Школьники у здания Дворца пионеров Старые фото

Tashkent Retrospective

Школьники у здания Дворца пионеров (бывший дворец князя Н. К. Романова), 1940-е гг.

Автор неизвестен. Агентство «Фотохроника», Москва

45 комментариев

  • Фото аватара Art68:

    Есть фотографии дворца, где на балконе стоят скульптуры то собак, то оленей, то, вообще, ничего. А вот горнистов вижу впервые.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    https://www.gazeta.uz/ru/2021/10/07/romanov/

    Там есть фотогалерея экстерьера и интерьеров. Несколько раз в период с 2011 по 2017 год, в промежуток когда дом использовали как дом приёмов МИД Узбекистана удалось побывать и внутри и снаружи и всё увидеть воочию, с тех пор как в здании когда-то был музей ювелирных изделий.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Art68:

      Спасибо за ссылку. Да, интересные фотографии. Я ходила в это дворец, когда он еще был для детей. Там были другие интерьеры и он не был таким «разукрашенным».

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        Art68:
        Спасибо за ссылку. Да, интересные фотографии.Я ходила в это дворец, когда он еще был для детей. Там были другие интерьеры ион не был таким «разукрашенным».

        Ну что значит «разукрашенным»? Это типа реставрация. Существуют исторические записи того как оно было при Романове, вот согласно им наверно и «реставрировали».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Василиса:

          Никогда Дворец не был местом боёв, пожаров или переделок под «коммунальное жильё». Он очень быстро стал Музеем, а потом Дворцом Пионеров. Двери и окна с характерными ручками и запорами оставались прежними. Разве что в зале, где занимались хореографией, по стенам были сделаны зеркала. Вот предметов мебели княжеской поры не припомню. Думаю, что реставрацию провели с некоторым плюсом в сторону «восточной роскоши». Ганч по зеркальной поверхности, возможно, задумывался, но осуществлён при жизни Князя не был.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Василий:

    Кажется в 1959 году ходил во Дворец пионеров в танцевальный кружок. Из всего что там было, помню, что учили белорусский народный танец крыжачок

      [Цитировать]

    • Фото аватара Василиса:

      Да, детворе старшего поколения доступ был открыт от и до… плюс левый и правый флигели и прекрасный большой парк. И плясали, и танцевали, и рисовали, собирали авиамодели и ставили спектакли, музицировали и боксировали. Нам можно позавидовать.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Юрий Берлин:

      Я помладше. Примерно в этом же году нас, детский сад находился в 5 минутах, водили сюда гулять. Помню собирал желуди. Значит дубы были.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Boris:

        Дубы и соответственно желуди закончились в 1975 году, когда началось строительство станции метро «Площадь Ленина»….

          [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Ну ладно уже. Возможно, именно у дома Романова (а это именно дом, точнее охотничий домик, а не «Дворец») дубов сейчас нет, но внутри двора они есть, да и на площади вокруг (теперь конечно больше в сторону площади Ленина и далее) дубы и жёлуди есть. Как и каштаны. Осенью можно видет женщин и детей постоянно собирающих их в мешки. Их вроде как сдают фармпрому на лекарства (за деньги конечно). Где-то на просторах узбекского Интернета (немного лет тому назад, там где сливаяся шумят, струи «Арагви» и «Куры») эта тема как-то поднималась.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    А вот здесь есть шикарный материал (правда основные факты из статьи изложены в статье на википедии) с очень редкими фотографиями:

    https://russculture.ru/2018/01/27/ташкентский-романов-к-100-летию-со-дня-см/

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Нашёл «бомбическую» статью со старыми фотографиями дворца!

    З. М. Сулейманова
    Национальный архив кинофотофонодокументов
    Узбекистана
    ТАШКЕНТСКИЙ ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
    НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА
    В АРХИВНЫХ ФОТОГРАФИЯХ
    И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ
    (ПО ДОКУМЕНТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА
    КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ УЗБЕКИСТАНА)

    Аннотация. В статье на основании хранящихся в Национальном архиве кинофотофонодокументов Узбекистана документов рассказывается об истории здания Дворца Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте. По архивным фотографиям и документальным кинофильмам прослеживаются изменения в предназначении, архитектурном и скульптурном оформлении здания. Автором исследуется вопрос о роли данного уникального памятника архитектуры и истории в развитии культуры в Узбекистане. В результате изучения архивных кинофотодокументов автор статьи делает вывод о том, что здание Дворца Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте во все исторические периоды успешно служило популяризации и развитию детского творчества, науки и искусства.

