Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Поп-музыка на «Шёлковом пути» Искусство История
История тридцать восьмая
В конце августа этого года на сайте авторитетного американского музыкального издания Billboard появился сенсационный анонс, записанного на виниле уникального альбома Synthesizing the Silk Roads, посвященного поп-музыке Узбекистана 80-х гг. XX века. Датой выхода в свет было означено 20 сентября 2024 г. Так и случилось. В назначенный день уже на сайте музыкальной компании Ostinato Records, где был записан альбом, было объявлено о том, что «Синтез на Шелковом пути» поступил в реализацию.
Полное название проекта:
Synthesizing the Silk Roads:
Uzbek Disco, Tajik Folktronica, Uyghur Rock & Crimean Tatar Jazz from 1980s Soviet Central Asia /
«Синтез на Шелковом пути»:
Узбекское диско, Таджикская фолктроника *, Уйгурский рок и крымскотатарский джазв Советской Средней Азии в 1980-е гг.
* Фолктроника — музыкальный жанр, включающий элементы народной музыки и электроники,
На двойном альбоме тиражом 2000 экз. представлены 15 треков 80-х гг. XX века:
SIDE A:
1. Насиба Абдуллаева – «Я потеряла мечту»
2. Анжелина Петросова – «Танцующий остров»
3. «Оригинал» — «Бу Нима Бу»
4. «Оригинал» — «Сен-Кайдан Биласан»
SIDE B:
1. Хурмо Ширинова – «Пайдот Кардам»
2. Наталья Нурмухамедова – «Наши ссоры»
3. «Боллар» — «Лола»
4. «Яшлик» — «Радость»
SIDE С:
1. «Минареты Несефа» — Инструментальная композиция
2. Махфират Хамракулова – «Я ждала тебя»
3. «Гюльшан» и Махфират Хамракулова – «Дождь»
4. «Эфсане» — «Мейхане»
SIDE D:
1. «Оригинал» — «Бу Нима Бу» (Инстр.)
2. «Ариран» — «Помни меня»
3. Исмаил Джалилов – «Гузаль».
Послушать треки можно, если пройти по этой ссылке.
«Синтез…» стал возможен благодаря энтузиазму и творческой энергии ташкентского коллекционера музыкальных раритетов советского периода Анвара Каландарова, который старательно разыскивает пластинки тех лет, выпущенные Ташкентским заводом грампластинок им. Муллы Ташмухаммедова. На сегодня их у него более двух тысяч.
«Я давно собираю пластинки, — говорит Анвар, — с упором на rare groove, редкую музыку с околоджазовым, фанковым звуком. Поначалу в этом коллекционировании «редкой музыки» не было глубинного смысла. Но в одной из бесед с супругой на эту тему, я вдруг понял, что хочу делиться своими открытиями с другими. Ведь когда наступили новые времена, оказалось, что той музыки как бы не было. Но она была. Я хочу напомнить о ней в Узбекистане, хочу, чтобы о ней знали те, для кого Центральная Азия пока еще terra inkognito, чтобы ее услышали западные диджеи и любители музыки.
В прошлом году я написал основателю Ostinato Records Вику Сохони (Vik Sohonie). Он сразу же согласился, потому что уже давно собирался сделать проект, посвященный нашему региону. Это был мой не первый контакт с западным шоу-бизнесом. В моем активе уже было несколько миксов для американской радиостанции».
Сохони в 2016 г. впервые услышал узбекский Original. Группа сразу привлекла его внимание. «Когда Анвар обратился ко мне со своей коллекцией, мы поняли, что должны этим заняться, — говорит Сохони. Мы фокусируемся на музыке мест, которые исторически были культурными перекрестками и где можно найти что-то необычное. Узбекистан, который был узловым этапом Великого шелкового пути, безусловно, к ним принадлежит». Осенью 2023 г. Сохони побывал в Ташкенте встретился с Анваром, своими глазами увидел картины современного Узбекистана, где сочетаются монументальные следы советской эпохи с исламской архитектурой, узнал подробнее о музыке минувших лет, в которой тесно сплетались национальные традиции многих народов волей судьбы, оказавшихся здесь.
И вот проект реализован.
