Цвет, психология и искусство Искусство Ташкентцы

Мария САФИ
Опубликовано в «Звезде Востока» №5 2023 года

Цвет не только делает жизнь ярче, но во многом определяет настроение, воздействует на мысли и поступки, способствует распознанию объектов окружающего мира, несет в себе важную для коммуникации информацию.

Психология цветовосприятия наглядно описывает воздействие цвета в разных жизненных ситуациях.

Символика цвета используется не только в живописи, дизайне, графике, но и в повседневной жизни. Всем известны выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и другие.

Каков любимый цвет ваш и людей, с которыми вы проводите свою жизнь? Этот вопрос стоит хотя бы раз себе задать, и вы узнаете много интересного. Субъективное восприятие цвета изучается в разделе «Цветоведение», а психологические аспекты восприятия цвета – в психологии, и обе эти науки накопили немало ценных наблюдений.

Цвет и трансдукция

Трансдукция – это процесс воздействия цветового раздражителя на мозг. Восприятие разных цветов занимает неодинаковое количество времени и вызывает различную по интенсивности нейронную активность в соответствующих областях мозга в зависимости от цвета. Зеленый и голубой вызывают более сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга. Красный активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что свидетельствует о сильном эмоциональном воздействии этого цвета.

Научно доказано, что импульсы визуальных раздражителей, пройдя через затылочную и височную зоны, сразу попадают в лимбическую систему (месторасположение эмоций). Верность поговорки «Синий – цвет разума, красный – цвет страсти» с точки зрения нейрофизиологии доказана.

Цвет и пол

Интересным представляется сравнение нейрофизиологических реакций подсознательного восприятия цвета у мужчин и женщин. Выяснилось, что нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют на цвета. На мужчин же более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения (исключения – художники-импрессионисты, которые целеустремленно изучали и развивали нюансы и оттенки цвета). Дальтонизм (абсолютное отсутствие восприятия цвета) чаще встречается у мужчин.

Способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета изучается в разделе «Психология восприятия цвета».

То, что мужской организм устроен иначе, чем женский, очевидно, это касается практически всех систем организма, в том числе рецепторной. Зрительные рецепторы в зрительном отделе головного мозга у мужчин и женщин обрабатываются по-разному.

В сетчатке нашего глаза находятся два вида чувствительных нервных клеток в виде палочек и колбочек:

  1. Палочки, отвечающие за сумеречное зрение и различение оттенков серого;
  2. Колбочки, активные в дневное время (от них зависит наше восприятие цвета).

У женщин колбочек больше, чем у мужчин и, соответственно, выше цветочувствительность. Зато мужчины лучше видят в темноте и различают больше оттенков серого цвета.

Есть и другие отличия зрительного восприятия:

  • мужчины дальнозорки, но у них туннельное зрение, у женщин зрение периферическое, причем угол бокового зрения может достигать 180° (при норме 90°), тогда как у мужчины он не превышает 45°;
  • мужчина способен увидеть картину целиком и оценить обстановку, тогда как женщина отвлекается на детали, нюансы, оттенки, и внимание ее рассеивается.

Особенности восприятия цвета проявляются и на гормональном уровне.

Как показали исследования американского профессора Израиля Абрамова, во многом определяет особенности мужского цветовосприятия тестостерон (мужской гормон). Его воздействие на кору головного мозга приводит к формированию иных, чем у женщин, нервных связей, касается работы всех органов чувств: женщины обладают более чутким слухом (в том числе музыкальным), лучше различают запахи и вкусы. Таким образом, чем выше уровень тестостерона у мужчины, тем меньше цветовых оттенков и нюансов звука он различает.

Ряд исследователей считает, что имеется особый ген, отвечающий за цветовое зрение, расположен он в X-хромосоме. У женщин их по две, а у мужчин – только по одной, поэтому у них способность к различению оттенков цвета менее выражена.

Согласно теории Макса Люшера (швейцарский психолог и разработчик Цветового теста), на цветовые предпочтения человека влияет эндокринная система человека, что объясняет изменение вкусовых предпочтений при изменении гормонального фона. Цветовые предпочтения меняются в течение жизни человека.

Согласно теории Александра Шаусса, верно и обратное: цветовое воздействие среды влияет на гормональный фон. Например, светлый оттенок розового замедляет сердечный ритм и дыхание и тем самым подавляет агрессию. После публикации трудов Шаусса в США, Швейцарии и Германии появились тюрьмы с камерами, где стены окрашены в розовый цвет.

Немецкие ученые, проведя ряд психологических тестов, пришли к выводу, что цвет формы спортсменов влияет на решения судей: футбольная команда, одетая в красную форму, предпочтительнее для рефери, судьи чаще принимают решения в пользу этой команды.

Согласно исследованию, проведенному по заказу одной из крупнейших американских компаний в сфере информационных технологий Hewlett-Packard, цвет текста тоже может влиять на принятие решений: текст зеленого цвета более воспринимаем, а мягкий и теплый фон под текстом благоприятно влияет на зрение.

