Воспоминания о 18-й школе История Ташкентцы
Автор Мунира БАБАЯРОВА.
В семье я была младшей, к тому же похожей на папу, в следствии чего сильно избалованной. Делала что хотела, и школа для меня была первым испытанием.
Нас с сестрой учили, что надо здороваться со всеми взрослыми, но я видела, как она делает это с кем-то просто, а с кем-то высокомерно снисходительно.
И, все-таки первые уроки снобизма я получила не дома, а в любимой школе.
В 1 класс я пошла в школу номер 18.
Основательное, четырехэтажное строгое здание без каких-либо архитектурных излишеств и легкомысленных украшений, среди одноэтажного жэковского жилья, одним своим видом, внушало уважение. Нам говорили, что во время войны там располагался госпиталь.
Солидная ограда, несколько ступеней, большая дубовая дверь на крепкой пружине, и ты попадаешь в просторное фойе. Квадратные колонны, как столбы, выкрашенные в белый цвет, подпирают высоченный потолок. Это главный вход.
Но по утрам мы собирались во дворе школы, с другой стороны, и выстроившись парами, после звонка, организованным строем входили в школу. С начала первоклассники, потом средние и т.д.
На первом этаже располагались актовый зал, спортивный, раздевалки, медпункт.
По огромной лестнице с гранитными ступенями и широченными дубовыми перилами, мы поднимались на второй этаж, где располагались начальные классы.
На третьем – средние, а старшеклассники, для нас они были небожителями, обитали на самом высоком четвертом этаже. Это было пределом мечтаний.
Нам постоянно твердили, что надо быть опрятным, хорошо учиться, быть достойным нашей школы, а любой проступок – это пятно на ее честь. И у меня перед глазами представало большое круглое желтое пятно, как на фартуке тети Розы – нашей соседки. Что такое честь нам не объясняли, но мы чувствовали, что это что-то такое, серьезное и большое…
Задавать вопросы я стеснялась, чтобы не прослыть дурочкой. Но понимала, что если буду стараться, то попаду… куда? Ну, туда… чем больше стараний, тем выше…
Лестницы широченны, потолки высоченны, классы огромные, парты деревянные, выкрашенные в черный цвет. Чернильница, ручка с пером… На переменках класс проветривался, все выходили в коридор.
Набравшись храбрости, я заглянула в небольшую комнатку около лестницы. Там стояла ванная, куда из трубы било четыре фонтанчика с водой. Вода текла постоянно. Пить не хотелось, но пили все. Пошла и я. И тут я увидела его.
Мальчик с короткими вихрами. Рыжий, вроде ничем не приметный. Но послышалось откуда-то Мазурин! Это же Мазурин. Двоечник и второгодник! Это был ужас. Ни то что заговорить, даже подходить к нему было предосудительно.
А еще мы, в благоговейном трепете замирали, когда по коридору медленно шел высокий полноватый лысый мужчина с рыбьими глазами. (Сдобников Александр Фёдорович, ЕС)
Директор, директор — слышалось вокруг.
Бегать нельзя, кричать некрасиво. Вы же девочки! – постоянно напоминали нам. Ты же мальчик – укоряли одноклассника. Что это означало нам тоже не объясняли, но по тону говорившего, мы понимали, если не выше, можешь оказаться пятном. Другого пути нет.
У нас работали кружки – пение и я пела, работали спортивные секции, и я ходила на баскет.
Но больше всего в школе мне нравился буфет. На большой переменке кто-то доставал из портфеля бутерброд, а у кого-то оказывался румяный кусок сладкого пирога. Я глотала слюну. “Это бабушка испекла” – пояснял счастливец. Огорченная я бежала в буфет. На 20 копеек. которые мне выдавали по утрам здесь можно было купить пирожок с повидлом 5 коп. стакан компота 5 коп. а еще пряник в виде коняшки тоже за 5 коп.
После уроков, проходя мимо буфета я чуть не плакала. Для продленки на плите в большой кастрюле варился борщ. Запах исходящий из дверей был убийственно аппетитным.
Я страдала – ну почему у меня нет бабушки с пирогами, ну почему я не в продленке?
Бежала скорее домой, чтобы посмотреть, что у нас на обед.
Родители на работе, старшая сестра еще в школе. Достаю большой ключ из кармана старого папиного пиджака, который висит на ржавом гвозде, вбитом в ветвистую вонючку. Кстати, весь двор знал где лежит наш ключ. Как и мы знали о тайниках под тряпками перед дверьми.
Бросив портфель, открываю крышку казана. Машевая каша. В середине торчит кость. Я тяну ее, вытаскиваю мясо и тут же с наслаждением за него принимаюсь.
