Воспоминания военнопленных Австро-Венгерской армии История Старые фото
Перевод комментария.
Джон Сабон.
«Жизнь живет и хочет жить». Мне хотелось бы рассказать историю солдата, который отправился домой из Ташкента в Вадну в Северном Борсоде, проделав путь длиной более 3 месяцев — в далекую Среднюю Азию, а это почти 5000 км! Через окопы — через кусты… В ноябре 1918 года бои закончились, но военнопленные долгие годы не возвращались домой. Незаслуженно забытая история их поколения может тронуть и вас…
Когда я был ребенком, по соседству с нами жила тетя Эстер Шандор, отец которой был русским военнопленным во время Великой войны. Тётя Эстер родилась в Вадне в 1906 году. Его отец Шандор Самуэль (1878-1932) был фермером, который выбрал Эстер Сабон (р. 1880) своей женой. Их второй ребенок — Мария, родившаяся в 1912 году. Вскоре после этого разразилась Первая мировая война, и отца отправили на Галицкий фронт (Польша и Украина сегодня делят территорию бывшей Галицкой губернии).
Уже в 1914 году русские войска взяли такое количество военнопленных из числа солдат Австро-Венгерской монархии, что российское военное руководство срочно выделило для размещения военнопленных Узбекистан (позже и Сибирь… к концу войны более полумиллиона солдат попали в русский плен). Так Шандор Самуэль оказался в жестокой схватке, получив ранение в бедро посреди Азии. Письма, написанные военнопленными, часто застревали в дороге, и люди дома не знали, что происходит с их родственниками в далекой стране.
Русским пришлось ждать до 3 марта 1918 года, чтобы заключить мир. В результате революции 1917 года часть военнопленных покинула лагеря раньше, а многие из них, отправившись в рискованное путешествие, направились домой еще до начала официальной репатриации. Для приема и размещения репатриантов были созданы специальные учреждения. Захват произошел на территории вооруженных сил. Вернувшиеся прошли дезинфекцию, медицинский осмотр и предъявление на приемном пункте, откуда добрались до пункта отдыха в армейском районе.
Те, кто успешно вернулся домой из военнопленных, обычно должны были вернуться в армию и были переведены со станции Вестегзар в учебную группу. Другими словами, Шандор Самуэль из Чебера — попав в окопы, он вскоре оказался на итальянском поле боя, чтобы он и его товарищи могли заменить многие тысячи погибших солдат в окопах. Сражаясь здесь, на ледяной итальянской реке Пьяве, он простудился и после войны вернулся домой в Вадну больным. Он умер в 1932 году. Последние военнопленные в Ташкенте воздвигли Сфинкса своим умершим от болезни товарищам, который стоит и по сей день. На открытках изображен город Ташкент в 1917-1918 годах. Тётя Эстер рассказала, что её отец часто упоминал, что их заставляли работать в поле как военнопленных, а когда говорили, что он во что бы то ни стало вернётся домой, добросердечный, более скромный узбек дал ему маленькие сережки, чтобы он принес их Вадна, две широко упомянутые маленькие девочки, которые остались дома. К сожалению, русские отобрали его у него перед венгерской границей, хотя это могло быть огромным подарком для его жены и двух маленьких детей, которые находились в нужде.
Машинный перевод, читать не возможно.
Мальтус[Цитировать]
Из Узбекистана в далёкую Средний Азию, исправить надо….
Alex[Цитировать]
Спасибо, исправил.
EC[Цитировать]