Укротитель стихии: как математик спас узбекский хлопок Ташкентцы
Личная трагедия — потеря первенца — могла сломать его. Но мозг по своему древнему протоколу выбрал не слом, а перезагрузку. Установил пожизненную цель: прожить две жизни – свою и за своего ушедшего ребёнка. И эту двойную силу он направил в науку, чтобы помочь родине стать процветающей.
Он стал тем, кто смог разгадать алгоритм изменения погоды в степях и пустынях Узбекистана и помогал спасти урожай хлопчатника в 1960-е и 1970-е годы.

Ташмухамед Алиевич Сарымсаков родился 10 сентября 1915 года в селе Шахрихан (ныне город в Андижанской области Узбекистана) и всю свою жизнь посвятил науке.
Окончив в 1936 году физико-математический факультет САГУ в Ташкенте, Сарымсаков начал свой блестящий путь как учёный в области теории вероятностей и математической статистики.
Талант и трудолюбие помогли ему сделать стремительную карьеру: уже в 1942 году он стал доктором наук и профессором, а в 1943 году был удостоен звания академика АН УзССР.
Но сам академик всегда добавлял, что ему хочется просто заниматься любимым делом. И он мало обращал внимания на внешние формы проявления карьеры.
По убеждению он стал коммунистом (член ВКП(б) с 1944 года). Депутатом участвовал в заседаниях Верховного Совета СССР 3 созыва (1950—1954) и не отмалчивался, а пробивал для Узбекистана то, ради чего и приехал в Москву.
Сарымсаков был не только теоретиком. Его практические разработки были отмечены высокой наградой — Сталинской премией третьей степени в 1948 году за создание новых методов прогнозирования погоды. За практическое использование своей работы в сельском хозяйстве стал лауреатом Государственной премии Узбекской ССР имени Бируни.
Это сейчас у каждого есть мощный компьютер. В 1964-м о таком и не мечтали. Все расчеты — на гигантской БЭСМ (большая электронная счётная машина).
Поля Узбекской ССР, засеянные хлопком, — кровь экономики. Но непредсказуемая погода год за годом губила урожай на корню. Стихия была сильнее человека. Потери достигали катастрофических масштабов. Решения не было ни у кого.
Сарымсаков нашел выход там, где другие опустили руки. На стол каждого председателя колхоза и совхоза легла странная таблица на 365 дней. Была дана директива ежедневно заполнять её: температура, осадки, ветер, влажность и многое другое. Данные стекались в министерство, создавая гигантский массив информации.
Потом загудела машина, затрещали ленты с перфокартами. Сарымсаков лично написал программу для БЭСМ-6. И машина выдавала то, что казалось фантастикой: точный прогноз на неделю и корректируемый — на месяц.
Поля стали засеивать по его прогнозам. А дату начала сбора урожая согласовывали на основе его «погодной» таблицы. Потери в экономике были предотвращены.
Финальным аккордом этой работы стал 2010 год. В университете Джонса Хопкинса прошла презентация передовых математических методов прогноза погоды. Выдающийся австралийский математик в области гармонического анализа Теренс Тао рассказал о методе, рождённом в Ташкенте. И первый же слайд — фотография Сарымсакова как признание величия узбекского математика.
Колоссален вклад Сарымсакова в развитие системы образования и науки Узбекистана. Он трижды занимал пост ректора САГУ, с 1946 по 1952 год был президентом Академии наук УзССР, а с 1960 по 1971 год — министром среднего и высшего образования республики.
Сарымсаков был не из тех министров, кто просто отсиживается в кресле и рулит из кабинета. Раз в неделю он лично приезжал в ТАШГУ — и это был не просто визит «для галочки».
Когда студенты матфака узнавали, что лекцию будет читать сам министр образования, они сначала скептически хмыкали: «Ну вот, очередной чиновник приехал поучить нас жизни». В глазах читалось ожидание скучной обязаловки и стандартных напутствий в духе «учитесь хорошо, вы — будущее страны».
Но уже через пять минут после начала лекции их представление рушилось. Вместо нравоучений Сарымсаков погружал их в сложнейшие задачи высшей математики и рассказывал о прорывных методах прогнозирования. Скепсис мгновенно испарялся, уступая место живому интересу.
Однако сердце учёного тяготело не к бюрократии, а к науке. Гораздо ближе ему были формулы и алгоритмы, чем вопросы финансирования и отчетности.
В 1983 году он перешёл на работу в Академию наук Узбекской ССР, где и проработал до конца своих дней советником.
