Театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте История Старые фото
Театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте – одна из вершин творчества Алексея Щусева. В этой постройке соединились все принципы и подходы архитектора: долгий и тщательный подбор основной композиции, скрупулезная прорисовка каждой детали, авторский надзор при строительстве, объединение передовых принципов европейской архитектуры с национальным колоритом Узбекистана.
После того как Ташкент стал столицей Туркестанского края в составе РСФСР, а затем уже в начале 1930-х столицей Узбекской ССР, стало очевидно, что город нуждается в реконструкции.
Градостроительные планы предполагали упорядочение улиц, прокладывание систем канализации, появление новых общественных и административных зданий, жилых домов. В 1933 году было принято решение о создании в Ташкенте Государственного большого театра, который бы соответствовал статусу главного города Центральной Азии. Под предполагаемое строительство была отведена территория Воскресенского базара – рынка, устроенного в «русской части» Ташкента и бывшего средоточием питейных заведений, из-за чего получило прозвище «пьяный базар». Строительство театра на этом месте подразумевало и благоустройство территории, которая должна была стать одним из важнейших центров притяжения будущего Ташкента.
В 1933 году был объявлен всесоюзный конкурс на здание будущего театра. Уже в следующем году в рамках конкурса было представлено 4 проекта: проект Узжилкомпрогора (инж. А.И. Петелин), проект Управления строительство театра (арх. В.К. Скорняков), проект архитектора Д.Ф. Фридмана и А.В. Щусева. Первоначально члены комиссии, оценивающей конкурсные проекты, склонялись к проекту Узжилкомпрогора, где по их мнению были хорошо проработаны композиционные и планировочные решения. В проекте Щусева же комиссию смущали увеличенные площади фойе и зрительного зала, а также необходимость применения дефицитных и дорогих материалов, хотя именно проект Щусева считался наиболее соответствующим по своему облику будущему зданию театра. 12 июня 1934 года экспертная комиссия подписала заключение по результатам конкурса: За основу дальнейшей разработки технического (эскизного) проекта театра взять решение плана здания по проекту Узжилкомпрогора и доработку архитектурного и объемного оформления здания произвести под высокоталантливым руководством академика архитектуры Щусева.
Однако, прежде чем начать строительство, Щусевым и его мастерской было подготовлено 4 варианта, в которых постепенно уменьшалась кубатура здания и прорабатывалось художественное решение. Помимо уменьшения вместимости, заметные изменения произошли с оформлением фасадов. Первоначально архитектор размещает на главном фасаде рельефы и круглые скульптуры на тему античных сюжетов. В следующем варианте древнегреческие фигуры были заменены на персонажей в национальных узбекских костюмах. Они изображали танцоров, певцов, музыкантов. Однако в итоговом варианте архитектор вовсе отказался от фигуративной скульптуры в пользу орнаментальной резьбы. Четыре скульптуры на выступах портика – важные акценты главного фасада – были заменены световыми фонарями, по форме напоминающими небольшие минареты.
Поиски формы этих минаретов тоже были непростыми: архитектор пробует разные варианты, ориентируясь на средневековые памятники Узбекистана.
Строительство театра началось 1 сентября 1940 года, однако первое время шло довольно медленно. В июле 1941 года работы пришлось прервать из-за войны, однако уже в 1942 году строительство возобновилось. 7 ноября 1947 года театр открыл двери для зрителей. В этот день в театре состоялось большое торжественное заседание по случаю 30-летней годовщины Октябрьской революции, и кроме партийных деятелей на сцене выступили известные артисты Узбекистана.