Символика основных цветов и характер их воздействия на человека
Цвет/тон Ассоциации и воздействие
Яркие тона Живость, яркость
Неяркие тона Спокойствие, мягкость
Желтый Это цвет материнского начала, жизненной силы, счастья, мудрости и гармонии. Психологи утверждают, что любящие желтый цвет ценят статус, стремятся к привилегированному положению и состоятельности, ради этого они готовы бросить вызов обществу. Желтый – цвет лидера. Он активизирует умственную деятельность, улучшает память, способствует усвоению большого объема новой информации, быстрому обучению и принятию решений. Любящие желтый цвет устремлены в будущее, готовы к переменам, открыты внешнему миру. Отвергают желтый цвет люди разочарованные, ощущающие себя в изоляции, не способные видеть перспективу и позитивное будущее. Желтый символизирует оптимизм, жизнерадостность, веселье и счастье, это цвет солнца и улыбок. Желтый цвет часто используется на дорожных и других предупредительных знаках, на спасательных жилетах и ограничительных лентах.
Оранжевый На психологическом уровне оранжевый цвет – цвет оптимизма, выносливости, трудоспособности. Он воздействует как антидепрессант, вдохновляет на активный образ жизни, укрепляет чувство уверенности в себе, жизнерадостности. Его любят оптимисты, способные успешно заниматься многими делами одновременно. Многие из них склонны к эгоцентризму, приземленности. Оранжевый – любимый цвет детей, самый яркий и самый заметный. Оранжевый – свежесть, молодость, креативность и приключения, цвет сочетает в себе теплоту красного и оптимизм желтого. Поскольку оранжевый цвет связан с молодостью и новизной, он может не подойти логотипам компаний, занимающихся серьезной деятельностью.
Синий Психологи считают, что синий цвет воспринимается как наиболее благородный и на подсознательном уровне ассоциируется с чем-то величественным. Это цвет уверенных в себе, решительных и целеустремленных людей, способных на самоотверженные поступки. Любящие синий цвет обладают хорошо развитой интуицией, терпеливы, умеют находить компромиссы, но стремятся к истине, при этом бывают эмоционально холодны и подвержены депрессии. Тяга к синему цвету означает потребность в покое, стремление к жизненной стабильности. Синий цвет не любят те, для кого материальная сторона жизни преобладает над духовной, легкомысленные, неуверенные в себе люди. Этот цвет символизирует верность и постоянство, ассоциируется со льдом, морем. Синий цвет символизирует общительность, надежность, спокойствие и честность, один из самых распространенных в брендинге цветов, олицетворяющих надежность, ответственность и открытость, спокойствие и умиротворенность. Для англоязычной аудитории синий может олицетворять депрессию (в английском языке существует выражение «to be blue», что переводится как «быть расстроенным», «грустить»). Палитра синих оттенков невероятно многообразна, поэтому использовать оттенки следует обдуманно и целенаправленно.
Зеленый Зеленый цвет воспринимается как цвет жизни, развития, безопасности и стабильности. Его любят активные и дружелюбные, готовые к сотрудничеству и не склонные к конфликтам люди, нередко страдающие из-за того, что не могут отстоять свою точку зрения. Они рациональны, к любой задаче относятся серьезно, с готовностью оказывают помощь другим, поэтому пользуются симпатией и доверием окружающих. Проблема в том, что, находясь в мире зеленого, человек не склонен совершать активные действия, ему достаточно питаться энергией этого цвета. Отсюда идут ассоциации зеленого цвета с юностью, неопытностью, незрелостью и даже застоем (выражение «зеленая тоска»). Однако психологи утверждают, что погружение в зеленый цвет смягчает негативные эмоции, успокаивает головную боль, приносит умиротворение и дает ощущение доверия и надежды на лучшее. Это цвет жизни и здоровья, он ассоциируется с природой и весной. Зеленый цвет символизирует естественность, жизненные силы, престиж и богатство, порождает сразу два совершенно не связанных ассоциативных ряда: естественность и экологичность – деньги и богатство.  Светло-зеленые оттенки – синоним свежести, жизненных сил и обновления; темно-зеленая глубокая палитра олицетворяет престиж, богатство и изобилие.
Коричневый Создает атмосферу уюта и безопасности. Оттенки коричневого располагают к коммуникации. Коричневому цвету приписывают такие значения, как бедность, лень, глупость, мещанство, духота. Бежевый цвет воспринимается как претенциозный. Коричневый символизирует органичность, порядочность, честность, простоту, естественность и смотрится органично, когда речь идет о продуктах питания, товарах для красоты и ухода за телом, вместе с тем коричневый следует использовать с осторожностью, поскольку иногда он напоминает грязь.
Красный На психологическом уровне красный цвет воспринимается как цвет страсти и силы. Он связан с физической активностью, чувственностью и агрессией. Это цвет огня, действия, жажды жизни, может согреть и опалить. В красном цвете заложены противоположные смыслы: красота и любовь – ненависть и война, в полном соответствии с природой огня, стихией, переходящей из одного состояния в другое. Психологи считают, что люди, тяготеющие к красному цвету, любят власть и не считают нетерпимость, упрямство или жестокость пороками, любят приключения, энергичны, не выносят скуку и монотонность. Они активно ищут справедливости, но довольствуются ее видимостью и считают авторитарный стиль единственно жизнеспособным. Они максималисты, хорошие реформаторы в ситуациях, требующих радикальных и даже болезненных мер. Красный символизирует экстрим, страсть, азарт и энергию. Это во всех отношениях смелый, энергичный, живой цвет, олицетворяющий силу, уверенность и власть. Цвет достаточно амбициозный, использовать его желательно с осторожностью. Но если вы мечтаете выделиться, красный станет идеальным вариантом.
Розовый Розовый цвет гораздо спокойнее, чем красный, с ним ассоциируют интимность и счастье. Бордовый – цвет зрелости, а розовый – цвет юности. Розовый цвет символизирует женственность, сентиментальность, романтику и восторг. Представление о том, что розовый – один из самых несерьезных цветов, кануло в лету. Палитра розовых оттенков настолько разнообразна, что каждый из них достоин отдельного рассмотрения: бледно-розовый символизирует нежность, пыльный розовый – сентиментальность, ярко-розовый – романтизм. Кислотные оттенки ассоциируются с молодостью, драйвом и удовольствием. Оттенки розового следует выбирать в соответствии с тем, какое впечатление вы намерены произвести, независимо из кого состоит аудитория.
Серый Серый – цвет достоинства и уверенности. Однако он может воздействовать депрессивно, внушая мысли о старости. Это эмоционально-нейтральный цвет.
Черный Передает глубину, может воздействовать депрессивно, наводить на мысли о болезнях и смерти (траур), ассоциируется с властью, в сочетании с белым – классика. Черный символизирует изысканность, официоз, роскошь и скорбь, несмотря на причастность к смерти и всему таинственному, при правильном использовании может творить чудеса в живописи или сделать бренд самым узнаваемым. Черный цвет ассоциируется с эксклюзивностью и роскошью, отлично сочетается с золотым и белым цветами.
Белый Символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности. Белый – чистота, простота, невинность и минимализм, прозрачность и совершенство. Белый цвет требует усилий, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Даже у простого объекта должна быть изюминка.
Фиолетовый Фиолетовый цвет символизирует царственность, величие, духовность и таинственность. Фиолетовая палитра вызывает довольно нейтральные эмоции. Глубокие оттенки создают атмосферу таинственности и величия, сиреневый, цвет лаванды (оттенки фиолетового) выглядят женственно и сентиментально. Как показывают исследования, фиолетовый больше всего подходит женской аудитории.