    Ключевые слова. Дворец Великого Князя Николая Константиновича, Республиканский Дворец пионеров в Узбекистане, Великий Князь Николай Константинович, архитектура, декоративная скульптура, Ташкент, детское творчество, развитие народного творчества.

    В центре столицы Узбекистана стоит роскошное здание – Дворец Великого Князя Николая Константиновича. Это здание, являясь во все времена одним из главных достопримечательностей Ташкента, бесценный памятник истории и культуры и Узбекистана, и России, страниц совместной истории наших стран, страниц истории Дома Романовых и, в частности, биографии Великого Князя Николая Константиновича.

    Вот уже третий век архитектуру Ташкента неизменно украшает Дворец Николая Константиновича. Архитектурные особенности здания во все времена привлекали жителей и гостей столицы Узбекистана. Причудливой формы архитектура с ажурными резными решетками, декоративные скульптуры собак и оленей в натуральную величину, необычной формы башни, окна и фонтаны – все это составляло архитектурный, скульптурный и ландшафтный ансамбль. Перед центральным входом была установлена большая статуя из белого мрамора Атланта, державшего на своих плечах земной шар.

    Судьба здания необычайно интересна и содержательна. С Дворцом Великого Князя связано немало исторических событий. Все они запечатлены в собранных и хранящихся в Национальном архиве кинофотофонодокументов Узбекистана фотографиях и документальных фильмах.

    По документам архива мы видим, как менялось предназначение здания, равно как и его внешний облик.

    Князь Николай Константинович завещал коллекцию городу Ташкенту, а Дворец видел в будущем не иначе, как в качестве художественного музея. Завещание было исполнено, и с 1918 года до середины 1930-х годов здесь размещался Художественный музей. В здании хранились и выставлялись произведения искусства из коллекции, собранной князем со всего мира. Экспонаты сохранены до сегодняшнего дня, находятся в Государственном музее искусств Узбекистана, а книги – в Национальной библиотеке имени Навои.

    В 1934 году музей был закрыт, экспонаты переданы в другие музеи и галереи, библиотеки, а в здании разместили Республиканский Дом пионеров.

    Именно в этом качестве большую часть своей жизни и просуществовал Дворец Великого Князя. Здание превратилось в кузницу детского творчества. В здании широко развернули свою деятельность кружки изобразительного, драматического творчества, музыки, танцев, прикладного мастерства, радиолаборатория, скульптурная мастерская.

    В здании Дворца размещалась собственная детская музыкальная школа, в которой обучали хоровому пению, игре на узбекских национальных и европейских музыкальных инструментах. В одном только отделении аккордеонистов занималось более 30 детей. При Доме пионеров был создан детский ансамбль песни и пляски. По архивным фотографиям мы видим, что внутреннее убранство Дворца в период занятий с детьми сохранилось.

    На фотографиях мы видим, как пионеры готовились к Пушкинским дням. Необходимо отметить, что на стенах залов Дворца – картины, в помещениях – резные шкатулки. Примечательно, что занятия кружка по резьбе по ганчу проводились в зале, где стены при Великом Князе оформлены были в восточном стиле.

    Фотодокументы, запечатлевшие процесс проведения кружковых занятий с детьми, предоставляют одновременно возможность изучения особенностей отделки стен, окон, дверей и потолков Дворца, выбранный орнамент.

    По кино- и фотодокументам мы видим, что не только само здание, а весь двор перед зданием был постоянно занят творчеством детей. Здесь проводил репетиции с детьми заслуженный артист Узбекской ССР, руководитель ансамбля юных дойристов Туйчи Иногамов.

    Во дворе Дворца проводились занятия и авиамодельного спорта, шахматно-шашечной секции. На территории Дворца пионеров юными цветоводами была создана оранжерея, насчитывающая более 70 видов цветов.

    В Национальном архиве кинофотофонодокументов Узбекистана хранится фотоальбом, рассказывающий о деятельности кружка юных зоологов при Дворце пионеров. Включенные в альбом фотографии также показывают, что архитектура здания была заботливо сохранена (фото 1).

    Отдельный фильм рассказывает о творчестве знаменитого детского танцевального ансамбля «Юлдуз» под руководством известного хореографа Беллы Арутюновой.

