О чайном сервизе с раскраской «Пахта» Искусство
В интернете пишут, что самый знаменитый бренд узбекской национальной посуды — сервизы «Пахта» — «хлопок» в Узбекистане только раскрашиваются. Сама посуда приезжала из Украины (неокрашенный фарфор назывался «бельё»).
Интересная версия — и тут влезли. Ну да, у нас на фарфоровом заводе некому работать было, ну да, так оно во времена оные сделалось. Только украинцы могли что-нито делать…Ну что ж, пусть так и думают…Но мы-то знаем — что к чему…
Светослав[Цитировать]
Скорее всего из Украины поставляли качественное сырье (белую глину-каолин), а не «белье» (неокрашенный фарфор)
Art68[Цитировать]
Где-то,как-то слышал или даже видел,что и из России завозили на Самаркандский фарфоровый завод заготовки,а на месте раскрашивали.
Можно как-то уточнить.
Alex[Цитировать]
Уточняю — у меня сотрудница вивария ранее работала на фарфоровом заводе на Сагбане.
У нас нет только сырья — белой глины из который и пекут фарфор, вот его и привозили.
В своё время саксонский фарфор был изобретён алхимиком которого заперли в тюрьму и
для изготовления золота как всегда с помощью философского камня. В руки ему попало искомое сырьё которое использовали как пудру для париков.
AVN[Цитировать]
Я написал эту статью наверное, с год назад. Если ЕС захочет — поставит отдельным материалом, и фотографии отыщет. Читайте на здоровье.
Фарфор, ташкентский, замечательный
Я точно знаю, что эти предметы посуды по сей день стоят в сервантах многих семей нашей Республики – их вынимают с мест хранения только по очень большим праздникам. Они передаются из поколения в поколение, часто служат простым украшением дома или квартиры лишь потому, что такие изделия нынче уже не выпускаются. Бывает, их дарят на свадьбе молодым, или на круглую дату. Куклами из этого материала не дают играть даже самым любимым дочерям – не только потому, что кукла из него – крайне дорогая вещь. Она еще и ломкая. О чем это я так долго? Да о том самом фарфоровом сервизе, который еще прабабушку помнил… но сначала – немного истории. Не знаю, как насчет пороха, вряд ли его создали именно китайцы, а вот фарфор точно они начали производить. Еще в далеком VII-м веке нашей эры, и, естественно, они же начали им торговать. И долгое время тщательно скрывали секрет производства такой шикарной, и такой дорогой посуды. Прошло немало лет – практически целая тысяча, когда в Европе наконец-таки научились делать красивую, тонкостенную, издающую звук, посуду. Только лишь в первой половине восемнадцатого века, в 1735-м году европейцам стала известна технологическая формула получения фарфора, хотя еще в 1708-м году благодаря открытиям немецких ученых- Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза в Дрездене запустили фарфоровую фабрику. И, хотя качество вырабатываемой посуды было более – менее приличным, расписывать, то есть – украшать свою посуду дрезденцы пока еще не научились. Правду сказать, в первые века выпуска новой продукции в Китае посуда сия тоже не расписывалась, не применялась даже глазурь. По той простой причине, что все чаши, сосуды получались почти прозрачными, они фактически светились, а небесно-голубой цвет, если смотреть на небо через посуду, в красках не нуждался. Не буду перечислять все и всяческие династии китайских императоров, скажу одно – во времена каждой из них в производство фарфора вносились те или иные изменения, добавления, применялись дополнительные материалы, например, кобальт. В результате получился так называемый королевский декор – использование синего цвета в сочетании с золотом. Такой декор применяется и поныне на всех фабриках Китая. В России же производство фарфора началось в XVIII-м веке, но первые изделия были толстостенными, статуэтки – грубыми. Так продолжалось до 1752-го года, когда мастер Андрей Виноградов предложил свою рецептуру исходного сырья, и ситуация на производстве начала выправляться. В 1767-м году на императорском фарфоровом заводе были