На улице Ульяновской в Ташкенте Старые фото Ташкентцы
Наталья Всеволодовна Шулепина откликнулась на предложение повспоминать Асакинскую. Спасибо! ЕС.
Улицы с таким названием в Ташкенте давно нет. Но история многих семей с нею связана, в том числе и нашей. Сейчас старожилы стараются восстановить и сохранить в памяти, чем замечателен тот или иной уголок старого Ташкента. Дискуссия по этому поводу в социальных сетях подвигла меня всмотреться в пару-тройку семейных черно-белых фото.
Примерно 1953 год. На фото мои папа и мама: Шулепины Всеволод Петрович и Маргарита Константиновна, дети — Сережа и Галя. В доме (сначала его номер по жактовским документах был 13, потом 11) жили наши родные Шмелевы-Щадиловы. Дом построен в 1911 году генералом. Но вряд ли он долго здесь пожил. После его кончины дочь и сын этот особняк продали. Купил Воронов, торговавший каракулевыми шкурками. Так рассказала мне его дочь Вера Ильинична Воронова накануне сноса. Все эти годы она продолжала обитать на Ульяновской.
Уже в 1917-м дом был поделен на части и сдавался жильцам. Тогда со входом с парадного крыльца сняли жилье наши родные Шмелевы. Как вспоминал папа, бывавший здесь в детстве, во дворе имелись площадка для крокета и бассейн. Потом уже двор постепенно застраивался. Дом и жилые постройки во дворе на Ульяновской 11 сносили в конце 1990 — начале 1991 года в связи с возведением пристройки к школе № 18.
У парадного крыльца рос дуб. Кто его посадил? Может быть, сам генерал, а может быть, мои родные. Видела дуб на фото моего троюродного брата Германа Щадилова. Брату на фото лет 18 и дуб еще довольно молод.Сейчас дуб могуч.
На фото, где мои родители и брат с сестрой, дом кажется довольно длинным. На самом деле вторая половина числилась под другим номером. Видимо, они были состыкованы. Эта половина существует и сейчас, хотя и в сильно осовремененном варианте. Чем примечательна? Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в эвакуации здесь жил писатель Василий Ян (Янчевецкий). Кстати, именно здесь в 1942-м он узнал о награждении Сталинской премией за его историческую трилогию. Вернее, узнал там, куда его вызвали и куда он захватил на всякий случай узелок с самым необходимым, опасаясь ареста из-за этой самой трилогии.
Что еще можно добавить о доме? В нем бывал будущий космонавт Владимир Джанибеков, а на ту пору суворовец. Многие мальчишки тогда увлекались радиолюбительством. Благодаря своему увлечению группа мальчишек-суворовцев нередко посещала этот дом, так как Герман Щадилов, сам радиолюбитель, с удовольствием общался с ребятами, обучал их. Это период конца пятидесятых годов.
А в двадцатые-тридцатые здесь бывали Айша и Ташмухаммед Кары-Ниязовы. Айша, урожденная Уразаева, выросла в Новом Маргилане (сейчас Фергана). Училась в женской гимназии вместе с Евгенией Мездриковой, сестрой моей бабушки Наталии Мездриковой. Со временем все перебрались из Нового Маргилана в Ташкент и дружили семьями.
О том, что бывал в доме на Ульяновской вместе с родителями, мне рассказал сын академика, первого президента Академии наук Узбекистана Шавкат Кары-Ниязов. В один из его приездов в Ташкент из Москвы мы встретились в его отчем доме, в котором жила сестра Динара. Гость пошел меня провожать и вспомнил, что вот так же провожались со Шмелевыми то в сторону Ульяновской, то в обратную в пору его детства.
Про то, как я попала в дом Кары-Ниязовых, и подружилась с Динарой, несмотря на разницу в возрасте, можно отдельно рассказывать. А если коротко, мы оказались родственниками. В двадцатые годы прошлого века еще одна бабушкина сестра – Анна — вышла замуж за брата Айши. Вот такая «карусель» с потомками…
Дом на Ульяновской снесли в феврале 1991 года. Шестнадцать семей, проживавших в доме и во дворе, расселили. В конце года распалась большая страна. Улицу переименовали, хотя ее название не имело никакого отношения к вождю пролетариата. Ульянов – в честь которого она получила имя – был инженером и в свое время немало сделал для планировки и застройки Ташкента. Его дом как раз находился в начале улицы. Видимо, когда ее застраивали, дом инженера упоминался как ориентир. «Где живешь?» — «На Ульяновской». И мне довелось отвечать так. Теперь ее название — Асака.
