Сколько лет салату «ачичук»? Разное

Многие думают и даже утверждают о вековых традициях этого салата. Что традиция есть плов с этим хорошо освежающим салатом много веков. Но нет. И кабоб с картошкой, столь любимый в Узбекистане и ачичук, и капуста с синенькими — всё это узбеки стали есть сравнительно недавно. До этого к плову подавали редьку с луком или вишню или ежевику. Вот такие вот дела!!

Молодому поколению узбеков кажется, что так ели их прадеды. Но это не так. Давайте заглянем в историю.

Львиная доля современных вещей в Узбекистане, традиций, быта, пищевых пристрастий, одежды и многого другого – это отнюдь не наследия древности: все это имеет не более чем 50-100 лет. Думается, что воскрешение некоторых страниц истории недавнего прошлого было бы полезным не только молодым читателям…

Как и когда картофель и помидоры перестали считаться «нечистой» пищей

Впервые картофель попал в Среднюю Азию во второй половине XIX века. Употребляли его в пищу лишь русские люди и представители других христианских конфессий. Местное население не было знакомо с новым овощем и опасалось его есть. Более того, узбеки, таджики и киргизы окрестили его «нечистым» и отнесли к запрещенным плодам – «харам». Однако же это не помешало им выращивать картофель на продажу. Такое положение сохранялось более полувека. Но возникший в регионе голод и коллективизация 1930-х годов отвратили былые предрассудки и лишили картофель статуса «нечистой» еды. Кстати, аналогичная ситуация существовала и по отношению к другим завезенным в Туркестан овощам, которых ранее тут не знали. При советской власти в колхозах Узбекистана насильно заставляли высаживать эти культуры, причем трудно было подобрать бригадиров для их выращивания. Однако голод и коллективизация помогла дехканам полюбить помидоры, баклажаны и другие «нечистые» овощи. Тогда же местное население значительно расширило ассортимент своего питания: в голодные годы в ход пошли шпинат, другие травы, незрелые фрукты, тутовник, семечки дыни, маш, турнепс и кукурузный хлеб. Кто-то смешивал с мукой листья и пек из этой смеси хлеб. Кто-то даже собирал шелковичных червей с коконов.

Настоящей революцией стало обращение к пище, которая раньше считалась «русской» и нечистой. До 1933 года люди говорили “капуста – это русская еда” и не прикасались к ней. Люди боялись баклажанов и не ели их. Раньше ели только нон [тандырные лепешки], но во время голода появились бухонки [ржаной хлеб]… и кукурузный хлеб. Кукуруза считалась кормовой культурой, и ее употребление в пищу тоже получило распространение только во время голода.
Голод 1933 года, а потом и война заставили Узбекистан пройти путь, который Европа прошла в XVIII-XIX веке, – привыкание к овощам Нового Света (картофель и томаты). Раньше узбеки упорно не употребляли в пищу «русскую» еду (несмотря на то, что татары и немцы-меннониты выращивали картофель под Ташкентом и в Хивинском ханстве еще в XIX веке). В 1928 году картофелем было засеяно всего 2900 десятин (из 1,7 миллиона в республике). Если солдат, из тех, кто сражался с басмачами, стучал в дверь и просил одолжить котелок, хозяева его спрашивали – что будешь варить? Если он отвечал “картошку”, ему кричали “Харам!” и швыряли котелок ему в лицо.

Но в 1930-е годы картофель постепенно вошел в обиход узбеков. Отчасти этому способствовал голод, отчасти – политика колхозов (овощи стали высаживать централизованно). Более того, когда картошку, капусту и помидоры начали выращивать сами узбеки, эти плоды перестали считаться «харамом». «В 1937 году в нашем кишлаке впервые посадили картофель. Думаю, его прислали власти. Потом появились помидоры, но никто их не ел… Потом – баклажаны. Для посадки их выделили специально назначенного бригадира-партийца» — писал в своих мемуарах бывший дехканин из Ферганы». Наконец, у многих узбеков привычка есть картофель появилась во время службы в армии в годы Великой Отечественной войны. С помидорами произошла такая же история: сначала выкидывали как «нечистую» еду, потом, в годы голода и коллективизации, постепенно привыкли. «Даже когда они появились [в колхозе], люди их не ели и считали “харамом”. Скармливали помидоры коровам. Но потом распробовали и полюбили».