установлены и испытаны новейшие печи для высокотемпературного обжига, после чего конечная продукция указанного завода смогла составить конкуренцию первоклассному Мейсенскому фарфору. Несколько позже, уже в девятнадцатом веке, а именно в 1832-м году, промышленник Матвей Сидорович Кузнецов основывает в селе Дулево фабрику, ныне в городе Ликино – Дулево Орехово-Зуевского района Московской области. О дулевском, он же Кузнецовский, фарфоре можно говорить долго – одно скажу, перед тем, как закупить очередную порцию сырья, проводился тщательнейший, жесточайший химический его анализ. За допущенный брак работников жестоко штрафовали – все правильно – пришел работать – работай качественно. Матвей Кузнецов создал не просто сорт фарфора, он создал империю кузнецовского фарфора, в буквальном смысле заполонив своей продукцией вполовину мира. Правду сказать, на все его фабрики повлияли события первой четверти прошлого столетия – производство практически перестало существовать. Лишь где-то к концу двадцатых годов двадцатого века главный, именно дулевский завод, постепенно возобновил производство самой различной посуды известнейшей марки. А я могу похвалиться – у меня тоже есть хоть и простенький, чайный, но все же дулевский сервиз. А теперь обратим внимание на наш с вами город. Сегодня можно встретить в хозяйственных магазинах столицы любой вроде бы фарфор, и каждый продавец уверенно скажет: — ака, это фарфор! Хотя это может быть неплохо сделанная керамическая посуда, не издающая того самого звона при постукивании небольшой деревяшкой, или ногтем. Дело в том, что многие века по тому самому Шелковому пути к нам завозилась китайская посуда, высокое качество которой было известно уже в те далекие времена. Самостоятельное же производство на территории Туркестанского края практически отсутствовало. «Особо сведущие» в этом вопросе немедленно мне возразят: — а как же Риштан? Риштан – это замечательная, прекрасная посуда, но…все же это керамика, но никак не фарфор. А потому о Риштане – как-нибудь в другой раз. Малые мастерские, занимавшиеся фарфором на свой страх и риск, мы не учитываем – слишком мало было их изделий, да и рынок сбыта был непонятен и непостоянен. К тому же упомянутые выше события привели к исчезновению мастерских скромного размера. Лишь много позже, в 1953-м году, распоряжением правительства республики, был возведен целый завод, предназначенный для обеспечения всех республик Средней Азии фарфоровыми изделиями. Его построили на одной из самых протяженных в городе улиц — на Сагбане, дав тем самым местным жителям, кто, конечно, имел подходящие профессии, устроиться на работу рядом с домом. Перед самым открытием завода в Ташкенте были достигнуты договоренности с администрациями таких заводов, как Дулевский, Первомайский, Коростеньский, и другими, по поводу помощи местным мастерам в освоении и оборудования нового производства, и создания пока еще будущих шедевров ташкентской посуды. Для начала ташкентцам порекомендовали выпускать те изделия, каковые уже имелись на торговых прилавках, или же попробовать наносить на готовые изделия изображения, к примеру, растительного орнамента. Так началась история, к сожалению, недолгая, ташкентского фарфорового завода. Постепенно, год за годом, специалисты завода брались за все новые предметы посуды, одновременно выпуская традиционные для нашей республики касы, пиалы, круглые чайники, ляганы. На всю продукцию наносили тот или иной орнамент,в основном это было стилизованное изображение хлопка. Пахта Гуль – так назывался этот стиль на производстве. Этот вроде бы простенький узор был разработан знаменитым художником Рауфом Арипджановым в 1961-м году, перед выпуском сервиза под названием «Хлопок». «Компанию» по работе ему составили Якуб Карабаев, Халикул Хайдаров, и многие другие художники, имена которых найти я пока не смог. Впоследствии узоров этого типа было разработано великое множество, ими украшали как солидные