Зрители, попавшие во внутренние помещения театра смогли рассмотреть удивительные по проработке залы. Стены и потолки были сплошь усеяны тончайшей орнаментальной резьбой и росписью. Архитектор Арсений Власов вспоминал о работе в Академпроекте над зданием театра:
«Работали рисовальщики шаблонов, специалисты по перспективам и, наконец, специалистки чертежницы, выполнявшие “комариным жалом” тончайшие отделочные детали таких насыщенных орнаментикой и росписью произведений, как Ташкентский театр. Ведь у них микроскопы в каждом глазу, не пытайтесь сами выполнять такие работы»,
Эта тщательная проработка касалась не только монументально-декоративного оформления, но и мельчайших деталей: крючков для одежды, дверных ручек, люстр, столов и стульев разных видов.
За долгие годы проектирования театра был сформирован план помещений, согласно которому на каждом из трех этажей размещалось по два боковых фойе. Однако решение их отделки пришло в процессе строительства: председатель Совета министров Узбекской ССР А. А. Абдурахманов предложил Щусеву оформить каждое фойе с использованием традиционных художественных мотивов разных областей Узбекистана. Так родились Ташкентский, Ферганский, Самаркандский, Хивинский, Бухарский и Термезский залы.
К украшению театра Алексей Щусев привлек лучших народных мастеров – хранителей старинных ремесленных традиций Узбекистана. При отделке театра трудились резчики по мрамору Джалол Джураев и Болта Джураев, художник-монументалист Чингиз Ахмаров, резчики по ганчу и дереву Ташпулат Асланкулов, Усто Ширин Мурадов, Абдулла Болтаев, Саид Махмуд Наркузиев, Усто Кули Джалилов и Гайбулла Нигматов. Первоначально для каждого элемента отделки в столичной мастерской Академпроекта были подготовлены шаблоны. Однако желая создать подлинно национальное произведение искусства, Щусев дал мастерам возможность самостоятельно продумывать резьбу.

Народный художник Ташпулат Асланкулов демонстрирует свою резьбу по ганчу в Ташкентском зале А. В. Щусеву, 1947 год.
Как вспоминал архитектор Арсений Власов: Надо было видеть его радость, когда ему удалось разыскать в Узбекистане знаменитых резчиков по камню, стариков с библейскими бородами, в чалмах, или совершенно исчезающих мастеров шитья по бархату, которым он поручает отделку театрального занавеса в Ташкенте.
Для каждого помещения театра было разработано множество вариантов, но самое большое внимание было уделено оформлению зрительного зала. По эскизам видны творческие поиски подходящего решения. Постепенно от строгих и сухих вариантов отделки Щусев переходит к пышным, насыщенным цветом и декором залам. В итоговом варианте на первый план выходит изящная резьба по ганчу, покрывающая плоскости балконов и лож.
Особое внимание архитектор уделил центральному плафону зрительного зала – «тюбетейке» и люстре, напоминающей большую гроздь винограда.
За работу над театром оперы и балета имени Алишера Навои Алексей Щусев и семь мастеров, принимавших участие в постройке и оформлении здания в 1948 году были удостоены Сталинской премии первой степени.
В детстве постоянно слышал, что театр строили японские военопленные японцы. Мама жила рядом и видела ка японцы ходили на стройку.
Андрей[Цитировать]
Театр начали строить в 1939 году. Никаких японцев здесь и духу не было.
Саид[Цитировать]
в 1939 не было, после 1945 г — были
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]
Да. Это правда. Во второй половине 40 — х, когда театр достраивали, привлекли военнопленных японцев. Жили они недалеко, в бараках. Моя покойная бабушка рассказывала, что рядом с их домом тоже жили пленные японцы. ( ул Бакинская ) Рядом с бараком протекал канал и эти японцы ходили туда мыться после работы. Однажды один японец поймал в канале змею и махая ею что то кричал остальным. Его товарищи обрадовались и хлопали в ладоши. Значит питались они скудновато. Даже когда моя бабушка будучи маленькой девочкой, дала одному японцу лепёшку из дома, он чуть не плакал от радости и кланясь повторял : «Аригато аригато». Что означает — спасибо. Вот тогда они говорили, что строят какой то большой театр.
Николай[Цитировать]