#нетвойне

О фильме «Весенняя мелодия» Искусство История Ташкентцы

Пишет Бахром Дусанович Дурманов

В субботу 26 июля 2025 года на очередной встрече Клуба «Интеллектуал» в библиотеке имени А.Навои была демонстрация фильма «Весенняя мелодия» режиссера Хабиба Файзиева по сценарию Виктории Казанской, созданному по мотивам повести С. Георгиевской «Пека». Фильм был создан в 1978 году на киностудии «Узбекфильм», в главных ролях снялись Светлана Норбаева, Максуд Мансуров, Сардор Исхаков.

Сардор Исхаков, сыгравший в фильме роль 6-летнего мальчика, и представил фильм участникам встречи.

На фото Эльдор Джасурович Исхаков, фото Елены Ветвиковой

Жанр фильма – мелодрама в классическом узбекфильмовском стиле. Кстати, в этом фильме играют также такие известные узбекские киноактеры, как Наби Рахимов, Яйра Абдуллаева, Анвара Алимова. Музыку к фильму создал известный композитор Энмарк Салихов. А вишенкой на торте этого фильма являются песни, исполняемые главной героиней голосом Роксаны Бабаян, за кадром также звучат песни в исполнении Валерия Ободзинского. Сколько легендарных имен! Уже одно ставит этот фильм в разряд легендарных.
Фабула фильма основана на достаточно распространенной истории – в молодой семье после рождения первого ребенка развивается конфликт между мужем и женой, связанный в данном случае с тем, что жена в связи со своей карьерой эстрадной певицы постоянно пропадает на работе, не может уделить достаточно внимания ребенку и семье. Они разводятся. Муж, будучи прорабом, уезжает из Ташкента на стройку в Навои, и работает там уже 3 года, и все это время не видел свою семью и своего сына. А сынишка очень хочет увидеть папу.

Поскольку фильм для нас уже исторический, при его просмотре и анализе у каждого, кто родился и жил в то время, возникают свои личные ассоциации, и я не исключение. Поэтому буду немного отвлекаться от фильма на свои воспоминания. Для начала расскажу, почему считаю эту историю довольно распространенной. Когда мне было 5-6 лет, папа уехал из Ташкента в Москву в аспирантуру в институт электрохимии, мам осталась со мной одна. Кстати, этот институт в те времена возглавлял академик Александр Наумович Фрумкин. Когда он приезжал в Ташкент где-то в 19675 году, по приглашению папы он был в гостях у нас д ома. Институт электрохимии – одно из ведущих союзных научных учреждений, впоследствии институту было присвоено имя академика Фрумкина. Так вот, не знаю детально, какие сложности возникли между папой и мамой, но это несложно представить, потому что мама решила меня 6-летнего отправить в Москву к папе. И вот зимой она отправляет меня одного, вручив в аэропорту какому-то солдату. Это был мой первый рейс на самолете, тогда это был ИЛ-18. В аэропорту в Москве папа и солдат долго не могли встретиться, почти 2 часа искали друг друга, наконец нашли. Так я поселился в аспирантском общежитии у папы в комнате, где он жил вместе еще с одним аспирантом. В этой комнате у впервые увидел магнитофон, до прослушивания все никак не мог понять, как это магнитофон записывает – ведь ручки и бумаги у него нет (!), после демонстрации записи в микрофон понял, что такое магнитофонная запись. Я несколько раз бывал у папы в лаборатории, до сих помнится лабораторная обстановка. Потом папа отдела меня в детский сад, и какое-то время я ходил туда. Через несколько месяцев меня вернули в Ташкент. Отец после аспирантуры не остался в Москве, тоже вернулся в Ташкент, видимо, благодаря моему путешествию к нему. Я никогда не спрашивал у родителей, почему и как все это было, потому что, в общем, и так все понятно.
Итак, сын уговаривает маму поехать к папе, и вдруг и наконец мама решается и обещает, что они поедут к папе, который находится в «длительной командировке». Мама отказывается от поездки и гастролей в Крыму, каким-то образом руководитель ансамбля срочно организует гастроли в г. Навои. И вот большая компания в составе ансамбля едет в аэропорт, уезжающих провожает также компания детей. В кадре появляется группа детей с собакой охотничьей породы спаниель.