Вместе с тем именно колхозы сделали новые овощи и фрукты частью повседневного рациона узбекистанцев. И произошло это не только из-за нужды, как с дешевым хорошо хранящимся картофелем, но и потому, что помидоры, баклажаны и клубника пришлись по душе дехканам.
«Туркестанское общество сельского хозяйства», возникшее в 1885 году (просуществовало до 1918 года), поставило своей задачей изучить особенности сельского хозяйства края, способствовать распространению полезного для местного земледелия опыта русских земледельцев, перенесению полезных сельскохозяйственных культур на местные почвы.
В результате деятельности Туркестанского общества сельского хозяйства в Средней Азии появились также новые зерновые культуры: овес, яровые сорта ячменя, рожь, суходольный рис; технические культуры: хмель, сахарная свекла, американские сорта хлопка; огородные культуры: картофель, капуста, в том числе и цветная, помидоры, болгарский перец, баклажаны, красная морковь; плодовые культуры: новые промышленные сорта яблок, такие как розмарин, кальвиль, флеан, пармен, кандиль, семиренко. Знаменитый сорт яблок — воронежский апорт — был выбран для селекции не менее знаменитых впоследствии алмаатинских яблок.
Члены Туркестанского сельскохозяйственного общества высаживали промышленные сорта яблок, груш, вишен и раздавали местному населению черенки из своих садов, способствуя улучшению плодоводства в крае.
Питомники, школьные сады, опытные сады и огороды при некоторых сельских и городских училищах являлись своеобразной школой садоводства.
Местное население, заимствуя опыт русских, начинало выращивать новые сорта овощей, семена которых получало у членов общества. В 1885 году хорошую капусту можно было уже найти даже в отдаленных бухарских бекствах — Шахрисябзе и Кермине.

Беженцы из Балкан появились в Туркестанском генерал-губернаторстве в конце XIX в. в результате обострившейся политической обстановки, вызванной событиями русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Болгары-переселенцы имели подданство российское или Османской империи. Российская администрация в то время вела политику освоения присоединенных территорий Средней Азии, заселяя их в том числе и вынужденными переселенцами-болгарами. Расселенные беженцы стали развивать садоводство, огородничество, торговлю и ремесло в Кураминском районе, Голодностепском и Сырдарьинском уездах, а затем в Ферганской долине (современные: Сырдарьинская, Джизакская, Ташкентская, Ферганская области).
Селились они компактными группами, применяли свои традиции земледелия, ремесла и торговли, учитывая местные природные особенности. Привезенные ими сельскохозяйственные культуры значительно обновили семенной фонд болгарским перцем, желтыми томатами, особыми сортами белого и красного винограда, «райскими» яблоками. Болгары внесли существенный вклад и в развитие виноделия края.

Растет ли рис в безводных регионах?

Опыты разведения китайского риса в Туркестанском крае начались в конце 1870- годов. Еще в 1869 году генерал-губернатор края фон Кауфман, проезжая через Джизак, пообещал местным земледельцам, жаловавшимся на безводье, выписать из Алжира семена особого сорта риса, который не требует такого большого количества воды, как рис обыкновенный, а довольствуется обычной поливкой пашни. Однако в силу различных причин он не смог сдержать свое обещание. Однако мысли о выращивании риса без воды уже завладели умами местных аграриев. В прессе стали появляться статьи об этом сорте риса, производство которого обходится значительно дешевле привычного.

