#нетвойне

Две фотографии павильона выставки 1909 года История Старые фото

Громобой Худояров

Надо эти два фото рядом поставить. Первое фото из известного фотоальбома с 25-ой юбилейной Турксельхозвыставки-1909, подаренного императору. В нем множество фотографий официального фотографа выставки Исаака Лозинского. Хранится этот фотоальбом в питерском архиве ЦГАКФФД. Великолепный фотограф!

Посмотрите, какое качество. Мне кажется, в 1909 году И.Лозинский обогнал по профессионализму нашего старейшего и известнейшего ташкентского салонного фотографа Дмитрия Васильевича Назарова, лауреата международных фотовыставок и, кстати, участника Турксельхозвыставки-1909.

Учитель рисования ташкентской мужской гимназии на этой выставке демонстрировал цветные (!!!) женские портреты. Правда, в цветной фотографии он пошел по ложному пути: он раскрашивал портреты. Но тогда это было обычным делом. Открыточный бизнес процветал, открытки раскрашивали. По прогрессивному пути развития цветной фотографии пошел питерский профессор С.М.Прокудин-Горский, он экспериментировал с цветными стеклянными пластинами. Тогда были стеклянные негативы, делал несколько разноцветных негативов. Своего рода, метод цветоделения.

С.М.Прокудин-Горский дважды был в Ташкенте и Туркестане, выступал с лекциями о цветной фотографии в ташкентском зимнем электрокинотеатре «Хива». На одной из лекций присутствовал сам генерал-губернатор А.В.Самсонов. А кому принадлежала «Хива»? То-то же. Великому князю Н.К.Искандер-Романову. Тогда же профессор С.М.Прокудин-Горский отправился на фотосессию в Голодную степь. В Голодную степь, Карл! Питерский профессор! В шляпе и очках! В очках — зачеркнуть. Без очков. Делать цветные фотографии пустошей, строящегося Николаевского канала и экскаваторов инженера Чаева. Никому об этом не говорите, но я вам по секрету расскажу, что есть версия, будто поездку профессора С.М.Прокудина-Горского по Голодной степи спонсировал сам Н.К.Искандер-Романов. Что было дальше? В Крыму профессор С.М.Прокудин-Горский демонстрировал фотографии из Голодной степи самому Николаю II. И-и-и? Николай II сам был фотографом-любителем. Впечатлился. И внезапно пошло государственное финансирование строительства Николаевского канала. Он был пущен в строй в 1913 году. А вы говорите фотографы! Вот она роль скромного питерского профессора С.М.Прокудина-Горского в развитии туркестанской ирригации.

И четырех лет не прошло, как фрицы догадались заслать в страну пломбированные вагоны с паразитами, которые залили здесь всё кровью. Не стало фотографий, каналов, инженеров, виноделов, пивоваров. Следующая цветная фотография в Ташкенте появилась в 1945 году. Опять-таки кто-то из головастых командующих оказался дальновидным и отправил в Вене и других городах поверженной Германии молодых солдат на обучение к немецким мастерам цветной фотографии. Если И.Айзенштейн привез в Ташкент часы для курантов, то еще несколько солдат — новые веяния в цветной фотографии. Знал одного из них — Л.Таубе.

На удивление, Д.В.Назаров пережил все эти революции, перевороты и первертоцы. Он тихо-спокойно преподавал рисование теперь уже в Ташкентском кооперативном техникуме, потому что новая власть гимназии сразу же закрыла, а через десять лет опомнилась и пришлось открывать ликбезы, вешать лапшу на уши в школьных учебниках про ужасное наследие царского режима, копать каналы кетменями, а про цветную фотографию забыть напрочь. Логически размышляя, могила Д.В.Назарова должна быть на Боткинском кладбище, но никто ее не видел. И даже говорят, что у него были какие-то родственники. Естественно, что его экспонаты с выставки-1909 бесследно исчезли.

Прошло 115 лет. И вот ташкентский букинист С.Гуреев нашел открытку с павильоном наследников купца Н.Иванова с выставки-1909 в несчастном ташкентском сквере. Скорее всего, ее автор также официальный фотограф выставки И.Лозинский. Заметно, что на ней нет посетителей и фото сделано для тиражной открытки. Сам купец Н.Иванов уже скончался к тому времени. Предприятием управляли его сыновья. Один из сыновей — Александр был женат на дочери другого известного ташкентского купца — хлопковода И.С.Лахтина — Анне. А.Н.Иванов обучался во Франции. Представляете, какой вкус был у выставлявшегося на выставке вина? А.Н.Иванову семья выделила агроферму «Аламедин» в пишпекском уезде. И, кстати, после первертоца он не выступал против советской власти, был даже консультантом по виноделию и виноградарству в наркомземе Туркреспублики. Но 21.01.1919 года после осиповского мятежа в его дом вломились черти-железнодорожники и солдаты-дезертиры, арестовали его вместо старшего брата и расстреляли. Где теперь то вино?

1 комментарий

  • Фото аватара Джавдет:

    Несколько уточнений.
    1. С. М. Прокудин-Горский никогда не был профессором, он много учился всему и вся, но нет достоверных сведений о наличии у него законченного высшего образования.
    2. Прокудин-Горский посетил Туркестан трижды, а не дважды.
    3. Великий князь Николай Константинович никогда не носил фамилии Искандер-Романов.
    4. Прокудин-Горский не мог фотографировать «строящийся Николаевский канал», т. к. канал этот был закончен постройкой в 1895 г. на личные средства великого князя Николая Константиновича, т. е. за 11 лет до первого приезда фотографа в Туркестан. Автор перепутал два канала — «Императора Николая I» и «Романовский». Эта путаница привела автора к ложной гиперболе — » Вот она роль скромного питерского профессора С.М. Прокудина-Горского в развитии туркестанской ирригации».

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.