В музыке, записанной на альбоме, много синтезаторного звучания, что придавало тогда этим трекам. особый, остросовременный колорит. Суперхит тех лет — «Бу Нима Бу» — записан в двух версиях: концертной и студийной. Заслуженно! Это была дискотечная бомба! Взорвали ее талантливый музыкант Даврон Гаипов и группа «Оригинал» из Карши. «Бу нима бу?» прикольно начинается с телефонного звонка и короткого разговора. Я обыгрывал это у себя в дискотеке в маленькой сценке. Ставил на колонку телефонный аппарат и, когда звучал звонок, в зале гас свет, прожектор высвечивал только меня, а я снимал трубку и «отвечал» голосом певца на весь зал: «Бу нима бу? Ким бу?». Потом как бы пропевал на узбекском несколько первых фраз песни и объявлял ее. Публика свистела и аплодировала.
В паре с «Бу нима Бу?» в моей дискотеке хорошо шла «Сен кайдан биласан?» — элегантный кавер Supernature французской диско-группы Cerrone, вышедший на миньоне «Оригинала» в 1982 г. На конверте, однако, было написано, что музыка «Сен Кандай биласан?» — народная. Это уже творчество редакторов Ташкентского завода грампластинок им. М. Ташмухаммедова, где вышла пластинка. К слову, у Girl – первой песни The Beatles, вышедшей в 1967 г. на фирме «Мелодия», были названы народными и музыка, и слова. Примечательно, что «Оригинал» на миньоне именуется не по-советски ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), а слегка на зарубежный манер — вокально-инструментальная группа (ВИГ), так называли тогда подобные ансамбли в Болгарии. Таким образом, из 15 треков три принадлежат оригиналу. Солидно звучит!
«Сен Кандай биласан?» Узбекский кавер песни Supernature французской диско-группы Cerrone (1982).
За «Сен Кандай биласан?» каршинский «Оригинал» нередко называют основателем «спейс-диско» в СССР. Этому есть основания, по крайне мере один из основателей. Ведь реально в начале 80-х гг. такую музыку в стиле «синти» играли и были известны во всесоюзном масштабе только латвийский Zodiac и литовский Argo. Добавим, что в Ташкенте еще во второй половине 60-х гг. любительская бит-группа «Синхрон» очень качественно играла «снятую» с западных образцов инструментальную бит-музыку – прообраз «синти» (выпущенные в ГДР альбомы Big Beat-1 и Big Beat-2).
В плейлисте альбома грамотно выстроен порядок представления треков, гармонично формирующий общее настроение от прослушивания. Сначала тон задает Насиба Абдуллаева с песней на фарси «Я потеряла мечту». Она начинается с красивых струнных переборов в сопровождении томительных «вздохов» индийского барабана табла. Песни звучат на узбекском, русском, уйгурском, крымско-татарском языках. Столь же разнообразна и музыка: в диапазоне от диско — ансамбль «Болалар», тяжелых аккордов уйгурской группы «Яшлик», заводного мотива «Наших ссор» Наташи Нурмухамедовой до инструментальной романтики «Минаретов Несефа» из Карши и эстрадного джаз-рока корейского ансамбля «Ариран» на русском языке. «Это очень разные артисты, — говорит Анвар Каландаров, — но на нашем альбоме они собрались вместе». Оттого столь красочна музыкальная палитра этой необычной работы.
К альбому прилагается буклет, где сделана попытка нарисовать картину развития поп-музыки в Туркестане. Не со всем там можно согласиться, есть просто фактические ошибки, но отрадно, например, что начало дискотечного движения в Ташкенте отмечено 1976 годом. Тогда, осенью, Первая ташкентская дискогруппа (тогда даже еще без названия) приняла участие в Первом межреспубликанском фестивале-конкурсе в Риге. Из Ташкента приехали три человека, в их числе автор этих строк, как ведущий. Перелет оплатил ташкентский горком комсомола. Рижские комсомольцы разослали приглашения по всему СССР, но, кроме прибалтийцев, на призыв откликнулись только ташкентцы. Из Риги был привезен специальный диплом. Благодаря ему ташкентские власти стали благосклонно относиться к дискоклубам, и спустя недолгое время их в городе было уже около двадцати. А ташкентская дискогруппа, приняв название «Ильхом», обосновалась в одноименном Клубе творческой молодежи в «Шодлике». Впоследствии ушла в свободной плавание уже как «Оникс».