Там он смог реализовать свои цели и завершить исследования по 12 направлениям, в особенности теории вероятностей и функционального анализа. Его выводы помогали создавать производственные планы для предприятий без особых «напряжённых» периодов.
Сегодня его научные труды являются обязательными в профильных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.
170 его научных исследований переведены на английский и польский языки. Его труды есть в студенческих библиотеках технологического университета Наньянг (Сингапур) и Варшавского технологического университета.
Как учёный, он воспитал блестящих учеников самых разных национальностей: Шавката Аюбова, Александра Миронова, братьев Нагаевых, Джавата Ходжиева, Элеонору Куценко. Его интуиция на таланты была поразительной.
Сарымсаков был больше, чем учёный. Он был спасителем талантов. Когда над блестящим студентом Изей Дегтярёвым нависла тень антисемитизма в Московской математической школе, Сарымсаков без раздумий забрал его под своё крыло в Узбекистан. Этот шаг спас карьеру гения. Для Сарымсакова не существовало предрассудков — существовал только талант.
Через несколько лет благодарный математик Израиль Дегтярёв создаст новый алгоритм решения задач в комбинаторике и его за это номинируют на Филдсовскую премию. Дегтярёв скажет, что это было бы невозможно без Ташмухамеда Сарымсакова.
Научные победы Сарымсакова были отмечены множеством наград. Среди них — четыре ордена Ленина. Примечательно, что последний из них, за номером 460081 с медалью «Серп и Молот» за номером 20986, был одним из двенадцати последних орденов Ленина, врученных в истории СССР.
Также он был награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени и удостоен высшего звания — Героя Социалистического Труда. В копилке его достижений — звание заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.
Его государственная мудрость проявилась, когда он, будучи Президентом Академии наук, был утверждён и Председателем Президиума Верховного Совета УзССР — пост, который занимал Шараф Рашидов. Сарымсаков с честью вышел из этой ситуации «двоевластия», сохранив уважение всех сторон.
Скончался учёный 18 декабря 1995 года в Ташкенте.
Уже посмертно, в 2002 году, он был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» Узбекистана, что стало свидетельством уважения и признания его вклада в будущее своей страны.
Он не просто предсказывал погоду. Он доказал, что необузданную стихию можно укротить силой человеческого гения.
Источник.
Напомню, у нас есть статья «Ташмухамед Алиевич Сарымсаков» с интересными комментариями.
Жаль, что не упомянули имя его Учителя в САГУ, а именно Романовского Всеволода Ивановича .
Романовский, а не Сарымсаков, разработал и внедрил в практику новые методы составления краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды.
Art68[Цитировать]
И министром, и ректором побывал, и не смог вычислить алгоритм коррупции. Почему на юрфак и востфак нельзя было без взятки поступить с конца 60-х годов, а на какой-нибудь географак можно было проскочить? И где сейчас эти гении юриспруденции и востоковедения? А всего-то и надо было запретить выпускникам школ поступать на дневное отделение юрфака и востфака в сложившейся коррупционной ситуации. Только после армии.
Саид[Цитировать]
Для этого надо было бы ругаться с очень большими людьми, вплоть до Рашидова.
Shukhrat[Цитировать]
Рашидов-то сам взятки не брал, а всю коррупцию свалили на него. С этим юрфаком ректорат ТашГУ голову сломал, что с ним делать. Почему их старались подальше убрать из вузгородка? То на Хадру, то на сквер. Студенты на лекции приезжают на машинах, или их привозят на правительственных тачках. А ботаники смотрят и обалдевают. Особая каста. Поступление столько-то, зачет столько-то, экзамен столько-то. Как раз 20 лет, с 1969 по 1989 годы, понадобилось, чтобы эти выпускники заполонили собой всё: от райкомов партии, райсудов, ОБХСС, прокуратуры. Сарымсаков-то, может быть, сам взятки не брал, хотя и обвиняли его.
Саид[Цитировать]
это была политика партии и не нам ее критиковать.. кто сам без греха пусть кинет камень (как в Катманду :)
AK[Цитировать]
Часто видел Сарымсакова при походах с дедом на Алайский. Мы жили по соседству с ним на одной улице (ул. Хорезмской) напротив школы №50. Он жил в глубине двора в особняке. Ходил в черной «профессорской» ермолке, одевался просто, но ГАЗ-24 у его сына и у зятя были. Дед при встрече с ним говорил: «Ассалому алайкум, домула Чесноков». Они были с ним знакомы по АН УзССР. Часто сидели во дворе за чаем вместе с еще одним деятелем науки Теша Захидовичем Захидовым.