— Ты хотя бы форму сними – слышится голос заглянувшей соседки.
Потупив глазки, я жду, когда она, вздохнув, уйдет. Думаю – это не хорошо. Но я же не в школе. И продолжаю наслаждаться.
Если что-то и отравляло мою чудесную пору детства, так это домашнее задание и вопрос, который постоянно витал над тобой – а ты эту книжку читала? Словно тебя хотели застать врасплох, или вывести на чистую воду. Признаться, что нет – позор. Несмываемое пятно!
Я изнывала от тоски, втягивая в себя приключения Гекельберри Финна. Я ненавидела этот плот, и заглядывала сколько еще там осталось до конца. С завистью смотрела на то, с какой легкостью старшая сестра проглатывает книги одну за другой.
Ты должен знать наизусть как можно больше стихотворений, если из школьной программы – засмеют. Сказать, что не нравится читать, и больше любишь играть во дворе, значит прослыть невежей, ведь это же Марк Твен! Признанные и великие — это хорошо.
Ежедневно, на каждом уроке, в нас вливали понятие, что есть мы – хорошие, свои, а есть они – враги, НЕНАШИ. В любой ситуации ты, не задумываясь, должен принять сторону НАШИХ. Независимо, на чьей стороне истина. Малейшее сомнение, а тем более критика, воспринимались как предательство.
А это кто, они за нас? Наши? – формировался внутренний барьер. Что по эту сторону – хорошо, а если нет, что-то новое, не совсем понятное, и тем более не утвержденное – осуждаемо, пятно!
Слухи по школе разносились молниеносно, хотя в то время не было сотовой связи. Отличился один старшеклассник. Из-за чего возник конфликт, нам малышне не рассказали, упоминалось лишь, что правда, все-таки, была на его стороне. Но все равно – учительница по математике Александра Васильевна выкинула из окна четвертого этажа его портфель, после чего, он скинул ее сумку.
Такое не прощалось. Даже страх перед пятном не позволил замять скандал. Тогда еще школа защищала честь учителя. Они были неприкосновенными. Но зато и вели себя достойно, работали на совесть, буквально вкладывая знания в наши пустые головы.
Оценила я это после того, как наш дом снесли, дали квартиру на окраине города, и я оказалась в новой школе — в совершенно другом мире.
Классы переполненные, учителя орут, и уроки проходили в каких-то перепалках между необузданными учениками. Ни о каких пятнах, чести здесь не могло быть и речи. Такие редкие драки в старой школе, здесь были повседневным делом.
Я была в ужасе, куда я попала. Смотрела на одноклассников с ненавистью и презрением. “Посредственности, ничтожества, дети алкашей”. Хотя многие были из нормальных семей и учились лучше меня.
Я жаловалась маме, а ночью укрывшись с головой одеялом, плакала от отчаяния – не хотелось смиряться с тем, что моя школа, мой парк Тельмана, мой двор и вообще мой мир, уже не мой. Потерян навсегда. Он никуда не делся, живет дальше, но для меня там места больше нет.
Но все это случилось потом.
А, возвращаясь к нашей истории, продолжу. Парнишку выгнали из школы. Говорили, что он устроился куда-то на работу. И теперь, не оглядываясь, проходил мимо школы с гордо поднятой головой. Вместо кофты с комсомольским значком, свободная куртка, и вьющиеся волосы развивались от поднимающегося вокруг него ветерка свободы
Гуляющие во дворе во время большой перемены школьники, завидев его переглядывались, перешептывались. Девочки смотрели с восхищением, как на героя, а коротко подстриженные и зализанные мальчишки – с завистью.
Бунтарский дух длинноволосых битлов уже несся по земле, дошел и бился о неприступные стены образцовой школы.
Пройдут года, да что там, жизнь! И мы поймем, что не обязательно высоты, но какие-то, возможно самые потрясающие стороны жизни, раскрываются не тем послушным и незапятнанным, а именно таким, длинноволосым смельчакам, дерзким, способным отстоять свою независимость.
«победители» — «непобедители», «наши» — «ненаши», «воспитанные» — «невоспитанные», «пустая голова» — «глубокие умозаключения» … все смешалось в доме… только жизнь пролетела, а ничего не изменилось… все тот же бардак…
andrey[Цитировать]
Погубили училки советское образование. Действительно, дура какая-то. Надо же догадаться выкинуть портфель ребенка из окна.
Саид[Цитировать]
Эти училки и есть то самое «советское образование»
Туземец[Цитировать]
если вокруг вас плохо пахнет, то есть две новости: одна из них хорошая, у вас работает обоняние, значит нет КОВИДа, а вторая не очень хорошая, если вокруг вас пахнет, то это вы сам и воняете.. так-то, «любезный»
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]
Странно выглядит собственный ответ на свой же комментарий… :-)
Энвер[Цитировать]
Это ответ на ваш комент, который админ любезно убрал.