Наталия ШУЛЕПИНА, фото из семейного альбома.
SREDA.UZ
И с самых первых строк ошибка: Улица с таким названием всё ещё есть.
Прохожий[Цитировать]
Речь об Ульяновской.
EC[Цитировать]
А примерно где это ? Ориентир можете сказать ?
Николай[Цитировать]
Хамида Алимджана, парк Тельмана.А той самой Ассакинской — больше нет…
Светослав[Цитировать]
Дуб грандиозен!
А еще (кажется уже писал об этом) во дворе одной профессорской семьи на углу Ульяновской и Пишпекской (что на правой пишпекской стороне) росло уникальное дерево, ботаническая суперценность (на весь Ташкент таких было только два — здесь и в ботаническом саду) — настоящее японское гинкго! Когда наступила смена всего и вся, новые хозяева этого двора зачем-то (или почему-то) ликвидировали его…
Энвер[Цитировать]
Ульяновская шла от ул. Пушкинской в р-не Ассакинской (это уже не название переименованной улицы, а народное обозначение перекрестка-транспортного узла (ул. Пушкинская, Каблукова, Якуба Коласа — бывш. Асакинская) в сторону Салара к военному училищу на другом берегу. Первые заметные ориентиры в начале Ульяновской — по левой стороне здания одного из факультетов ТашПИ и, следом,и школа №18. По правой стороне, точно напротив забора между упомянутыми зданиями, начинался Уральский переулок, доходивший до ул. Свердлова. Далее, вниз по Ульяновской, большой перекресток с ул. Пишпекской, Свердлова и (чччерт, выскочило имя), по которой можно было дойти через короткий тупичок до «малого» входа в парк Тельмана
Энвер[Цитировать]
Опять же, для ориентации: Асакинская — Я.Колас — Х.Алимджан.
Энвер[Цитировать]
Уразаевы — знаменитая фамилия восходящая к Беханидам. Есть академики, деятели культуры. Интересно было бы услышать еще какие-нибудь истории о них от Натальи Шулепиной.
AK[Цитировать]
По Ульяновской ходил трамвай №7 (один вагон) : от Пушкинской до мукомольного завода. Трамвайную дугу перебрасывали на конечных остановках.
Говоря об Ассакинской, я всегда любил идти вниз домой до Маяковской от остановки 3 трамвая. На Ассакинской был гараж мехфака ТашПИ. Там стоял вариант хлопкоуборочной машины, где проводили экперименты мой папа и сотрудники кафедры «Тракторы и автомобили» под руководством доцента Нинова. Потом кафедру переименовали на «Сельхозмашины». Там же в гараже стояла «полуторка», на которой мы учились управлять автомобилем, а затем сдавали на ней на права. А это было в 1959 году. У меня до сих пор есть эти права с оригинальным талоном.
Алексей[Цитировать]
А где именно был гараж мехфака? Я когда учился (73-78) кафедра называлась «Автомобили и тракторы».
«Дугу перебрасывали» что значит? Он не разворачивался? Кабины с двух сторон?
EC[Цитировать]
Я видела такие трамваи с двумя кабинами. Посередине находилась открытая платформа для грузов. В пассажирском варианте на задней площадке находилось нечто вроде штурвала на стойке. Кабины не было. Однажды даже видела, как прибежал вожатый и некоторое время управлял этим колесом. От движения по Ульяновской до меня дошли только рельсы, которые уходили направо в районе остановки Ассакинская.
Лидия Козлова[Цитировать]
Я помню ремонтные были. развозили рельсы и работали на дизеле.
AVN[Цитировать]
Как раз на месте выхода этой трамвайной колеи с Ульяновской на Пушкинскую (трамвай на мукомольный уже не ходил) довольно долго стоял плодово-овощной павильон, прямо на рельсах
Энвер[Цитировать]
Сейчас их нет, пытался найти следы.
EC[Цитировать]
Их давно уже нет. Но я не помню, их выкапывали или поверх закрыли асфальтом. Такое вполне возможно потому что рельсы были «глубокого заложения» практически в уровень с дорогой. Такой вариант ликвидации по практичности мог перевесить доход от металлолома в ценах тех лет (это мое предположение)
Энвер[Цитировать]