    Кружок художественной вышивки также осуществлял свою деятельность в залах Дворца, отделка которых была выполнена специально приглашенными Великим Князем народными мастерами из Бухары и Самарканда. Проведение занятий в художественной обстановке с расписанными стенами и потолком способствовало развитию вкуса, таланта и воображения у детей. Кинодокументы архива показывают, как в годы Второй мировой войны юные рукодельницы во дворе Дома пионеров вышивали кисеты, салфетки для раненых в госпиталях Ташкента.

    Один из спецвыпусков хранящегося в Национальном архиве кинофотофонодокументов Узбекистана киножурнала «Пионер» посвящен деятельности детской самодеятельной киностудии Дворца пионеров. Работа юных кинематографистов завоевала премию на Всесоюзном смотре любительских фильмов в 1959 году в Москве. Премия присуждена за фильм «Наш дворец». Видно, с какой любовью и заботой относились пионеры к своему Дворцу (фото 2). Об этом свидетельствуют и организовываемые каждые пять лет юбилеи Дворца.

    Для школьников Узбекистана, а также для детей дошкольного возраста во Дворце пионеров организовывались увлекательные экскурсии (фото 3), соревнования, выставки детского творчества, концерты, встречи с деятелями науки и искусства.

    Республиканский Дворец пионеров посещали участники Всемирного фестиваля студентов и молодежи, участники декад культуры и искусства. В здании Дворца регулярно проводились творческие встречи, каждый четверг – литературные мероприятия.

    В 1964 году проходила встреча с героями книг Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой» и «Джексон остается в России» Сиднеем Львовичем Джексоном и бывшим узником Бухенвальда Андреем Андреевичем Борзенко.

    Документы показывают, что облик здания был несколько изменен при Республиканском Дворце пионеров. Вместо статуи Атланта поставили статую И. В. Сталина и пионеров (фото 4), позже Сталин был заменен В. И. Лениным. Однако эти изменения – всего лишь атрибутика того или иного исторического периода.

    Архивные кино- и фотодокументы опровергают мнение о том, что декоративные скульптуры оленей и собак были снесены в период функционирования здания в качестве Дворца пионеров. Изучение хранящегося в Национальном архиве кинофотофонодокументов Узбекистана собрания фотографий и документальных фильмов приводит к выводу, что в советский период были убраны только бронзовые фигуры собак, стоявшие по обеим сторонам фасада на верхнем этаже здания. Олени же с крупными ветвистыми рогами продолжали украшать здание и двор (фото 5). На фотографиях архива мы видим, какой интерес вызывали у детей декоративные скульптуры животных. Это также имело воспитательное значение. Следует отметить и тот факт, что ни одна из скульптур не пострадала.

    Изучая архивные документы, можно сделать вывод, что, будучи Дворцом пионеров, Дворец Великого Князя Николая Константиновича жил яркой и плодотворной жизнью. Необходимо отметить, что именно в этом учреждении были воспитаны, обучены, открыты миру детские таланты в различных видах творчества.

    Республиканский Дворец пионеров находился в здании до 1980-х годов. После закрытия Дворца пионеров в здании разместили Музей антикварного и ювелирного искусства, где хранились археологические ювелирные ценности республики: золото Кушанских царей и старинные ювелирные украшения.

    С 1992 года в здании находился Дом приемов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

    В настоящее время Дворец Великого Князя Николая Константиновича реставрируется. Оптимизм вызывает исторически верное решение организовать в этом здании музей.

    Таким образом, мы видим, что, как бы ни менялось предназначение и облик Дворца, он был сохранен и неизменно служил искусству, развитию творчества.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Фото 1. Собрано 10,65 кг коконов с 2 г грены. 1955 г., г. Ташкент. Р-30. А-17.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Собаки стояли со стороны парка в 50-х. Когда-то к парковому фасаду были пристроены два полукруга — подобие невысоких крепостных стен. Вот на этих оградах сидели две больших собаки, похожие на гончих. Были ли они бронзовыми — не знаю. На фото 3 вы видите эти покои в восточном духе. Такое помещение совершенно точно находилось в левой части здания. Оно было расписано в восточном духе и потолок был куполообразный. Перед занятиями танцевального кружка там переодевались девочки. Возможно, справа был такой же зал, но он был постоянно чем-то заставлен, так как в том крыле проходили занятия младшего и старшего драматических кружков (руководители Радецкая и Козлов). Это опять-таки в 50-е годы. Изо-студия находилась на втором этаже (надо было подняться по винтовой лестнице).