Пока неизвестно, будет ли продолжение этого проекта, но очень хочется, чтобы он не оказался разовым. В узбекской музыкальной шкатулке есть еще много интересного.
Александр ПОПОВ, бывший ведущий дискоклубов «Ильхом» и «Оникс», с благодарностью Анвару Каландарову.
Источник.
И почему бы теперь в Ильхоме или в столь любимом Е.С. Human house не провести встречу с этим энтузиастом, с прослушиванием или даже ретро-дискотекой этого альбома? Или даже пойти дальще и собрать людей с этого альбома и прочих групп тех времён?
Раньше, пока Дворец культуры авиастроителей не «захватили» военные или кто-там ещё там регулярно были музыкально-танцевальные вечера по выходным для тех кому за 40+. Не знаю как сейчас.
Но самым потрясающим было бы собрать в цифровом архиве все его пластинки и рекомендовать Госкомтуризма сделать из этого фоновую музыку, которую можно было бы на заднем плане проигрывать в Музее им. Савицкого в музее, в других музеях (очень тихо, или в фойе и буфетах), рекомендовать эту дорожку и гостиницам в Узбекистане. А ешё наделать из этих пластинок диски или флешки с музыкальной коллекцией по годам или жанрам, стилям и продавать их в сувенирных лавках итд. Иностранным туристам постоянно не хватает именно такой музыки из поездок в Узбекистан. Им всё время втюхивают турецко-иранские диски или просто макомы, которые в общем, на очень сильного любителя. А эта музыка пошла бы на ура.
Идею, дарю бесплатно.
Прохожий[Цитировать]
Одного не пойму почему бы заводу грампластинок не выпустить альбомы «Ялла» ведь в мире ещё много любителей использования старых «пластов» и это же выгодно наконец.
AVN[Цитировать]
А он ещё разве существует?
Azim[Цитировать]
Азим ну разве это моя забота?
Я пишу об упущенной выгоде + это стимул для привлечения туристов в страну.
Я убедился об Узбекистане вообще не слыхали часто переспрашивают — Пакистан?
Вот написал об уникальных залежах костей динозавров в Кызылкумах. В 1930 там палеонтолог женщина нашла целенький панцирь черепахи.
Монголы выпускают марки с динозаврами — так и мы бы могли.
Чем хороша филателия?
Можно не отходя от стола узнать о фауне и флоре, обычаях и искусстве разных стран.
Вот и шахматист Карпов этим увлекается, так ему легко он бывает в разных странах.
А у нас надо было стать «членом» ВФО и выкупать марки по абонементам.
AVN[Цитировать]
Никаких заводов грампластинок давно нет в природе.
Да и зачем кому-то покупать какие-то пластинки когда всё есть бесплатно в интернете?
Прохожий[Цитировать]
Вам не понять — есть такое увлечение у людей известное под именем «хобби» и такой готов «родину продать» за редкий диск — например за альбом с буклетом рок-оперу «Исус Христос суперзвезда». У меня он есть и я записывал его всем желающим по «мокрой дорожке» при этом диск не пилится.
AVN[Цитировать]
Уверены? Редкий диск, а не новый. Сначала разберитесь с бардаком у себ я в голове..
Прохожий[Цитировать]
Вы правы в том, что «всё есть бесплатно в интернете». Сам я тоже регулярно пользуюсь одним известным ресурсом, чтобы найти что-нибудь редкое и интересное (из старенького). Самое ценное там — это люди, которые за свои кровные (и немаленькие) деньги покупают фирменные диски, как новые, так и раритетные, выпуска 70-80-х годов, затем оцифровывают их на своей дорогущей аппаратуре и совершенно бесплатно выкладывают на трекер. Все желающие могут скачать эти оцифровки, оценить их звучание на своей аппаратуре, сравнить с другими и обсудить их на форуме с автором и другими любителями хорошей музыки и качественного звука.
Владимир К[Цитировать]
Однако не всё можно найти.
Попробуйте найти книгу Софии Радзиевской «Для вас ребята» (о зверятах).
Найдёте разве что сведения об авторе с необычной судьбой.
Или книгу Зои Тумановой «Алатау алые снега» весьма необычная фантастика!