Увидев собаку в кадре, я сразу узнал ее. Это был спаниель семьи Сегеди, проживавших на 1-м квартале Чиланзара. В семье было двое пожилых людей, которые ранее какое-то время жили также в Англии. Муж высокий и стройный мужчина – Евгений Сегеди, любивший ходить по тогдашней моде с подтяжками, работал на киностудии Узбекфильм, он нередко снимался в эпизодах различных фильмов. Он ходил также с тростью, его типаж очень подходил для ролей пожилых офицеров царских времен. Махалля Чиланзар, в которой я жил, примыкала к Узбекфильму, а я ходил в 103 школу, находившуюся на 1-2 квартале Чиланзара на улице Гагарина. Жена в этой семье давала частные уроки английского языка детям, у нее учились несколько детей узбефильмовских режиссеров, проживавших в специальных коттеджах на границе между забором Узбекфильм и нашей махаллей. Я тоже учился у нее английскому, так как в школе учил немецкий язык. В семье Сегеди было 2 спаниеля, которых чаще всего выгуливал муж. И вот одного из этих спаниелей я увидел в фильме «Весенняя мелодия». А в одном из кадров фильма Евгений Сегеди сидит со своей тростью к аэропорту и читает развернутую газету, рядом с ним стоит дежурная по аэропорту и звонит по телефону-автомату. Такие вот исторические встречи!
Далее в фильме события разворачиваются уже в городе Навои, который активно застраивается. Идет также большая стройка в 70 километрах от города Навои. На этом расстоянии от Навои находится город Нурота, видимо, там и идет стройка. В кадрах фильма множество строительных самосвалов с укороченной колёсной базой марки ЗИЛ-130Д. На одном из таких самосвалов шоферит молодая симпатичная девушка, и именно на этом самосвале колесит по области прораб стройки, отец мальчика. События в фильме разворачиваются таким образом, что в какой-то момент в кадре находятся четверо – мама, папа, сын и девушка. Потом эта девушка какое-то время возит мальчика на самосвале с собой, и возвращает ребенка маме. А папа вместе с девушкой гонит на самосвале, пытаясь догнать уезжающую на минивене (микроавтобусе) того времени марки РАФ-2203 гастрольную группу, в составе которой уезжают мама и сын.
Если бы фильм снимали в наше время, то конфликтная ситуация между двумя женщинами, одна из которых с сыном, и находящегося между ними мужичины была был разыграна по полной программе. Может быть, даже с битием посуды. Ведь современные режиссеры не могут обойтись без битья посуды и мебели, швыряния бумаг и прочих киношных атрибутов, показывающих нервное состояние героев фильма. Но спокойный интеллигентный стиль фильмов от Узбекфильма того времени не предполагал даже демонстрации серьезных межгендерных конфликтов. Поэтому сценарист и режиссер показали лишь намек на любовный треугольник, не развивая эту тему.
И на вопрос, который повис в конце фильма – с кем же останется главный герой, суд опять же по сценаристко-режиссерской подаче, ответ вполне очевиден – конечно же, он вернется в семью, просто хотя бы ради мальчика. Вот так вот в жизни (по моей истории) и в кино дети помогают вернуть уходящих отцов в семью.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что главным героем этого фильма является не молодая эстрадная певица, которая фигурирует в кадре почти три четверит экранного времени. Главным героем этого фильма является мальчик, ребенок, который становится главным цементом разрушающейся и уже разрушенной семьи.
Задумка сценариста и режиссера показать в фильме ребенка как можно больше – мальчик присутствует на экране практически половину экранного времени, выводит это фильм в ряд достаточно редкого жанра – кино для взрослых, где главным героем является ребенок. И это делает фильм, несмотря показанную в нем на сложную жизненную ситуацию в семье, таким светлым, мягким, теплым.

Отдельно хотелось бы отметить актерскую работу 6-летнего Сардора Исхакова. Известно, что детей снимать в кино непросто. Но в этом фильме мальчик во всех эпизодах настолько естественен и органичен, что вообще не чувствуется сложностей съемочного процесса. Зрителю кажется, что все на экране происходит просто и естественно. Меня впечатлил, например, эпизод, когда мальчик смотрит мультфильмы, а его мама в это время разговаривает пот телефону один раз, ходит по комнате, потом разговаривает по телефону еще раз – камера не прерывает съемку, мальчик в кадре непрерывно и увлеченно смотрит телевизор. Такая долгая непрерывная сцена непроста сама по себе, а тем более для ребенка. Но юный актёр легко и просто (так нам кажется) справился со всеми сложностями режиссерской задумки и операторской работы. И это впечатляет!
Почему этот фильм не сделан с показом полного объема разворачивающегося семейного конфликта? Стилистика фильмов того времени не предполагала показа тяжелых и жестких психологических конфликтов, потому что кино должно было играть позитивную воспитательную роль. Современный искушенный зритель может сказать, что это не совсем правильно, что кино должно показывать правду жизни. Например, в 90-е на экраны вылезла чернуха и даже порнуха. Это привело к тому, что и так непростая жизнь стала нам казаться еще чернее.
Сегодня, в век пиара, рекламы, хайпа и непрерывного информационного потока на нас для прорыва к зрителю и захвата его внимания с экранов на нас льется жесткая конфликтология, откровенная эротика, энергетический наезд. Но когда есть настоящее искусство, эти манипулятивные приёмы не нужны, зритель увлекается самим искусством. Лично для меня отечественный кинематограф 60-х, 70-х и начала 80-х годов привлекателен и приятен, и не столько из-за ностальгии и воспоминаний по тем временам, сколько из-за интеллигентности и мягкости подачи сюжетных линий, игры актеров, построения снимаемых сцен.
Так что же должно показывать кино – лакированную красивую историю или неприглядную правду жизни? На мой личный взгляд, главная задача кино как искусства – правильное воспитание молодого поколения, и исходя из этого лейтмотива и планируемого жанра фильма, нужно строить фабулу сценария и режиссерско-операторскую подачу киношного контента. И при этом должно быть больше настоящего искусства, чтобы не злоупотреблять манипуляторскими приёмами и воздействиями на зрителя.
Такие воспоминания, впечатления и размышления вызвал у меня просмотр этого фильма. Спасибо его создателям, спасибо Сардору Джасуровичу Исхакову за показ, спасибо Борису Рахимовичу Бабаеву за организацию этой встречи.

3 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.