Спустя пять лет после упомянутой поездки К.П. фон Кауфмана военный губернатор Сыр-дарьинской области Н.Н. Головачев сумел получить из-за рубежа первые партии суходольного рис – совершенно доброкачественные и годные для посева. Правда, не из Алжира, а от парижских торговцев сельскохозяйственного направления. В том же, 1874 году, семена эти были разосланы не только во все уезды Сыр-дарьинской области, но и в регионы Зарафшанского округа. Самарканд получил эти семена благодаря энергии и личным связям начальника Зарафшанского отдела Г.А. Арандаренко. Уже первые опыты посева китайского риса дали вполне удовлетворительный результат и хотя медленно, вошли в местную полевую культуру. Естественно, быстрого успеха и общего распространения этого сорта риса в Туркестане нельзя было и ожидать. К слову сказать, что посевы риса в Сыр-дарьинской области значительно уступали самаркандским, и потому Зарафшанский округ до самого конца XIX риса в подвластных ему землях был единственным регионом Российской империи, где культура суходольного риса не только удержалась, но и распространилась в некоторых, далеко не обильных водою, местностях.

Еще в 1815 году главнокомандующий российскими войсками на Кавказе генерал Ртищев выписал для посевов в подвластных ему землях значительное количество семян суходольного риса. Однако попытка была неудачной: часть семян вообще не была посеяна, а где и были посеяны дали плохой урожай. Раздосадованный неудачей генерал решил в следующем году повторить свой эксперимент, но в 1816 году он был смещен с должности и заменен генералом Ермоловым, которого вовсе не интересовали сельскохозяйственные проблемы.

Отличия в уходе за новой культуры состояли в том, что поля суходольного риса должны были орошаться один раз в неделю, а после цветения – оставаться под водою лишь семь дней. Обычные же сорта риса расти и зреть в воде. С рисовых полей воду сливали только три раза: сначала через неделю после посева, потом через две недели, а затем и через три. А после цветения рис оставляли под водою до тех пор, пока нальется зерно. Уже из этого видно, насколько более выгодно разведение суходольного или сухого китайского – риса для тех местностей, где воды было мало и потому рисовые посевы были просто немыслимы. Однако местные жители предпочитали привычный обыкновенный рис, находя, что китайский очень быстро разваривается. Тем не менее вскоре нашлось и решение этой проблемы: китайский сорт надо было собирать недозрелым, так называемым зеленым рисом (кок-гурунч).

И уже в советмкое время появились новые сорта, которые мы с вами знаем и считаем, что они были всегда!

(По материалам из печати)

17 комментариев

  • Фото аватара Юрий Новиков:

    Более подробно можно прочитать по ссылке:
    https://nuz.uz/kolumnisty/1169571-turkestanskie-hroniki.html

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тигрёнок:

    Статья бездарная! Харамом, может считаться мясо животных, а не плод растения. Автор явно не может отличит флору и фауну, а считает узбеков и других за идиотов! Эта статья показывает низкий интеллект автора, а статья высосана из пальцев!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Юрий Новиков:

      Я тут ссылку дал, часа 2 назад, на полную статью. Но пока мой комментарий не прошел проверку. Когда прочитаете статью, тогда будете давать свою оценку. Кстати, статья была опубликована на nuz.uz

        [Цитировать]

      • Фото аватара Отабек:

        Всё похоже на правду. Мой дед ещё в 70ых говорил, что узбеки раньше не ели картошку и помидоры. Европейцы тоже не сразу приняли картошку и помидоры, считая их индейской (т. е. аборигенской) едой. А картошку вообще выращивали только в качестве цветов.

          [Цитировать]

    • Фото аватара О картошке:

      Еда, даже растительного происхождения, может считаться харамом. Например, если картошку сварить вместе со свининой или даже в катрюле, где раньше уже была сварена свинина, то такая картошка уже считатеся харамом, нисмотря на то что еда растительного происхождения. Некоторые растения питаются насекомыми. Поэтому еда из таких растений тоже харам. Поэтому, не надо писать, если не знаете интерпретации харама и халала в хадисах.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Санджар:

        Ассаламу алайкум.
        А почему только хадисы?!
        В Коране тоже есть указание на виды недозволенной пищи!
        По одному вопросу в Исламе сначала указываются доводы Корана(если они в нем есть),потом сунна!

