывание интернета, находя и делясь нарытой информацией (хотя иногда и отъезжающей от обсуждаемых тем), с болезненной перманентностью вворачивают назойливо однообразные мотивы, атмосфера портится. И информация, буде может интересной и познавательной, оказывается подпачканной определенным цветом и соответствующим ароматом обрамления подачи. А тут, надо же, и вааще событие — «Гюльчетай» приоткрыла личико!
        Отнюдь не забавно всё это, но крайне неприятно, да.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Observer:

          Это вполне объяснимо. Идёт СВО, люди озлоблены и политизированны. Скорее бы мир наступил и окончилась никому не нужная и безсмысленная война. Вот тогда и будут люди более дружелюбны и конструктивны.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Secret Uzbek:

            Давайте называть вещи своими именами, не «СВО» а вероломное вторжение одной страны в другую с целью свержения законной власти избранной народом той страны и истребления всех инакомыслящих. Именно так и никак иначе.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Secret Uzbek:

          Энвер:
          Уважаемый ЕС, дорогой Евгений! Поддерживаю как суть Вашего негодования, так и весьма деликатную форму Вашей реакции, отвечающую положению. Сайт задуман не для того, чтобы злобствовать, возбуждать вражду и ненависть. Совсем наоборот. Ежели некоторые, в поте лица и иных органов, тратя огромное время (откуда-то есть) на прочесывание интернета, находя и делясь нарытой информацией (хотя иногда и отъезжающей от обсуждаемых тем), с болезненной перманентностью вворачивают назойливо однообразные мотивы, атмосфера портится. И информация, буде может интересной и познавательной, оказывается подпачканной определенным цветом и соответствующим ароматом обрамления подачи. А тут, надо же, и вааще событие — «Гюльчетай» приоткрыла личико!
          Отнюдь не забавно всё это, но крайне неприятно, да.

          Прочесать хоть библиотеку сената США за 5 минут от корки до корки можно с помощью бесплатного доступа к любому ИИ. Достаточно это хорошо уметь и ИИ расскажет кому угодно что угодно и о чём угодно. Главное знать как поставить ему задачу и какими шагами его обучить. Именно в этом кроется всё образование в ВУЗах, где преподают работу с ИИ.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Ignoto Ignatenko:

    Встретилась вырезка из газеты 20-х годов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Я бы призвал не политизировать обсуждения. Были и тёмные и светлые стороны в истории российского Туркестана. Нынешний Узбекистан — это светское, хорошо образованное общество и это во многом благодаря медицине и просвещению в Российской империи и СССР. Я родился в СССР и получил бесплатное и качественное образование. И не смотря на то, что СССР распался, я люблю и продолжаю считать СССР своей родиной. Давайте будем объективны и перестанем политизировать эту интересную тему о дореволюционной Российской Империи. Эта наша общая с Россией история.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Secret Uzbek:

      Да? Давайте, скажем индусам и индийцам чтобы они забыли историю порабощения Британской империей Индии (попутно Британская корона практически уничтожила империю Великих моголов, т.е. отпрысков Бабура). Англичане ведь тоже могут сказать теперь индусам: Мол, благодаря тому что вы почти 300 лет были под нашей пятой Индия теперь ядерная держава и даже мэр Лондона, премьер-министр Великобритании, в палате лордов заседают британцы индийского происхождения. Однако, справедливости ради, всё это произошло не благодаря, а вопреки. Так как движение за Независимость Индии под руководством Неру, Ганди и прочих индийцев, а затем усилия разных других людей привели к появлению на карте мира Бангладеша, Шри-Ланки и прочих новых государств и это только на полуострове Индостан, аналогично и с кайзеровской Германией и её колониями, Францией, Испанией и Португалией, Нидерландами, Бельгией, Османам, Австро-Венгрии и так далее и их колониями. Наилучший пример в этом параде деколонизации это США. Помните, она тоже была британской колонией. И теперь, попробуйте сказать Дональду Трампу чтобы он отменил День независимости 4 июля, День благодарения, забыл период Гражданской войны и благодарно вспоминал времена когда США были британо-французско-португалской колонией. Мол, благодаря этим «белым сахибам» нынешние индийцы, сенегальцы, марокканцы, тагалоги, узбекистанцы, армяне, грузины, украинцы и прочие стали цивилизованными и теперь мол нужно забыть прежнее зло и давайте жить дружно. Ан нет, великоимперский шовинизм продолжается. Вопреки всем ООН некие «наследники» прежних «сверхдержав» всё ещё предъявляют претензии. Именно чтобы такого больше не было «наследникам» колонизаторов постоянно и нужно напоминать: Помни о Гернике! Помни об Аламо! Помни о армянской геноциде, помни об Индокитае, помни об истреблении слонов (это к примеру бельгийцы постарались в Африке) и так далее!

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.