AVN[Цитировать]
Сходить в библиотеку не пробовали?
Прохожий[Цитировать]
Опять софистикой-суфистикой занимаетесь? Болтун находка для шпиона!
А зачем? У меня эти книги есть — более того в доме примерно 6.500 книг, а в квартире примерно 17.500 книг.
AVN[Цитировать]
У моей дочери в телефоне 150 000 книг было в 7 лет.
Прохожий[Цитировать]
И что? Это говорит о том что она прочитала их?
Не смешите мои тапки! :)
АВН[Цитировать]
Так и что, натиджа нима?
Если она в результате стала умнее Вас, я Вас поздравляю, Худойига шукур!
Если нет — глубоко соболезную…
Энвер[Цитировать]
Да лучше бы он ей сказки читал например Киплинга…
AVN[Цитировать]
» У моей дочери в телефоне 150 000 книг было в 7 лет.»
Ну поскольку ваша дочь так много читает полагаю что и вы эрудит.
Предлагаю ответить на 3 вопроса:
1. Какой первый портвейн был привезён в Россию?
2. Кто его привёз?
3. Откуда происходит название «бульвар»?
Ответите на все 3 и я переведу на ваше имя в Капитал банк 100$.
AVN[Цитировать]
Можно хотя бы эту тему не захламлять? Идите в Пылеуловитель (любой) и там спорьте.
Azim[Цитировать]
У меня есть такой, кстати: двойной CD c Original London Cast.
Azim[Цитировать]
Да CD как раз не редкость — как то побывал на знаменитой «горбушке» в Москве и набрал 12 кг.: The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, Queen, Led Zeppelin, Deep Purple, The Who, Genesis, Judas Priest, Jethro Tull, Дженис Джоплин, группа Манфреда Манна, всех не перечесть ну и попса типа Патриции Каас, Стивен Кинг, Абба на подарки.
AVN[Цитировать]
Прохожему: Заводы грампластинок не только есть в природе, но и стали интенсивно развиваться благодаря всплеску интереса к аналоговому звуку. Мир переживает «виниловый бум». Гиганты производства — Warner Music Group, Universal, Sony Music. Весьма крупная компания мирового уровня — чешская GZ Media.
Одно предприятие по выпуску виниловых дисков работает в России — московский завод «Ультра продакшн». В московских магазинах есть диски как новопроизведенные (в т.ч. импортные), так и архивные-коллекционные. Соответственно, растут продажи качественных проигрывателей с магнитными головками, механизмами компенсации бокового давления — antisкating (у меня сохранился такой Technics).
Однако, если ограничиться «Глобусом Узбекистана», то — да, таких производств «нет в природе». Канул в никуда замечательный ташкентский филиал «Апрелевского завода грампластинок» впрочем, как и сам завод в России. С нежностью храню удивительным образом выпущенную в советское время ташкентским заводом пластинку spirituals в исполнении легендарной Махэлии Джэксон…
Вообще, это я написал не столь в упрек Вам (Вы, скорее всего, прикалываетесь), а для информации тем, кто может быть не в курсе темы и легковерно воспримет поток негативного охмурения с определенно настроенным вектором :-)
Энвер[Цитировать]
Только в самом конце разговора,
я обидел его, я сказал: Капитан, никогда ты не станешь майором… В.Высоцкий.
https://uz.wikipedia.org/wiki/Toshkent_gramplastinka_zavodi
Завод грампластинок в Ташкенте (им. М.Т.Тошмухамедова) прекратил свою работу в 1995 году.
А что там Warner Music и прочие делают, это другая планета.
Прохожий[Цитировать]
Спасибо за ссылку, историческую информацию прочел с интересом.
Энвер[Цитировать]
Давно возник бум и к технике на лампах — считается что на ней звук чище нежели на транзисторах и звук на виниле считают более живым.
Я в общем не отличаю, но раз есть любители бизнес ими пользуется!
AVN[Цитировать]
Да, есть ещё движение отрицать прививки. И гробить себя и своих детей. Есть ещё скрепы, РПЦ, которая пропагандирует смерть за Родину, за Путлера. И ещё есть много чего такого, что даже сионским мудрецам не снилось…
Мы рады за тех кто всем этим увлекается. Флаг им всем в руки. Тот самый, цветов радуги. Толерантные мы тут.