          [Цитировать]

      • Фото аватара Тигрёнок:

        Не надо писать то, в чём вы не имеете знания. Картошка сама по себе продукт халальный, то есть дозволенный. Если сварить её в вместе со свининой, харамом будет вся еда, а не конкретно картошка. Эту еду нельзя употреблять мусульманам. Надеюсь вы поняли суть моего короткого объяснения.

          [Цитировать]

        • Фото аватара барий:

          чтобы мусульманин не умер от голода — ему РАЗРЕШАЕТСЯ кушать СВИНИНУ! в Советское время, в армии, мусульмане с большим удовольствием кушали свинину! служившие в армии — ПОДТВЕРДЯТ!!!!

            [Цитировать]

        • Фото аватара FromUz:

          Конечно мы всё поняли из того, что Вы написали. Поняли, что Вы противоречивый человек. И ещё мы поняли, что у Вас нет даже базовых знаний об Исламе и истории Ислама. Если Вы мало читаете, а похоже это именно так, то посмотрите хотя бы ютуб каналы, где Вы найдете много интересной информации про Ислам и его происхождении. Может быть тогда Вы и будете готовы к тому, чтобы вести дискуссии про харам, макрух и халал.

            [Цитировать]

    • Фото аватара Санджар:

      Тигрёнок:
      Статья бездарная! Харамом, может считаться мясо животных, а не плод растения. Автор явно не может отличит флору и фауну, а считает узбеков и других за идиотов!Эта статья показывает низкий интеллект автора, а статья высосана из пальцев!

      Ассаламу алайкум!
      На самом деле много харамной растительности…Ядовитые грибы,конопля,мак для наркотического опьянения,табак для курения и т.д…Даже халял если вредит здоровью оказывается харамом…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Отабек:

    В Узбекистане харам и халал отличаются от общепринятого в Исламе еде. Например, мясо конины в Узбекистане — халал, а в Индии и Пакистане — макрух. В некоторых течениях Ислама даже считается, что употребление конины — харам. Поэтому, понятия халал и харам зависят от традиций и исторического уклада жизни того или иного народа. И, поэтому, лучше, об этом не спорить.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Санджар:

      Ассаламу алайкум!
      Ваши суждения не совсем верны…
      Просто,насчет дозволенности мясо некоторых животных в мазхабах(правовых школах) есть разногласия…Что касается наиболее часто употребляемого мяса,таких как баранина,говядина,курятина,живая рыба,то они халял для всех мусульман.
      Потом,традиции могут влият на фетву(решения) алимов,но это уже на последном месте.Сначала Коран,сунна,иджма’,кияс!А вот урф-традиции после них и они имеют значения только в ханафитском мазхабе.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Санджар:

    Лично для меня статья интересная,и тут упаси Бог,исламофобией или скажем каким то оскорблением узбеков не пахнет.Сам думал что ачичуку больше лет…
    Насчет картофеля все верно…Моя покойная бабушка еще видела и рассказывала мне о пренебрежения этому новому продукту узбекского населения в начале 20 века…
    Я давный читатель этого сайта и на мой взгляд в «письмах» все материалы хорошие,позновательные,без шовинизма и прочего ненужного элемента!
    Спасибо за этот сайт админам и всем небезразличным читателям!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    О картошке. Ещё в 50-60гг. (до землетрясения) местная картошка продавалась на Алайском Базаре очень умеренно. Продавцы выходили с одним мешком. На прилавке была высыпана кучка. Когда привозили «российскую» картошку, её было много, стоила дешевле. Народ вставал в очередь возле грузовых машин.
    Не поняла фразу «голод и коллективизация помогла дехканам полюбить помидоры, баклажаны и другие «нечистые» овощи». Голод возникал в неурожайные годы. Такие овощи, как баклажаны и помидоры, должны были погибнуть первыми. Довести их из Молдавии, например, в 30-е годы тоже было невозможно.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Энвер:

      Верно припомнили о картошке на Алайском в 50-60 годы. Добавлю, что торговцы иногда в те времена иронично называли картофель «российским мясом» )))

        [Цитировать]

  • Фото аватара Рубенович:

    Интересная статья.Не меньше статьи удивили комментарии,ведь это всего лишь овощи,а как все запущено.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.