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]
Мой? Я Вам не писал. Что-то путаете.
Энвер[Цитировать]
возможно кто-то другой, не заморачивайтесь, любезный..
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]
Туземцу: «ВОЗМОЖНО кто-то другой» — т.е., Вы не очень были в себе, когда отвечали? Но это ладно, а вот то, что стерли того, кому Вы ответили, а Вас оставили, создало такой забавный эффект — сам себе оппонирует. Получается, что Вас подставили… Хотя я на 100% уверен, что это не нарочно. Таков эффект несимметричного модерирования. Как же не заморачиваться? Такое может случиться ведь не только с Вами!
Энвер[Цитировать]
просто раслабьтесь и не нервничайте, любезный.. ничего экстраординарного не произошло..
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]
» Из-за чего возник конфликт, нам малышне не рассказали, упоминалось лишь, что правда, все-таки, была на его стороне. Но все равно – учительница по математике Александра Васильевна выкинула из окна четвертого этажа его портфель, после чего, он скинул ее сумку… Тогда еще школа защищала честь учителя. Они были неприкосновенными. Но зато и вели себя достойно, работали на совесть, буквально вкладывая знания в наши пустые головы.»
По факту, в чем суть конфликта автор не знает, то есть это ОБС… но виноват все равно учитель, который поставил на место ученика… раньше честь учителя защищали, а теперь его имя можно полоскать походя… учителя давно нет и ответить он уже не может… а между тем этот учитель жизнь положил на воспитание детей… как видно, некоторых воспитать так и не удалось…
Andrey[Цитировать]
Повторюсь, А.В. действительно была сильно «не того» с головой. Я бывал на ее уроках, также как, ранее, на уроках симпатичного Бе-Бе (о котором ниже). Все видел своими глазами.
Энвер[Цитировать]
Эта женщина была реально бесноватой. На уроках она, в основном, орала и ругалась на учеников: балбесы, тупицы, дубины, кретины и т.п. Некоторые ее комплексные ругательные выражения были до того «красочные», что расходились на, как сейчас бы сказали, мемы и использовались для сатирического изображения ее методов как учениками, так и преподавателями. Она совершенно не вписывалась в почти академический стиль 18й школы и довольно быстро была уволена. Поэтому Ваша вставка про «советское образование» на ее примере совершенно неуместна. Вообще 18 школа отличалась очень высоким уровнем и классом преподавателей. Это не раз отмечалось здесь, на ПоТ, в том числе и Евгением Семеновичем лично. Всё есть в архивах.
Энвер[Цитировать]
в каждой школе , был СВОЙ дурак -учитель !!!! в нашей 64 , был такой старик-математик , кличка — БЕ БЕ !
Шамиль[Цитировать]
Шамиль, если Вы про Янгуразова, то в бытность его преподавателем 18й школы, он пользовался уважением и симпатией многих учеников: своеобразно и доходчиво подавал материал и вообще отличался добрым характером. А вот то, что, перейдя в 64 школу, состарившись, сильно изменился в худшую сторону — про это я слышал не раз.
Энвер[Цитировать]
P.S.: Прозвище «Бе-бе» он получил за произношение математических А-Бэ-Цэ как А-Бе-Цэ.
Энвер[Цитировать]
Спасибо ЭНВЕР ! я , у — БЕ БЕ , не долго учился , меня перевели в интернат 2 , он был за Ак Тепе , рядом со спортивным интернатом
Шамиль[Цитировать]
уважаемый Шамиль, не за что благодарить — я просто написал то, что было. А вот Вашу печаль по ушедшему Городу я сердцем разделяю. Но вот что странно: когда появились новые «модерновые» места как панорамный, Купола, Зарафшан, архитектурно красивая Узбечка у Сквера и многие — многие другие, скажем так, городские объекты, почему-то это тогда не раздражало, наоборот, очень радовало. Сейчас же (я давно не был в Ташкенте, но постоянно на связи с друзьями) многих «новоделы» не радуют. Казалось бы, всё должно двигаться вперед… Может (да, может я ошибаюсь) у архитекторов того времени было что-то иное с художественным вкусом… Не знаю — не знаю, но ощущение есть, что что-то теряется. И, если уж говорить вообще — не только в Ташкенте такое. А про политику с деревьями — это вообще запредел , можно более это не обсуждать… Вы меня, Шамиль, извините, разговорился… Я вот, когда уже не жил в Ташкенте, бывало, по нескольку раз в год проезжал через него то в Мурунтау, то в Самарканд, то еще куда, проходя через Сквер к автобусу в аэропорт, слыша бой курантов, отмечал себе — вот, они регистрируют временя моей жизни. И сколько еще осталось?