        [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Фото 2. Кинооператор любительской киностудии при Дворце пионеров им. Сталина Нина Ростовцева за съемкой нового фильма. 1958 г., г. Ташкент. Автор съемки – Р. Альбеков.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Фото 3. Пионеры на экскурсии во Дворце пионеров им. Сталина. 1948 г., г. Ташкент. Автор съемки – В. Владимиров.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Фото 4. Дворец пионеров имени Сталина. 1960 г., г. Ташкент. Автор съемки – Б. Фомичев.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Юрий Новиков:

      Secret Uzbek:
      Фото 4. Дворец пионеров имени Сталина. 1960 г., г. Ташкент. Автор съемки – Б. Фомичев.

      У меня в фотоальбоме указано, что автор фото Збарский И.Г.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        Юрий Новиков: У меня в фотоальбоме указано, что автор фотоЗбарский И.Г.

        Вот полная подпись к фото из статьи с индексом государственного архива: Фото 4. Дворец пионеров имени Сталина. 1960 г., г. Ташкент.
        Автор съемки – Б. Фомичев.
        1-23411. Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана

          [Цитировать]

        • Фото аватара Юрий Новиков:

          Не знаю. За эти годы могли и перепутать. А вот альбом выпущен в том же году, когда были сделаны фото.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Secret Uzbek:

            Не знаю, в СССР было много бардака. В любом случае все вопросы нужно направлять к автору статьи:
            Сулейманова Зульфия Минмнировна, заведующая
            отделом научно-справочного аппарата и методической
            работы Национального архива кинофотофонодокументов
            Узбекистана (г. Ташкент, Узбекистан)
            Manzil: Toshkent sh., 100043, Chilonzor ko‘chasi, 2-uy
            Avtobuslar: № 84, 103 | Marshrut taksilari: 81m
            Avtobus bekati:Kinostudiya
            Yaqin metro bekatlari:Novza bekati
            Ish kunlari: Dushanbadan Jumagacha
            Ish vaqti: 9:00-13:00 14:00-18:00
            Telefon raqam:(+99855) 503-01-50
            (O’zarxiv” agentligi faoliyatiga doir Tezkor aloqa raqami) Yuklab olish(*.doc 56 kb)
            Axborot xizmati:(+99855) 503-01-50 (Axborot xizmati rahbari — matbuot kotibi)
            Faks: (+99871) 277-13-35
            Devonxona: (+99855) 503-01-50
            Elektron pochta : uzarchive@archive.uz

              [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Фото 5. Дворец пионеров имени Сталина. 1950ые годы Ташкент

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Уважаемые главные Волшебники «Писем о Ташкенте» Евгений Семёнович и Азим! Как жаль, что у единственного настоящего Дворца города Ташкенте нет своего ТЭГА. Я посмотрела, он существует под псевдонимом «Великий Князь». Но ведь для военно-послевоенной детворы — это Дворец Пионеров. Множество публикаций, фотографий пролетают мимо «великокняжеского титула». Предлагаю, ввести ТЭГ- Дворец Пионеров. Если есть предложения лучшее, то я заранее согласна.

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Отличная идея. Но как найти время чтобы просмотреть все 152 публикации, связанные с князем, и отметить те, которые про Дворец Пионеров? Как выйду на пенсию, займусь.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Secret Uzbek:

        EC:
        Отличная идея. Но как найти время чтобы просмотреть все 152 публикации, связанные с князем, и отметить те, которые про Дворец Пионеров? Как выйду на пенсию, займусь.

        Не надо все просматривать. Надо фильтр сделать.

          [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      А есть тег «Дворец Пионеров», но там присутствуют также Дворец пионеров имени Островского, но это не сильно отвлекает.
      https://mytashkent.uz/tag/dvorecz-pionerov/

        [Цитировать]

  • Фото аватара Юрий Новиков:

    Скрин из дореволюционного документального фильма.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Юрий Новиков:

    Тоже оттуда скрин.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Leonid:

    кто помнит, в конце 70-х, начале 80-х годов кружок танцев в левом крыле дворца? (сторона проспекта Рашидова)? Как звали руководителя?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Самая свежая научная статья на тему:
    Овчинников, Михаил. «Дворец великого князя Николая Константиновича:
    история строительства, особенности планировки и стилистики». Saryn, т. 13,
    № 1, 2025, с. 51–81. DOI: 10.59850/SARYN.13.1.2025.262.