Прохожий[Цитировать]
Совершенно верно. С лампами-транзисторами такая история. В выходном каскаде усилителя мощности (push-pull) толкай-тяни на лампах нет такого эффекта «ступеньки» при переходе порции сигнала от одного плеча к другому, поэтому частотная характеристика довольно ровная. У транзисторов этот эффект проявляется по-разному, в зависимости от спроектированного режима работы. Сильнее — в экономичном (Б), когда ток «молчания» минимален. Неэкономичный (А), когда ток в выходном каскаде при отсутствии сигнала довольно большой, «ступенька» маленькая. В «хорошей» бытовой звукотехнике обычно используется компромиссный режим АБ, в дешевых устройствах — Б. На слух искажения звука от «ступеньки» воспринимаются как некоторая «шепелявость» на высоких частотах. Я, по возрасту, это уже не слышу, но мог улавливать разницу ну… лет до 40 примерно. В молодости воспринимал диапазон 25-18000 гц (по ЗГ). Также отличал звучание компрессионных звуковых колонок (менее естественное) от большеобъемных и фазоинверторных.
Энвер[Цитировать]
В юности слушая голоса в первую очередь из-за Битлз гадал что же такое «стерео».
Потом приобрёл проигрыватель «Арктур 001» у него 4 колонки и получается квадрофонический объёмный звук — когда слушаешь записи звуков природы Вепринцева впереди слышна капель дождя по сухим листьям, а за спиной пролетает муха.
У ноута «acer» стерео колонки и если взять 2 и поставить слева и справа то получим искомое — квадро.
AVN[Цитировать]
В 50-60е годы был цех, небольшой завод, выпускавший грампластинки, которые пользовались особым спросом в силу популярности. Цех находился при детдоме 20 по ул. Байналмилал 2, напротив, через дорогу от мясокомбината, знаменитого бешагачской гуммой и иногда с бойни веяло мерзким запахом тухлой крови и кишок.
Джага[Цитировать]
Я по молодости как то попался на удочку — в Москве у входа на ВДНХ купил пластинки «на костях» дерьмо оказалось.
AVN[Цитировать]
AVN: Да уж… для винила солидное предприятие нужно. А «цеховая» технология — царапать звуковые дорожки на пластиковой подложке фотонегативов. Почему сложился термин «на костях» — пластик рентгеновских пленок был потолще и размером побольше, нежели чем от иных надобностей, а смывать серебросодежащий слой с изображениями грудных клеток, суставов и т.п. не было никакого экономического смысла, нарезке звуковых канавок они на мешали. Основным источником материала в Ташкенте возможно были отходы ТашМи и др. медучреждений. Качество звука, конечно, жуть. Но преимущество цеховиков было в оперативном предложении остро модных и официально недоступных музыкальных материалов. В первую очередь в 60х это был рок-н-ролл, буги вуги (не смешивать с исконным фортепианным буги). Билл Хейли, Литтл Ричард и др…. Вот Биттлз «на костях» лично мне не попадались ))). Также «на расхват» была русская шансон-классиска (напр. Вертинский), цыганщина (напр. Алеша Дмитриевич), ну и кое-какой блатняк. Еще раз про неважное качество звучания — но и звуковоспроизводители только-только начавшие отходить от патефона, первые пьезозвукосниматели тоже были по современным меркам не ахти. Однако, то ж, тогда ж, это был послевоенный взрыв доступности к забугорной музыке! И, мне кажется, интерес подстегнули фильмы (многие — трофейные). Ну как «зашла» тогда всем Серенада Солнечной долины Гленна Миллера! (страный, правда, перевод The Moonlight Serenade), В джазе только девушки, Джордж из Динки-джаза….. Вообще, цехобизнесу и «костям» можно сказать спасибо. Кстати, и более свободной, нежели чем в «центральных областях», ташкентской жизни. Ура!
Энвер[Цитировать]
» Да уж… для винила солидное предприятие нужно. А «цеховая» технология »
Может вспомните в ОДО была такая услуга делать маленькие пластинки — звуковые письма.
AVN[Цитировать]
Звуковые письма хорошо помню
Энвер[Цитировать]