Визуальное восприятие устроено таким образом, что цвет запоминается гораздо лучше, чем форма, количество и другие качественные характеристики объекта.

Высокая степень запоминания обусловливается наличием устойчивых ассоциаций, связанных с тем или иным цветом. В художественной индустрии особенности цветового оформления выполняют сразу две важные функции – эмоциональную и практическую. На эмоциональном уровне огромную роль играют чувства, вызванные тем или иным цветом, на практическом – возможность создать уникальный запоминающийся дизайн. Грамотно подобранная цветовая гамма обусловливает ценность живописного полотна, выделяет бренд компании и создаст верное представление об их ценности и миссии.

Литература:

  1. Edited By John Thackara. New British Design. – London, 1986.
  2. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. – М., 1986.
  3. Ли-Сафи М. Цветоведение и основы композиции. – Ташкент, 2021.
  4. Голубева О. Л. Основы композиции. – М., 2008.

Об авторе:
Мария САФИ – доцент кафедры «Графики» Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, член Союза художников Узбекистана и Профессионального союза художников России. Проживает в Ташкенте.

E-mail: liskazka@rambler.ru; тел: (93) 5776525.

4 комментария

  • Фото аватара TaLi:

    Плохо читается текст в фиолетовом, коричневом и синем.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Andrey:

    До искусства автор так в итоге не добрался, но зато трансдукцию впихнул.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Art68:

    Играть в футбол надо лучше!…Немецкие ученые явно поторопились с выводами-)))

      [Цитировать]

  • Фото аватара Искандар:

    Очень неоднозначный текст. В первой части так и веет феменизмом, а мужики то блин ущербные, в плане цветовосприятия… Кроме того есть замечания по физиологии — автор видимо не знает что тестостерон в довольно заметных количествах присутствует и в женском организме. А влюбленность и романтические отношения у мужчин снижают уровень тестостерона, а у женщин повышают. Выходит влюбленные мужики должны воспринимать цвета лучше? Так же удивили два утверждения про зрение, которые логически плохо связаны. Если у мужчины тунельное зрение с боковым углом восприятия в 45°, а у женщины переферическое широкопольное аж в 180° то как же мужики видят всю картину сразу?
    Наконец, в списке литературы четыре, повидимому неплохих источника, а выжать удалось только трансдукцию и физиологию. При этом нет ни одной книги по психологии которая , тем не менее, выведена в заглавие… мдя…

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.