#нетвойне

К 80-летию со дня смерти Габриэля Аршаковича (Аркадьевича) Урекляна (Эль-Регистана) Ташкентцы

Габриэль Эль-Регистан (15 декабря 1899 — 30 июля 1945) — советский поэт и журналист, наиболее известный как соавтор текста Государственного гимна СССР. Слова Гимна, как оказалось, были написаны всего за полтора—два года до кончины поэта и публициста.

Фотография Г.А. Эль-Регистана. Начало 1940-х гг.

А начинался жизненный путь прославленного автора в Средней Азии, в Туркестанском крае, хотя его отец был родом из Тбилиси, а в Самарканде возглавлял местное отделение Сибирского торгового банка.

Семья и сама среда словно подталкивали мальчика к чтению. Но и он также отличался редкой для его возраста усидчивостью: мог часами просиживать над книгами, кропотливо конспектируя учебники и перечитывая понравившиеся места. А еще — имел явный талант к изучению языков. Уже в молодости, помимо родных русского и армянского, знал узбекский, фарси, турецкий. Казалось, что впереди Габриэля ожидало поступление в университет, новые знакомства… Но жизнь круто изменилась с началом Мировой войны и наступивших затем революций. На улицах привычного города зазвучали другие песни, которые распевали лихие красноармейцы:

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим —
Кто был ничем, тот станет всем».

Кто не знал этих слов, провозглашавших мировую борьбу с властью? Яркие и запоминающиеся хлесткие фразы из «Интернационала» врезались в память Габриэля. Человек обновляется, страна «воспрянула ото сна», весь мир на пороге великих изменений! Революционные события стали переломным моментом в жизни юноши. Вступив на журналистское поприще, Габриэль Аршакович взял творческий псевдоним «Эль-Регистан», чтобы в годы странствий всегда помнить о родном Самарканде. Первая часть — это конец имени ГабриЭЛЬ, а вторая — РЕГИСТАН — название главной площади города (в переводе с персидского — «место, покрытое песком»).

Очерк Г.А. Эль-Регистана, С.В. Михалкова «Наши встречи с И.В. Сталиным». 1945 г. Автограф с правкой Г.А. Эль-Регистана.

В 1920—1930 годы Эль-Регистан был репортером в «Узбекистанской Правде» и «Правде Востока». Его статьи и заметки освещали социальную борьбу в Средней Азии, рассказывали о басмачах, положении женщин и религиозной политике нового государства. Первое десятилетие Советской власти стало для Эль-Регистана необычайно плодотворным. Помимо основной работы по составлению регулярных новостных сводок, он выполнял поручения различных журналов и газет, путешествуя по стране, и даже побывал в горах Тянь-Шаня, Памира и Южного Алтая, в енисейской тайге, тундрах Таймырского полуострова. Результатами этих многочисленных поездок становились очерки и рассказы в новых советских журналах: «Новый мир», «Смена», «На суше», «Красная Новь», «СССР на стройке», «Огонёк».

Фотография Г.А. Эль-Регистана во время экспедиции в Среднюю Азию. 1930-е гг. (Г.А. Эль-Регистан — 5-й слева)

В начале 1930-х годов Эль-Регистан получил предложение стать специальным корреспондентом «Известий» по Киргизской, Туркменской, Таджикской и Узбекской ССР. В этом качестве он освещал масштабный пробег советских автомобилей по маршруту Москва—Каракумы—Москва, который через пески Каракумской пустыни охватил 9500 км и 19 регионов СССР. В «Красной Чувашии» появилась его статья «Дороги Чувашии — образцовые дороги», а вскоре в соавторстве с Лазарем Бронтманом была написана книга «Москва—Каракумы—Москва». Посчастливилось Габриэлю Аршаковичу совершить и несколько арктических перелетов.

Нельзя не сказать работе Эль-Регистана в кинематографе. Он написал сценарии к художественным фильмам «Тайна черных гор», «Когда умирают эмиры», «Джульбарс», «Эмигрант», которые стали классикой советского приключенческого кино.

В 1937—1838 годах Эль-Регистан работал корреспондентом в «Литературной газете». Именно тогда вместе с Николаем Федоровичем Погодиным он участвовал в закрытом конкурсе на создание литературного сценария о революционере Валериане Владимировиче Куйбышеве. В 1940 году, посетив строительство Большого Ферганского канала, был так восхищен масштабом и энтузиазмом строителей, что написал одноименную книгу, автором предисловия к которой стал Алексей Толстой.

Очерк Г.А. Эль-Регистана, С.В. Михалкова «Наши встречи с И.В. Сталиным». 1945 г.

В годы Великой Отечественной войны Эль-Регистан работал военным корреспондентом газет «Красная звезда», «Боевая красноармейская», «Сталинский сокол», побывав на Северном, Западном, Калининском и Украинском фронтах, а в конце войны — в Чехословакии, Германии, Австрии, Румынии.

Именно в период работы в газете «Сталинский сокол» поэт познакомился с Сергеем Михалковым, ставшим для него близким другом, а позднее и соавтором самых главных слов для страны. В 1943 году был объявлен конкурс на создание музыки и слов нового Гимна, который смог бы заменить «Интернационал», и два военкора тоже предложили свой вариант текста. По воспоминаниям жены журналиста, первые две строчки пришли Эль-Регистану во сне:

«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь …»

Среди множества предложенных другими авторами вариантов именно слова Эль-Регистана и Михалкова получили одобрение И.В. Сталина. В РГАЛИ сохранился черновик воспоминаний Г. Эль-Регистана «Наши встречи с И.В. Сталиным» (Ф. 1126. Оп. 1. Ед. хр. 48), где рассказывается о работе над Гимном СССР. А Сергей Михалков вспоминал об этом времени так: «Работая с Эль-Регистаном, мы стремились к предельной искренности, старались писать текст простыми, ясными словами, потому что считали, что гимн должен быть понятным любому человеку нашего государства, — от школьника до академика». Впервые новый Гимн был исполнен в новогоднюю ночь 1944 года.