Alex[Цитировать]
В 1969 году мы были у него на приеме в Минвузе, на Навои, сбоку от политехнического, напротив Панорамного. При входе бабуля на вахте, сказали, мы к Сарымсакову.
— На второй этаж, прямо, — сказала она.
Вот так было тогда проход в министерства и ведомства, никто ничего не спрашивал, зачем тебе сам министр, может твой вопрос решить чиновник рангом пониже? Никаких вопросов/допросов. Поднялись на второй этаж, то же самое, секретарша ничего не сказала, доложила, пригласила. К нашему стыду, мы, оказывается, пришли не по адресу. Но поскольку со мной был инвалид войны, а её дочь хотела поступить в пединститут имени Низами, на дневной не прошла, а просьба была принять хотя бы на вечернее отделение. А это уже другое ведомство, министерство просвещения. Сарымсаков Т.А. позвонил своему коллеге — министру просвещения, не помню, какая фамилия, имя, отчество прозвучала, попросил того решить данный вопрос, как личную просьбу самого Ташмухамеда Алиевича. Он проводил нас до дверей, посетовал, что не догадался чаю предложить. На прощание сказал, что будут вопросы (не проблемы, а именно вопросы), заходите.
Рахимжон[Цитировать]
ведь можно и без взяток.. (хотя, суть от этого не меняется :(
AK[Цитировать]
«Его государственная мудрость проявилась, когда он, будучи Президентом Академии наук, был утверждён и Председателем Президиума Верховного Совета УзССР — пост, который занимал Шараф Рашидов. Сарымсаков с честью вышел из этой ситуации «двоевластия», сохранив уважение всех сторон».
Т.А.Сарымсаков никогда не был Председателем Президиума Верховного Совета УзССР, а был недолгое время Председателем Верховного Совета УзССР. Это другая должность. Скажем, общественная, организовывает работу Верховного совета во время сессий, председательствует на сессиях. Но тоже очень важная в иерархии государственной власти.
Рахимжон[Цитировать]
Кстати и эта информация (про должность Председателя Верховного Совета УзССР) тоже не находит подтверждения. Другие академики действительно были на этом посту. Но про Т.А.Сарымсакова это нигде не указано.
Юрий Берлин[Цитировать]
«Поля стали засеивать по его прогнозам. А дату начала сбора урожая согласовывали на основе его «погодной» таблицы. Потери в экономике были предотвращены.»
Никто не знает как прогнозировать погоду. Мощейшие суперкомпьютеры не могут предсказать погоду даже за день вперед, а вот математик Сарымсаков видите ли смог. Может хватит боготворить кумиров? Маркс — выдающийся теоретик ккоммунизма. Ленин — выдающийся теотетик марксизма. Сталин — выдающийся теоретик ленинизма. Амир Темур — выдающийся полководец. А вот Сарымсаков — выдающийся теоретик хлопководства и метеорологии. Может хватит восхвалять и боготворить то одного то другого?
Enough is enough[Цитировать]
История показала кем на самом деле были Маркс, Ленин, Сталин и Амир Темур. Маркс оказался полнейшим утопистом. Ленин — террористом (вспомните ленинский «красный террор»). Сталин — вором и грабителем зажиточных граждан и банков. Амир Темур — монгольским разбойником, строившим огромные горы из голов местного населения. Действительно, не обожествляйте, пожалуйста, Сарымсакова! Ему бы это не понравилось.
Мард[Цитировать]
Всех оплевали.. а Сарымсаков что? Исключительный?
AK[Цитировать]
Никого и не оплёвывали. С чего Вы это взяли? Здесь только правда. Как говориться: «о мёртвых либо хорошо, либо ничего кроме правды». Помсмотрите ссылки по интернету, чтобы узнать кем были наши т.наз. «вожди и кумиры» на самом деле. А Сарымсакова не нужно обожествлять. Никто не может предсказать погоду даже на сутки вперед. Предсказывать погоду на годы вперед Сарымсаков, конечно, не мог. А уж тем более и хлопок он никогда не спасал.
Мард[Цитировать]
Автор статьи явно хотел поймать хайп, приписывая Сарымсакову не только сверхчеловеческую гениальность пророчества, но и делая из него великого спасителя чуть ли не всей цивилизации. Дешёвый трюк абсолютной бездарности. Не нужно из Сарымсакова делать идола-спасителя в лице «укротителя» стихии. Его нужно уважать, в конце-концов.
Белинский[Цитировать]