Литературные журналы в сети и на бумаге Искусство Ташкентцы
Л. Шахназарова
Статья Евгения Абдуллаева/Сухбата Афлатуни в российском журнале «Знамя» – о журналах бумажных и сетевых.
Где-то четверть века назад в журнальном деле произошла революция. Началась она даже раньше, в 1996-м. Когда, первоначально на сайте «Агама», стали выкладываться тексты ведущих толстых журналов.
Но отсчет все же веду с конца 1990-х, когда читающая публика стала получать доступ к Интернету. И читать толстые журналы в Сети. Не только ведущие: любые.
Эта не слишком заметная революция изменила литературно-журнальную реальность.
В начале ее большинство литературных журналов еще выходило на бумаге и читалось на бумаге. Сегодня в бумажном виде журналы читают все меньше, в сетевом — все больше. Если вообще читают.
Но главное — да, стали появляться «чисто» сетевые журналы, и чем дальше, тем больше.
Отчасти — не от хорошей жизни. И печатать все сложнее и дороже (только за последние три года целлюлоза подорожала почти вдвое)… Еще сложнее — распространять. Но это — отдельная тема.
Сказывается ли это на содержательной стороне? Думаю, да. Прежде всего, конечно, из-за отсутствия крупной прозы. «Толстяки», правда, тоже стали публиковать ее меньше, но отрывки из романов и повести пока встречаются. Сетевые же издания нацелены на короткое чтение. Если стихи — то не поэмы; если проза — не романы; литкритика и эссеистика — не больше рецензии или краткого обзора.
Отличается и жанровый диапазон. Толстый бумажный журнал — это не только про литературу, но еще и про политику и общество. «Литературно-художественный и общественно-политический журнал», «журнал художественной литературы и общественной мысли», «литературно-художественный и публицистический журнал»… Это не просто слова: «толстяки» активно печатают публицистику. Преимущественно политологическую — «Знамя», этно-социальную — «Дружба народов», историческую — «Новый мир»… А еще отклики на фильмы, выставки, театральные постановки; литературоведческие статьи и архивные материалы…
В электронных журналах ничего подобного нет. Что, на мой взгляд, их сильно обедняет. Даже самая жанрово-многообразная «Лиterraтура» (публикует еще и драматургию и фантастику) в этом смысле уступает «толстякам».
Вопрос качества, конечно, не исчерпывается жанровым и тематическим разнообразием. «Наш современник», скажем, или «Сибирские огни» — тоже журналы с широким жанровым диапазоном. Проблема — с разнообразием стилистическим. Если говорить о публикуемых там стихах (а в журналах просматриваю, в основном, поэтические разделы), то ощущение, как будто лет пятьдесят, а то и более, в русской поэзии ничего не происходило. Мертвый штиль.
Не лучше, правда, и другая крайность — скажем, в недавно возникшем сетевом «Всеализме». Тут, наоборот, ощущение, что русская поэзия лет тридцать назад только и родилась. А то и менее.
Но в этом, возможно, сказываются даже не эстетические и идеологические взгляды, а разность поколений. («Всеализм» выпускают молодые — очень молодые — поэты.)…
Означает ли это, что будущее за сетевыми журналами? Не знаю.
Не смогу ответить и на вопрос: надолго ли хватит энтузиазма тем, кто продолжает выпускать бумажные и онлайн-журналы? Если говорить о себе (а организаторы этой дискуссии попросили рассказать и о собственном редакторском опыте), то энтузиазма я не испытывал и 12 лет назад, когда мне предложили возглавить «Восток Свыше». Нужно было, как сказали, спасти его от закрытия. Вот и «спасаю» пока, как умею.
Но «Восток Свыше» — журнал все же не литературный; точнее, не только литературный. Издается при Ташкентской епархии; это, естественно, задает его «тематический горизонт». То, что публикуется в нем, должно быть как-то связано либо с христианством, либо со Средней Азией. Но горизонт этот довольно широкий и позволяет делать «Восток Свыше» как классический толстый журнал. (Тем более что два других сотрудника, Лейла Шахназарова и Карим Егеубаев, работали в «Звезде Востока» времени ее расцвета начала девяностых.) Публикуем прозу, стихи, исторические материалы, мемуары, переводы…
Да, временами возникает чувство, что это мало кто читает и работаем «в воздух». Но заниматься одновременно и изданием, и «раскруткой» нет ни сил, ни времени. Да и насколько сегодня можно «раскрутить» толстый литературный журнал? Ни одного убедительного примера назвать не могу.
Поэтому делаем, как делаем.
…Сколько еще просуществуют толстые бумажные журналы? Сколько вообще будут существовать литературные журналы? Вопросы из той же серии, что и о будущем бумажной книги, о будущем романа, и так далее. С ощущением литературного апокалипсиса живем уже лет тридцать и как-то с ним свыклись. Просто надо продолжать; сжать зубы и делать свое дело. А там видно будет.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.