А уже к концу 1944 года по поручению Чрезвычайной Государственной Комиссии Габриэля Аршаковича направили в освобожденные районы для ознакомления с материалами расследований злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Спустя полгода наступила долгожданная Победа, вся страна ликовала, но Эль-Регистан, к сожалению, недолго был свидетелем триумфа советского народа. Частые командировки и война подорвали его здоровье. 30 июля 1945 года Габриэль Аршакович скончался. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Фотография Г.А. Эль-Регистана с С.В. Михалковым. 1943 г.

* * *

Фонд Габриэля Эль-Регистана в РГАЛИ под №1126 хранит 133 единицы за 1916 — 1945 годы. Часть материалов поступила в архив в 1949 году от сына поэта Гарольда, другая часть — в 1951 году от его жены Валентины Григорьевны Галаниной.

Основную часть документов фонда составляют автографы и машинописные копии вариантов повестей «Джульбарс — владыка джунглей», «Сокровища номадов», пьес «Человек из кишлака», «Лицом к лицу» и др. В фонде сохранились киносценарии «Стальной коготь», «Джульбарс»; автографы и вырезки из газет рассказов «Белый клык», «Русский пассажир, «Фамильная честь»; очерки о Н.Ф. Погодине, А.Н. Толстом. На особом месте — воспоминания Габриэля Аршаковича «Наши встречи с И.В. Сталиным», созданные в соавторстве с С.В. Михалковым и имеющие несколько вариантов. Именно здесь в хронологической последовательности и подробностях содержится рассказ о том, как создавался текст Гимна Советского Союза, о замечаниях И.В. Сталина, обсуждениях текста и музыки на совещаниях с представителями власти.

Помимо этого, документы Г.А. Эль-Регистана есть и в других фондах архива, например, в фонде Союза Писателей СССР (Ф. 631), редакциях журнала «Октябрь» (Ф. 619) и «Литературной газеты» (Ф. 634); в личных фондах А. Е. Крученых (Ф. 1334) и Михалковых (Ф. 1711).

А.В. Беляева, ведущий специалист РГАЛИ

Источник.

Тут ещё: 100 лет со дня рождения Гарольда Регистана

2 комментария

  • Фото аватара МК:

    А вот глава из ташкентской антологии о сыне Эль-Регистана.
    ГАРОЛЬД РЕГИСТАН
    (1924 – 1999)
    Регистаном называется главная площадь в среднеазиатских городах. Самый знаменитый Регистан – в Самарканде, вершина исламской архитектуры, замкнутый тремя такими похожими и такими разными медресе.
    Самаркандский армянин Габриеэль Уреклян взял себе псевдоним Эль-Регистан, связывавший его с родным городом. Он стал известным журналистом, писателем, автором сценария знаменитого до войны фильма «Джульбарс». В 1943 году в Ташкенте он совместно с Сергеем Михалковым написал слова гимна СССР.
    Есть апокриф, что маститый Эль-Регистан, никогда прежде не публиковавший стихов, просто воспроизвел стихотворение, сочиненное его девятнадцатилетним сыном Гарольдом, поскольку стихи юноши никто не стал бы принимать всерьез.
    Эль-Регистан умер через несколько месяцев после Победы. Его непотопляемый соавтор еще несколько раз переделывал стихи, приспосабливая гимн к требованиям времени, на каком-то из виражей оставшись единоличным автором.
    Гарольд Регистан сохранил в несколько усеченном виде отцовский псевдоним. Он стал профессиональным поэтом, выпустил несколько книг, написал множество песен. Песня в памяти осталась одна, рахат-лукумная:
    Я встретил девушку, —
    Полумесяцем бровь,
    На щечке родинка,
    И в глазах любовь!

    Ах, эта девушка
    Меня с ума свела,
    Разбила сердце мне,
    Покой взяла!

    Горькое стихотворение памяти рано ушедшего отца, напечатанное в большом коллективном сборнике 1963 года «За круглым столом», показалось мне ташкентским по духу, по свету, хотя никаких топонимических привязок в нем нет. Тем боле, что я сам через четверть века в схожем возрасте и похожей ситуации пытался связать свои эмоции с богатой ощущениями ташкентской сменой времен года.

    Гарольд Регистан
    ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД
    Памяти отца
    На мостовую,
    На мостовую
    Слетают листья,
    Слетают рыжие.
    Тяну к ним руки.
    Зову, зову я.
    Они безмолвны.
    Они не выжили.
    Ведь только август.
    И с ними рядом
    Под солнцем дремлют листы зеленые.
    А этим было всех больше надо.
    Уж слишком были они влюбленными
    В весну и в солнце,
    И в птиц, и в просинь,
    И в жизнь, что звонко текла по жилам.
    Еще не осень.
    Еще не осень.
    А их сорвало и закружило.
    Они прожили всего полвека.
    Они похожи
    На человека.
    Ссылка на другие главы антологии.
    https://mknizhnik.livejournal.com/tag/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%22%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%22/

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.