сервизы, так и простенькие наборы, из которых каждый покупатель мог составить, к примеру, чайный набор из определенного количества предметов. Самыми известными изделиями, кроме сервиза «Пахта», на заводе выпускали «Атлас» и «Золотой Олень». Сервиз «Атлас» был украшен национальным орнаментом в виде той самой ткани – Хан – Атлас, которую и сегодня можно отыскать в магазинных лабиринтах. Сервиз же, получивший название – «Золотой олень», напоминал сказку о золотой антилопе – на нем был изображен олень золотого цвета, скачущий через хлопковое поле. Сам по себе узор был необычным – изображение благородного животного на посуде было использовано авторами впервые. Вполне возможно (я не нашел сведений) сей узор был предложен кем-либо из выпускников какой-либо художественной школы, распределенных по окончании обучения на наш фарфоровый завод. Примерно в то же время был запущен в производство и «Чинар» — сей узор выполнялся в зеленом цвете, имея изображением лист чинары и плод – тот самый шарик, которым чинара и раскидывает по ветру свои семена. Этот сервиз выпускался вроде бы солидной серией, но в общем массе продукции завода его количество было невелико, а потому сегодня можно назвать его довольно приличной коллекционной редкостью. Также довольно серьезной разработкой явился и сервиз «Дворцовый», в украшении которого широко использовалась позолота. Это были сервизы высокого класса, потому очень качественная глина для их производства привозилась из западных регионов, России, например. Для улучшения качества таких дорогих предметов посуды наши специалисты – химики разработали новую рецептуру сырья, использовав измельченные в пыль стебли гузапаи. Именно благодаря новой добавке посуда приобрела доселе невиданную белизну. По предложению художника А.Нугманова в 1979-м году было запущено производство нового сервиза, так и названного – «Самаркандские мотивы». В работе с ним использовался кобальт, позолота, и роспись, сильно напоминавшая те самые, самаркандские узоры на древних зданиях одного из древнейших городов мира. Так, наверное, и работал бы наш славный, такой молодой еще завод. Но…лихие девяностые крепко подкосили предприятие. Были разорваны налаженные пути поставки той же глины, наша посуда перестала быстро «уходить» в торговые сети, к тому же множество возникших больших, и не очень, фирм, своими фактически подделками, порой даже качественными быстро свели на нет усилия руководства завода по удержанию «на плаву» собственного производства. В 1993-м году производство остановили, завод приХватизировали, и он исчез. Вместе с документацией, и шикарным музеем посуды собственного выпуска…Четыре года назад, 9-го октября 2019-го года, Ташкентский фарфоровый завод возобновил свою работу. Сегодня он находится в другом месте, в махалле Мискин, что в Олмазорском районе города. Естественно, были привлечены иностранные инвестиции, обучен новый персонал, отремонтировано по самым лучшим стандартам предоставленное здание, а в линейке выпускаемой продукции появились новые наборы под названиями – «Пахтагуль-9» и «Самарканд Гули», которые наверняка уже можно найти в хозяйственных магазинах города. А у руководства предприятия, планы, насколько я знаю, «кузнецовские» — наладить экспорт собственной продукции не только в страны бывшего Туркестанского края, но и в Закавказье, и далее, на западные рынки. Да будет так! P.S. Возвращаясь со срочной службы, мой старый школьный друг привез из ГДР (страны, сегодня уже не существующей) шикарный по тем временам кофейный сервиз. Тогда он назывался «Мадонна», и был мечтой любой хозяйки нашей страны. Ныне в Германии он не выпускается…
Светослав[Цитировать]
За те годы пока в Узбекистане не было собственного фарфорового производства, все эти изделия производили и привозили из КНР, в частности из СУАР. Об этом писали в Интернете.
Ну а вся эта дискуссия беспредметна после этой статьи: https://www.gazeta.uz/ru/2023/08/09/paxta/
Прохожий[Цитировать]