Сау булинг
Энвер[Цитировать]
Ну вот! Книгу Марка Твена девочка не осилила, но идеалом подросткового возраста оказался как раз Гек Финн с улицы Ассакинской.
Лидия Козлова[Цитировать]
идеалы с возрастом не поменялись… оказывается 25-я школа на Радости была кузницей гениев…
Andrey[Цитировать]
у меня получилось наоборот — с окраинной школы в центральную — 43. 44-я на Чиланзаре тоже ценилась и порядки были примерно одинаковые, отличались ученики. Весь спектр советского общества сменился на элитарную тусовку (да там Шараф Рашидов в 100 метрах жил). Но, эта элитарность проявлялась только в нюансах поведения, может — более строгого или ответственного, и то не явно, а может, вообще — 9-10 классы все такие, более серьезные. Все-таки в конце 70-х еще соблюдались стандарты советского воспитания. А вот молодежные стандарты, вернее моды 80-х и тем более 90-х годов были уже «подзаборными», и среди детей элитариев (с которыми я общался) были максимум 2-3 на десяток которых еще можно было заподозрить в приличии, остальные — явные бандиты.
AK[Цитировать]
Очень некрасиво вот так на людях огульно или нет «охаивать» людей, кто вам давал знания (тем более, если их уже нет в живых или они в преклонном возрасте).
И это всё делают в основном те, кто с придыханием и восторгом вспоминают демонический совок и особенно выпячивают свои подвиги в деле построения коммунизма.
Впрочем, оно и понятно…
Прохожий[Цитировать]
Читаю, а сам вспоминаю свои школьные годы, в середине 1960-х в школе 48, которая находилась между парком Кирова и ул. Леваневского. Наш двор на ул. Педагогической.Дальнейший наш переезд на Кара-Камыш, и учёба с 7-го класса в новой школе 242. А потом авиационной техникум и работа на ТАПОиЧ территория А…Так всё похоже.
Ностальгия…
Борис Ветров[Цитировать]
Есть объективные методы оценки деятельности учителя: результаты его учеников на математических олимпиадах, количество поступивших самостоятельно без помощи репетиторов и блата в вузы учеников. Если этого нет, то вон из школы. Если завуч и директор знали об этом поступке, то и их надо было увольнять. У мальчика просто родители трусы, не захотели связываться. Она вообще-то на статью Хулиганство наколбасила. А завуч и директор ее покрывали. А в целом, почему возникла фраза «погубили училки советское образование»? Произошла невиданная феминизация педсоветов. Мужчин просто не стало. Почему в ТВОКУ был конкурс 20 пацанов на место? Уставали мальчики от этой феминизации. Начиная с трех лет с детского сада и по 10 класс. Тяжело. Мужчины не уживались в педколлективах. Гадюшник съедал их. 98% училок последнего периода совка — это шлак. Мысли только об авоськах апельсинов. Были, конечно, хорошие и даже великолепные учительницы. Но 98% шлак. Они абсолютно все сексистки, т.е. послушные девочки у них отличницы, а непослушные мальчики — в лучшем случае троечники. И здесь как бы сталинское разделение на разнополые школы имело смысл только при мужских педколлективах, что доказала деятельность ташкентского суворовского училища. Сейчас уже, конечно, с юмором вспоминаешь некоторых училок. В одной школе у нас была училка черчения: эту линию надо проводить карандашом М, эту линию надо проводить карандашом Т. А где сейчас то черчение? Другая вела зоологию. Земноводные, пресмыкающиеся. Мальчикам двойки, девочкам пятерка. А где сейчас та зоология? Достаточно было бы какого-нибудь факультатива. Так они хотели экзамен по зоологии в каком-то классе ввести! В седьмом что ли?
Саид[Цитировать]
поправлю Вас — не «послушные девочки», а «благодарные родители».. сам был в недоумении от таких принципов, хотя это уже 90-е годы и были «покруче» школы — в 110-й чтоб устроить ребенка требовали 400 долларов (это когда м.н.с. получал 100.. в год :)
AK[Цитировать]
всё «самое лучшее в мире образование» сдулось перед шарлатанами Давиташвили, Кашпировским и иже с ними.. обладетели дипломов о ВО, всю жизнь прожившие в СССР, окончившие «самые лучшие в мире школы» и их учителя верили в любой мракобесный бред
сидели со стеклянными глазами перед телеящиками и заряжали тазики с водой. тетка выбросившая портфель ученика из окна- обычный представитель хомо советикуса
ТУЗЕМЕЦ[Цитировать]