    Настоящая статья посвящена истории строительства, а также особенностям планировки и стилистики ташкентского дворца великого князя Николая Константиновича. Дворец, построенный для него в столице Туркестана, сохранился до наших дней и сегодня является одним из интереснейших
    памятников архитектуры Ташкента. В силу того, что великий князь жил в Туркестане под постоянным надзором специальных органов опеки и многие дела его были засекречены, некоторые аспекты его жизни до сих пор остаются малоизученными. Сказанное в полной мере относится к его ташкентскому
    дворцу. До сих пор исследователи расходятся во мнениях относительно времени его строительства, авторства его архитектурного проекта, его стилистической характеристики. Планировка дворца, исторический облик его интерьеров и функционал помещений изучены еще в меньшей степени.
    В статье вводится в научный оборот ряд архивных документов из государственных архивов Узбекистана и России, позволяющих ответить на часть этих вопросов и дать ключ к пониманию других. Процесс согласования и даты строительства, равно как и автор первого проекта дворца, раскрываются
    в переписке опеки над великим князем и в его собственных письмах. Анализ исходного проекта дворца и творческого метода его автора, а также использованных им в процессе проектирования изданий по архитектуре позволяют сделать ряд выводов о стилистике здания, о функционале и облике
    его наиболее ярких интерьеров. Статья суммирует результаты первой стадии продолжающегося исследования дворца как исторического и архитектурного памятника.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 1. Дворец великого князя Николая Константиновича в Ташкенте.
    Источник: Открытое письмо, изданное в 1906–1917 гг., воспроизводящее
    фотографию того же периода, mytashkent.uz/2018/02/17/rezidentsiyaknyazya/.
    Дата доступа 1 марта 2025.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 2. Фасад дворца. Из проекта, составленного В. С. Гейнцельманом в 1887 г.
    Источник: РГИА, Санкт-Петербург. Фонд 1282, опись 3, дело 1025, лист 110.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 3. Генеральный план дворца и прилегающей территории.
    Из проекта, составленного В. С. Гейнцельманом в 1887 г. Источник:
    РГИА, Санкт-Петербург. Фонд 1282, опись 3, дело, 1025, лист 110.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 4. План жилого этажа дворца. Из проекта, составленного
    В. С. Гейнцельманом в 1887 г. Источник: РГИА, Санкт-Петербург.
    Фонд 1282, опись 3, дело 1025, лист 110.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 5. Разрез музейного и других парадных залов. Из проекта, составленного
    В. С. Гейнцельманом в 1887 г. Источник: РГИА, Санкт-Петербург. Фонд 1282,
    опись 3, дело 1025, лист 110.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 6. Вид на великокняжеский дворец. Конец 1891 – начало 1892 г.
    Фотография из книги Аллена и Захтлебена, humus.livejournal.com/4860157.html.
    Дата доступа 1 марта 2025.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 7. Вид на великокняжеский дворец со стороны Соборной улицы.
    Фото до 1906 г. Источник: Архив Агентства культурного наследия Республики
    Узбекистан.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 9. Слева – парадная столовая Владимирского дворца
    в Санкт-Петербурге, справа – парадная столовая дворца Николая
    Константиновича в Ташкенте. Фото Михаила Овчинникова. 2024.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Рис. 10. Слева – камин в парадной столовой дворца Николая
    Константиновича, справа – камин в парадной столовой Владимирского
    дворца. Фото Михаила Овчинникова. 2024.

      [Цитировать]

  • Фото аватара yultash:

    «Следует отметить и тот факт, что ни одна из скульптур не пострадала.» И фото со страниц ПоТ реставрация…

      [Цитировать]

    • Фото аватара Secret Uzbek:

      yultash:
      «Следует отметить и тот факт, что ни одна из скульптур не пострадала.»И фото со страниц ПоТ реставрация…

      Понимаете, бронзовые изделия подвержены различным влияниям вследствии атмосферных процессов типа патины. Возможно, их сняли с постамента чтобы почистить, отполировать и потом нанести специальный защитный слой. И на постаментах обновить штукатурку. Мало ли. То что они подвергаются «реставрационным работам», не значит что они пострадали. Вы ведь тоже небось регулярно медосмотр проходили хотя бы в детстве, хоть и не болели?

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.